КАК ВЫШИВАТЬ ПОЛУКРЕСТОМ

Народный УЧЕБНИК вышивки

Часто начинающие вышивальщицы задают вопрос: «В чем разница между полукрестом и петитом ведь на лицевой стороне вышивки они выглядят практически одинаково, и какую технику выбирать для вышивания?»
0. История гобеленового стежка.
1. Техники для сложных счетных схем: крестик и петит-полукрест
2. Полукрест и гобеленовый стежок петит-пойнт
— основные различия — когда и для чего применяются
— на каких тканях вышиваются
— плюсы и минусы этих техник
— возможные неприятности
3. Совмещение петита и полукреста в одной вышивке.

Советы самые простые:
1. Выбросить пяльцы.
2. Обзавестись хорошей рамой с четырехсторонней надежной натяжкой основы.
3. Тренировать ТРЕНИРОВАТЬ тренировать руку! Учиться вышивать НЕ затягивая стежки. Гем-наперсток в помощь.
4. И само собой выбирать для вышивания качественные вышивальные ткани надежных производителей.

И конкретно по уплывшей в ромб картинке:
1. Намочить, промокнуть заворачиванием в полотенце. И отпаривать утюгом (на шелк) с изнанки насильственно вытягивая вышивку в ровный прямоугольник. Линейка-угольник в помощь.
2. Надеяться что попадется хороший мастер в багетной мастерской который сумеет выровнять вышивку специальными инструментами натягивая ее при оформлении.

Как вышивать полукрестом

Вышивка полукрестом используется как самостоятельная или в сочетании с крестом, вышивкой лентами и объемными техниками. Часто к такому же приему относят классический гобеленовый стежок и петит.

Эта техника предполагает выполнение только одного косого стежка, который образует половину крестика. В зависимости от того, сколько нитей используется в работе, вышивка получается плотной или свободной.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Зачем используют полукрест в вышивке

Классический полукрест в первую очередь используется в сочетании с крестом для придания работе большей выразительности и объемности. Он позволяет подчеркнуть вышитые крестом детали и при необходимости создает нежный фон, который напоминает акварельный. При этом обычно для полукреста используется меньшее количество нитей мулине, чем для креста, что подчеркивает выпуклость основных элементов.

В ряде работ весь узор вышивается в технике полукреста. В этом случае в зависимости от дизайна могут делаться стежки разным количеством нитей. Данная техника отличается простотой в освоении, скоростью работы и экономичностью в расходе мулине или шерсти для вышивания.

Как вышивать полукрестом – описание техники для начинающих

Вышивка полукрестом относится к наиболее простым техникам. Освоение ее требует минимального количества времени.

Вышивка ведется по схеме с соблюдением одинакового наклона стежков. Они выполняются поочередно рядами. Нить закрепляют без узлов, проводя под нитками основы или уже выполненными стежками.

Использовать в работе спутанную или мохрящуюся нитку не следует, так как любые погрешности в материале будут заметны.

Виды стежков

Классический полукрестик вышивается по приведенной выше схеме. Однако к такой технике иногда относят другие виды стежков.

  1. Петит. На лицевой стороне работа выглядит так же, как при вышивке полукрестом, но при этом стежки лежат плотнее, основа не просвечивает. Главное отличие этой техники в том, что при ней на изнанке формируются тоже наклонные стежки, а не вертикальные. При такой технике нитку выводят на лицевую сторону в месте, где будет верх стежка, и после опускают в его нижнюю точку. Далее ее по изнанке протягивают к верхней точке следующего петита и опускают в нижнюю. Таким способом пошагово ведут всю работу. Другое название — гобеленовый шов.
  2. ½ креста. Такой способ вышивки правильно назвать дробным крестом, так как в этом случае половина крестика выполняется ниткой одного цвета, а вторая – другого.
  3. Полукрест при вышивке бисером. Если вышивка бисером ведется с полным зашивом всего поля, для закрепления бусинок тоже применяют полукрест. Техника также называется монастырской. В этом случае работа ведется по привычной схеме, но на нитку каждый раз нанизывается бисеринка.

