ДЫМКОВСКАЯ РОСПИСЬ

Дымковская роспись

Гончарное ремесло – один из старейших русских промыслов. Помимо полезной в быту утвари, на свет появлялись глиняные фигурки, которые выполняли роль игрушек и обрядовых предметов. Так началась история дымковской росписи – самобытного символа Вятского края и народного искусства России в целом.

Праздничное побоище

Весенний праздник Свистопляска на Вятской земле отмечался с языческим размахом. Повод сложно назвать радостным: таким образом чтили память погибших в Хлыновском побоище. По преданию вятская и устюжская дружины в темноте перепутали друг друга с вражескими воинами, что закончилось большой трагедией. Но время лечит, и на память об этом событии остался праздник с песнями, плясками и, как видно из названия, свистом. Специально для этого изготавливали свистульки – игрушки с отверстиями. Вскоре это оформилось в традицию, а фигурки стали красить в яркие цвета. Так постепенно оформилась дымковская роспись, названная в честь слободы у города Вятки (ныне Кирова).

Возрождение росписи

Традиционно производством игрушек занималось женское население слободы Дымково. Мастерицы сами набирали в округе красную глину, месили её с речным песком и лепили фигурки. Из шарообразного комка формировалось тело, затем с плавными переходами жидкой глиной прикреплялись детали – руки, ноги, хвосты, аксессуары. После просушки поделку покрывали разведённым в молоке мелом, искусно расписывали красками, подчёркивали позолотой и добавляли последним слоем взбитое яйцо для яркости. Красочный товар привозили в Вятку, где игрушки охотно раскупали.

Искусство передавалось от поколения к поколению, но в 20-х годах XX века чуть не оказалось преданным забвению. Промысел от вымирания спасла мастерица Анна Мерзина, которая продолжала лепить игрушки, в то время как её товарки осваивали более выгодный тогда гипс. Чуть позднее была организована артель, чтобы мастерицы сохранили традиции и передали их будущему поколению. Так возродилась дымковская роспись на игрушках со всей своей самобытностью и узнаваемым почерком.

Дымковская игрушка || Свистулька || Барашек

Особенности дымковской игрушки

Основные элементы росписи – круги, клетки, полоски и точки с чёткими границами. Кажется, что игрушку украшал ребёнок – возможно, поэтому она неизменно вызывает только положительные эмоции. Поскольку фигурки выполняются только вручную, на свете не существует двух абсолютно одинаковых изделий, каждая игрушка индивидуальна и с характером. Самые популярные образы – яркие птицы с пышными хвостами, барыни в изысканных городских нарядах, барашки, лошадки, колокольчики, кавалеры и всадники. Коллекционеры ценят сюжетные фигурки, с помощью которых можно создавать сценки – например, деревенский праздник.

ВеДеДо Мультфильм «Сказ об Игрушке Дымковской». Коренблит С.С.

Дымковская роспись всегда контрастная и жизнерадостная – чёрный цвет присутствует минимально, только для подчёркивания деталей. Такая игрушка уже несколько веков вызывает положительные эмоции, поэтому и пользуется спросом, поэтому-то незамысловатому и самобытному вятскому сувениру быть. И кстати, вмешательство современных технологий в производство до сих пор незначительно – традиции мастерства остаются неизменными.

Дымковская роспись. Занятие по прикладному творчеству в частном детском саду «Развитие».

Музей русской печи в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Традиционную русскую печь видел каждый: на иллюстрациях к сказкам, в деревенском доме у бабушки, в музее. Но бывали ли вы внутри печи? Только в ЭТНОМИРе у вас есть такая возможность! Милости просим заглянуть в самую большую в мире Русскую Печь высотой с трёхэтажный дом и узнать всё о её истории и устройстве!

Дымковская игрушка «Барыня»(роспись)

Поднявшись внутри по кованой винтовой лестнице на самый верх, вы окажетесь на одной из обзорных площадок ЭТНОМИРа. Отсюда открывается замечательный вид на парк и можно рассмотреть с высоты избы, расположенные вокруг печки.

Дымковская игрушка Элементы росписи

Дымковская игрушка

История дымковского промысла насчитывает около 400 лет. Это потомственное домашнее ремесло, передававшееся по женской линии. Традиционное место его бытования – город Вятка (ныне Киров).

Глиняная игрушка, выполненная методом ручной лепки, прошедшая обжиг при температуре 850 градусов, побеленная и расписанная яркими темперными красками традиционными орнаментами, характерными только для этого промысла.

Дымковская игрушка Павлинчик

Дымковские игрушки всегда украшаются ромбами из золотой потали или сусального золота.

Дымковская игрушка. Барыня.