Освоив вышивку полукрестом, удастся быстро научиться красиво вышивать полным крестиком.

Направление движения иглы при вышивке

Стежок может идти слева направо или справа налево. В каком направлении вести работу, зависит от привычки рукодельницы, рекомендаций разработчика дизайна и от самого узора. Главным правилом является только то, что все стежки должны быть направлены в одну сторону.

Полукрест относится к основным техникам в вышивке и применяется в схемах многих производителей. Он встречается в простых разработках и в сложных дизайнах, которые предназначены для опытных мастериц.

Полукрест. Хитрости выполнения. Полукрест — самое интересное в блогах

Для начинающих поясним, что шов полукрест, или неполный крест, применяют в вышивке сам по себе, а также при вышивании крестиком для оформления отдельных участков работы. Чтобы вышивать полукрестом, нужно крестообразный шов заменить на один стежок. Там, где мы используем полукрест, вышивка напоминает рисунок акварелью. Этот эффект достигается за счет неполного заполнения клеточки нитками. Он еще усилится, если мы уменьшим сложения ниток, то есть вместо 4 или 3 сложений, сделаем 2 или 1. Зачастую крестообразный шов заменяют на полукрест для того, чтобы вышивка казалась более нежной, полупрозрачной.

Отметим еще одну важную деталь. Если в одном ряду стежки идут снизу вверх, то в следующем обязательно наоборот, то есть сверху вниз. Это делается для того, чтобы избежать провисания нитей с изнанки. При этом направление стежка остается всегда одинаковым. Техника заключается в том, что одна клеточка равняется одному стежку. Схема вышивки должна безукоризненно соблюдаться. Изучая шов полукрест, можно воспользоваться видео, хотя конечно он очень простой, и при желании его можно освоить по описанию, данному в нашем уроке.

Попробуем сравнить на одной и той же работе участки, вышитые крестиком и полукрестом. Крестик выглядит гораздо темнее, чем полукрест. Постепенный переход к более светлым тонам достигается уменьшением количества сложений с 3-4 до 2-1. Поясним для начинающих , как вышивать полукрест. Техника совсем не сложная. Первое действие-закрепление нитки петлей или под стежком. Продолжаем наш полукрест, делая стежки по диагонали наших клеточек. Вышивка, которую именуют как крестик, достигается в одной клеточке при помощи двух стежков крест- накрест. Мы же заменим ее на всего один стежок в клеточке, прошитый по диагонали. Ряды полукреста могут располагаться как снизу вверх, так и сверху вниз. Если в нашей вышивке соседствуют крестик и полукрест, то направление стежков последнего должно быть в ту сторону, в которую располагается верхний стежок крестика.

Видео: вышиваем полукрестом

Петит поинт его сходства и различия с полукрестом

Те из вас, кто только сейчас начал приобщаться к искусству вышивки, часто не могут найти различия между полукрестом и так называемой вышивкой петит. По-другому ее называют гобеленовой, т.к. она выполняется гобеленовым швом . Внешне эти две разновидности полукреста почти не различаются, а вот техника их выполнения не совпадает. Различия в вышивке заметны только с изнанки, именно по причине отличия техник. При этом схема у них может быть абсолютно одинаковой. Так, полукрест имеет стежок с изнанки, который есть кратчайшее расстояние по прямой линии между двумя выходами нити на лицевую сторону. Вышивка петит с изнанки выглядит, как длинная косая диагональ, проходящая по самому большому расстоянию между точками выхода.