Каждая игрушка от задумки до воплощения всегда создается одной мастерицей на всех этапах: от лепки до росписи.

Дымковская игрушка

Для дымковских игрушек характерно большое разнообразие форм – это фигурки и свистульки в виде животных и птиц, коней-двухголовок и трехголовок, всадников, нарядных барынь и деревенских крестьянок. Многих барынь сопровождают офицеры или мужики городские и деревенские.

Сегодня мастерство, как и прежде, бережно передается «из рук в руки» от опытных мастериц молодым, тем самым сохраняется преемственность поколений в народном художественном промысле.

Дымковская игрушка

Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.

Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.

В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.

Дымковскую игрушку делают из ярко-красная глины, которую перемешивают с с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и долепливают. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров. Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Дымковская игрушка. (Презентация/видео/фильм/Киров)

Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины. Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2022 года. В октябре 2022 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов

В 2022 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2022 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции. Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка — самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Дымку часто называют визитной карточкой Вятского края.

В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они — свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.

Coloring clay toys Дымковская роспись Russian Polka

В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, весёлых каруселях продолжают жить многовековые традиции дымковского искусства (дымковский промысел возник в XV веке), бережно сохраняется архаика древних образцов.

Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка — это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.

Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства. У дымки есть свой товарный знак, а особая красочность и нарядность дополняются ромбиками сусального золота, который присущ только ей.

В Кировской области сохраняются и другие народные промыслы, обладающие ярким самобытным характером. Изделия народных умельцев яркостью красок, изысканностью форм и удивительной фантазией производят на гостей региона неизгладимое праздничное впечатление.

Роспись дымковской игрушки || Барышня

Знакомство с народными промыслами Вятского края начните с фотовыставки дымковской игрушки, открытой для Вас на этой странице.

Фотовыставка

1 — 9 из 27
Начало | Пред. | 1&nbsp2 3 | След. | Конец | Все

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Его воз­ник­но­ве­ние в сло­бо­де Дым­ко­во, близ Вят­ки (ны­не на тер­ри­то­рии города Ки­ров), по-ви­ди­мо­му, от­но­сит­ся к конwe XVII века и свя­за­но с народным ве­сен­ним празд­ни­ком «Сви­сту­нья» («Сви­сто­пля­ска»), уча­ст­ни­ки ко­то­ро­го сви­сте­ли в гли­ня­ные иг­ру­шеч­ные сви­стуль­ки и пе­ре­ки­ды­ва­лись рас­пис­ны­ми гли­ня­ны­ми ша­ри­ка­ми. В середине XIX века под влия­ни­ем фар­фо­ро­вой пла­сти­ки в дым­ков­ском про­мыс­ле воз­ни­ка­ют но­вые фор­мы иг­ру­шек: изо­бра­же­ния жи­вот­ных, птиц, во­до­но­сок, всад­ни­ков, дам, кор­ми­лиц и др.

Мастер-класс «Дымковская глиняная игрушка»

Дымковская игрушка ле­пит­ся из крас­ной гли­ны, пе­ре­ме­шан­ной с мел­ким реч­ным пес­ком. По­сле про­суш­ки и об­жи­га иг­руш­ки по­кры­ва­ют тем­пер­ны­ми бе­ли­ла­ми (пре­ж­де по­бел­ку осу­ще­ст­в­ля­ли ме­лом, раз­ве­дён­ным на мо­ло­ке) и ук­ра­ша­ют гео­мет­рическим ор­на­мен­том, со­стоя­щим из кле­ток, ова­лов и кру­гов; де­кор за­вер­ша­ют ром­би­ки из по­та­ли или су­саль­ного зо­ло­та, на­кле­ен­ные по­верх узо­ра. К концу XIX века производство гли­ня­ных иг­ру­шек бы­ло пол­но­стью вы­тес­не­но бо­лее де­шёвы­ми и тех­но­ло­гич­ны­ми гип­со­вы­ми от­лив­ка­ми, под­ра­жав­ши­ми фар­фо­ро­вым из­де­ли­ям.

Воз­ро­ж­де­ние про­мыс­ла свя­за­но с име­на­ми А. А. Мез­ри­ной — по­томственной мас­те­ри­цы, со­хра­нив­шей приё­мы леп­ки и рос­пи­си иг­ру­шек, и художника А. И. День­ши­на — ав­то­ра пер­вых мо­но­гра­фий о про­мыс­ле и ор­га­ни­за­то­ра це­ха в со­ста­ве коо­пе­ра­тив­но­го товарищества «Вят­ский ху­дож­ник» (1933 год), где ра­бо­та­ли Мез­ри­на, О. И. Ко­но­ва­ло­ва, Е. А. Кош­ки­на, Е. И. Пен­ки­на. С это­го вре­ме­ни дымковская игрушка пред­став­ле­на в экс­по­зи­ци­ях поч­ти всех вы­ста­вок русского народного искусства.

Дымковская игрушка (1985)

В 1953 году то­ва­ри­ще­ст­во пре­об­ра­зо­ва­но в ху­дожественно-про­из­водственные мас­тер­ские при Ки­ров­ском от­де­ле­нии Ху­дожественного фон­да СССР; с 1992 года объ­е­ди­не­ние «Народный ху­дожественный про­мы­сел "Дым­ков­ская иг­руш­ка"». Сре­ди мас­те­риц: Е. И. Косс-День­ши­на, З. В. и Р. В. Пен­ки­ны, Л. С. Фа­ла­лее­ва, Н. П. Тру­хи­на, О. И. Ко­но­ва­ло­ва, З. Ф. Без­де­неж­ных, Л. Д. Ве­ре­ща­ги­на, Н. П. Бор­ня­ко­ва, Р. А. Кол­ча­но­ва, А. В. Кузь­ми­ных, Л. Н. До­ки­на, В. П. Пле­мян­ни­ко­ва, З. П. Фо­ми­на, Г. И. Ба­ра­но­ва, А. Д. Ви­дя­ки­на, Л. В. Груд­цы­на, Н. А. Еф­ре­мо­ва, Н. Н. Ску­ри­хи­на.

Дымковская игрушка на все времена

Дымковская игрушка — звонкое солнце в каждой краске

Наверняка многие видели белые глиняные фигурки стилизованных барынь в кокошниках или всадников на лошадках, индюшек с раскидистыми хвостами, раскрашенных в яркие цвета наивными кружочками и полосочками. Это — Дымковская игрушка, старинный промысел на реке Вятке в слободе Дымково, имеющий почти пятисотлетнюю историю.
Дымковский промысел никогда не был промышленным производством, а всегда был семейным кустарным ремеслом, отражающим неисчерпаемую энергию русского народа, способную противостоять любым катаклизмам, излучая в любых жизненных условиях радость и оптимизм.
Сначала керамические игрушки-свистульки делали все жители слободы Дымково к ежегодной ярмарке-празднику «Свистуньи-свистопляски», которая являлась продолжением ежегодного поминовения погибших на Хлыновском побоище в 1412 году вятчан и устюжцев, когда воеводства двух городов затеяли между собой битву.

Вот описание этого праздника генерал-майором Серпуховского драгунского полка Н. З. Хитрово, сосланного царем в Вятку в 1811 году:

Уроки творчества Дымковские узоры

«Жители города Вятки толпами собираются в сей день к небольшой деревянной часовне, где поют панихиды о упокоении душ своих соотечественников и родных, убиенных в тот день… Все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопримечательного дня — прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и, стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные красками и позолоченные. Сей праздник называется в сем крае «свистопляска».

Поражает устойчивость традиции, ведь с момента упоминаемого события прошло уже почти 400 лет.

Рисование 53. Дымковская игрушка — Шишкина школа

Дымковская керамическая игрушка всегда отражала представления людей об отношениях, о природе вещей, в ней, как в зеркале можно было увидеть древние образы окружающего мира.

Каждая игрушка является полностью индивидуальной работой, которую лепит и расписывает один мастер.

Дымковская игрушка

Игрушки делаются из гончарной глины, сушатся несколько недель, обжигаются, затем обмазываются раствором мела на молоке (сейчас темперными белилами), после чего просушиваются и раскрашиваются в яркие цвета — красный, синий, зеленый, желтый и т. д.

Все цвета несут в себе определенную символику. Так, зеленый — это цвет жизни, красный — цвет огня и солнца, синий — цвет неба, белый — чистоты и нравственности.

Дымковская игрушка история

Как и в других традиционных русских промыслах, символичны фигуры, которыми расписывают керамическую игрушку. Символы эти имеют языческое, дохристианское происхождение, но в сознании народа живы до сих пор.

За столетия существования на промысле сформировались семьи потомственных мастеров. Каждая семья имела свой почерк, а игрушки отличались по орнаменту, цветовой гамме и пропорциям. Также, была специализация по сюжетам. К XIX веку на промысле работало около пятидесяти семей, создающих керамические игрушки.

Дымковская игрушка из соленого теста

Наиболее распространенными были бытовые сюжеты — это разнообразные «барыньки», «всадники», «индюшки», «петухи», «бараны с золотыми рогами», «олени» и, конечно, «скоморохи».

В конце XIX века, в связи с общемировой индустриализацией, промысел начал испытывать трудности. Спрос на керамику упал и прокормиться только за счет нее семьям стало уже невозможно. Поэтому многие мастера перестали ею заниматься, ища более доходные виды деятельности.