Косметичка вышитая в технике петит поинт

Наибольшее применение вышивке петит находится при сплошной зашивке любой поверхности. С ее помощью достигается идеальная плотность и равномерность данной зашивки. Если схема изображения разработана в стиле гобелен , то петит подойдет отлично. В случае, когда необходимо создать только эффект гобелена, его отлично может заменить шов полукрест. Он хорош для быстроты зашивки фона, экономии ниток и для получения объема. В этом случае используется техника, когда вышивать нужно крестик и полукрест по очереди.
Петит принято вышивать на особых гобеленовых тканях. Это кордова и страмин, а также ткани плетением через одну нить. Его называют корзинным плетением. Полукрест требует тканей так называемого блочного плетения. Такая ткань называется Аида. Можно использовать также ткань через две нити основы, редко через одну нить основы.

Плюсы и минусы вышивки петит поинт

  • Плюс. Стежки ровные за счет того, что рабочая нить как бы обвивает нитку основы;
  • Плюс. Высока плотность, изнанка получается толстой и удобной для маскировки хвостиков при изменении цвета ниток;
  • Минус. На нее уходит очень много ниток;
  • Минус. При вышивке на плотной ткани и сложении в 3-4 нитки, изнанка выходит слишком толстой и создает трудности, поэтому петит рекомендуется вышивать тем, кто имеет определенный опыт;

Плюсы и минусы вышивки полукрест

  • Плюс. Вышивается быстрее, чем крестик или петит поинт;
  • Плюс. Очень проста и экономна (расход ниток меньше на 1/3);
  • Плюс. Её внешний вид отличается большим изяществом;
  • Плюс. Дает возможность варьировать цвета, меняя количество сложений нити с 3-4 до 1-2;
  • Минус. Относительную неровность стежков. Они менее аккуратны, чем стежки крестик или петит.

Видео: вышиваем в технике петит поинт

Вышивка бэкстич

На этом уроке мы с вами разберемся еще в одном виде вышивки, называемой бэкстич. Техника проста для любой вышивальщицы. Этот шов называют также «назад иголку». Им принято вышивать контур изделия, которое уже закончено. Особенно хорошо и полезно использовать бэкстич для оформления мелких деталей. На лицевой стороне оформленный контур изделия выглядит, как простроченный на машинке. Изнаночные стежки более длинные, накладываются на середину друг друга.

Контур вышитый швом бэкстич

Бэкстич нужно вышивать так: 2 стежка вперед, 1 назад. Длину стежка можно выполнять произвольно, но она должна быть одинаковой по размеру и направлению. Стежок по диагонали должен быть примерно равен размеру 1 клетки. Горизонтальные и вертикальные могут равняться 3-4 клеточкам, но не более 5. Лучше всего, когда длина стежка по размеру соответствует высоте 1 крестика.
Необходимые условия для вышивки бэкстич.

  • Иголку для бэкстич нужно брать очень тонкую, обычная вышивальная игла сюда не подходит;
  • Иголка должна иметь широкое ушко. Нам подойдет, например, штопальная игла;
  • Кончик нитки можно завязать узелком, чтобы она не выпала при работе;
  • Начинать вышивку бэкстич можно с любого места, где вам больше по душе. Если в процессе выполнения контура, вы затрудняетесь проткнуть какой либо крестик или клеточку, и все у вас очень туго затянуто, то вы можете пустить линию где-нибудь в другом месте, с условием, что рисунок и схема не будут нарушены.

Для вышивки швом бэкстич, нам необходимо взять нитку более тонкую, чем наша основная нить. К примеру, мы вышиваем нитью в 3 или 4 сложения, а контур будем обводить швом бэкстич в 2 или даже в 1 сложение. Линии контура вышивки должны быть плавным, а не угловатыми. Нужно непременно смотреть на схему и следовать ей. На схеме изображается черными контурными линиями. Они проходят по всему рисунку и делают его более ярким, контрастным и завершенным. Нитки можно использовать самые простые темных цветов. Если применять мулине, контур может получиться более грубым и растрепанным. Вышивается бэкстич в любых направлениях, слева направо, снизу вверх, и так далее. Особенно полезно вышивать швом назад иголку там, где имеются геометрические фигуры. Вся работа становится более контрастной и приобретает совершенно законченный вид. Если вы хотите быть уверены, что нить не провиснет, вышивайте окантовку после стирки готового изделия.