Сохранением промысла мы обязаны художнику-пейзажисту А. И. Деньшину, который очень увлекся этим необычным народным творчеством своей родины и в 1930 году уговорил мастериц продолжить заниматься своим искусством и объединиться в артель «Вятская игрушка».

Алексей Иванович Деньшин (1893–1948). Живописец-пейзажист. Родился и умер в Вятке. Организатор Вятского художественного музея, заведующий отделом искусства Вятского Губоно, художественный руководитель игрушечного отделения Вятских художественно-промышленных мастерских.

На тот момент в Вятке остались всего три мастерицы, которые продолжали заниматься керамикой профессионально — А. А. Мезрина, Е. И. Пенкина и Е. А. Кошкина. Именно эти женщины вырастили новую плеяду художников-мастеров, которые продолжают развивать промысел и в наши дни.

Сегодня на промысле мастерицы занимаются только творчеством, все технологические процессы исполняются машинами — очистка глины, замес, подготовка красок. Однако, керамическая игрушка все равно является полностью ручной и ее от начала до конца делает один мастер.

Используемые краски тоже изменились — сейчас используются анилиновые, темперные или специальные керамические краски. На смену палочкам пришли колонковые кисти, которыми можно более точно прописать детали на игрушке. Художники лепят игрушку и расписывают ее.

Вся современная продукция делится на массовую и выставочную керамику. Для игрушек, ориентированных на широкого потребителя используются старые мотивы и отработанные формы. На выставочных работах художники ставят эксперименты и пробуют новые творческие приемы. Дымковская игрушка особенно хорошо смотрится в композициях из нескольких фигур.

Дымковская игрушка Нянюшка птичница

Интересна, с этой точки зрения, работа художницы Л.Д. Верещагиной из 120 керамических фигурок «Праздник Преображения», сюжетом для которой стали реальные исторические события из истории Вятского женского Преображенского монастыря.

В составе композиции есть и архитектурные элементы — храмы, колокольни, дома, пекарни. Есть тут и жанровые сценки — скотный и птичий двор, сенокос, крестный ход. Вокруг монастыря изображен город и его жители. Художница воссоздала законченную картину мира, с его прошлым, настоящим и мечтами о будущем.

Самым бесценным в Дымковской игрушке является ее сохранившаяся связь с прошлым и преемственность традиций. Современные художники, осваивая ремесло, никогда не пройдут мимо творчества старых художников-мастеров и обязательно изучат каждую работу, поскольку именно так можно понять суть Дымковской игрушки.

Только глубокое почтение к прошлому, изучение судеб и творений предшествующих поколений может дать основу для будущего. Это касается абсолютно всех сфер человеческой деятельности, но только солнечная Дымковская керамика, сохранившая жизнеутверждающие традиции народа, дает нам надежду на возрождение нации.

Дымковская игрушка

Большую известность получила игрушка из слободы Дымково, расположенной близ г. Вятки. Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья», к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождался бойкой торговлей свистульками. Их яркая красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Лепились игрушки из местной красной глины, обжигались, затем покрывались меловым грунтом, разведенным на молоке. По белому фону игрушка расписывалась анилиновыми красками, разведенными на яйце. Цвета этих красок поражают своей силой, праздничностью. Яркая малиновая, желтая, синяя роспись на белом фоне обогащается орнаментами в виде точек, кружочков, кисточек. Сочетание нескольких цветов в одном изделии требует от мастерицы особого умения.
Иногда узор покрывался кусочками сусального золота, придававшими изделиям еще большую нарядность. Образы дымковских игрушек отражают городской быт. Дамы и кавалеры, кормилицы, няньки, модницы, удалые всадники отличаются яркостью красок, особой выразительностью, яркой праздничностью и юмором. Форма изделий, так же, как и роспись, условна. Со временем дымковская игрушка находит широкое применение в быту как декоративное украшение. В связи с этим значительно укрупняется и размер изделий дымковских мастериц. Часто встречаются многофигурные композиции, изображающие народные гулянья, праздники. Дымковская игрушка близка народу метким изображением характеров, остроумием, чувством радости жизни. В этом ее непреходящая ценность и уникальность.
В XIX веке Елабужский уезд входил в состав Вятской губернии (ныне Кировская область), которая является родиной дымковской игрушки. В фондах Елабужского музея-заповедника собрана богатая коллекция вятского сувенира. Сегодня она представлена в музее-мастерской декоративно-прикладного искусства.
На фото игрушки из фондов Елабужского музея-заповедника: «Барыня в черной шляпе», «Петушок», «Парочка нарядная», «Медведь и балалаечник», «Индюк».