Видео: вышиваем швом бэкстич

Техника вышивания крестом или крестиком и полукрестом — одна из самых известных и популярных в народном творчестве.

Рис.23. Шов «полукрест» и его варианты

Эти техники известны издавна, но широко распространились во второй половине прошлого столетия.
Вышивать этими швами можно по счету нитей на ткани полотняного переплетения, по канве и по контурам, обозначенным точками. Можно вышивать по выдернутым из ткани поперечным и продольным ниткам, образующим квадраты. В каждом квадрате вышивают по одному стежку полукреста или одному крестику.

Во время работы необходимо следить за отсчетом нитей ткани и одинаковым направлением верхних стежков, чем меньше размер крестика, тем изящнее вышивка .
Существует несколько разновидностей вышивки крестом. К ним относятся: полукрест, или роспись, крест прямой и косой, удлиненный и расширенный, одинарный (из двух перекрещивающихся стежков), двойной (болгарский) и трехстежковый.

Полукрест, или роспись, — двусторонний шов, состоящий из тонких линий, образуемых равномерными прямыми (горизонтальными и вертикальными) и косыми (диагональными) стежками. Выполняется в два приема. Сначала слева направо шьют ряд прокладочных стежков, обозначающих контур узора и мелкие детали на внешней и внутренней стороне контура. Один стежок ложится с лица, другой с изнанки. После того как ряд
пройден до конца, рабочей ниткой в обратном направлении (справа налево) заполняют промежутки между стежками и вышивают детали узора, расположенные внутри контура (рис. 23). Пунктир на рисунках показывает направление хода стежка с изнанки.

В народных вышивках полукрест, один из наиболее древних швов, применяется и как самостоятельный, и как дополнительный в сочетании с другими швами.

Рис.24. Разновидности шва «полукрест»: а — чешуйка; б — клетка; в — шашечки; г — кустики; д — птичка

К разновидностям полукреста относятся ступенчатые стежки, чешуйка, клетка, шашечка и многие другие (рис. 24,а-в).
На основе шва «роспись» создано много декоративных узоров, выполняемых одним или несколькими цветами ниток (рис. 24,г,д). Стежками полукреста вышивают обводку отдельных мотивов узора, выполненных другими швами: гладью, выкалыванием, крестиком и др.

Рис.25. Шов «пилочка»: а — в два хода; б — в один ход; в — трехрядная «пилочка»

Шов «пилочка», или «кривулька», выполняется как в два хода (рис. 25,а), так и одним ходом (рис. 25,6). Она может быть в один, два и три ряда (рис. 25,в), с украшением.

Рис.26. Шов «мудреный»

Шов «мудреный» выполняется стежками полукреста в два хода. Сначала вышивается контур фигуры, а затем при обратном ходе заполняется площадь узора (рис. 26).
В народных вышивках женских рубах встречаются небольшие прямоугольники такого шва, вышитые белыми нитками и расположенные вертикальными полосами по длине рукава.

Рис.27. Шов «косая стежка»: а — стежки разного наклона и длины; б-г — последовательность выполнения рядов «косой стежки»; д,е — изменение направления стежков в зависимости от узора; ж — орнаментальная полоса

Косая стежка — глухой односторонний счетный шов. Выполняется наклонными, плотно прилегающими друг к другу или отстоящими друг от друга на некотором расстоянии стежками разного наклона и длины (рис. 27,а). Удлиненные стежки выполняют на четном количестве нитей ткани, где количество нитей по горизонтали (4-8-12) в два раза больше, чем по вертикали (2-4-6). Наклон отдельных стежков и наклон всего ряда зависят от количества нитей ткани, взятых под стежок как в вертикальном так и в горизонтальном направлениях.

Косой стежкой можно вышивать прямые (узкие и широкие) полосы, отдельные фигуры или заполнять ею целые орнаментальные мотивы.
Для первого стежка (1 -2) наклонного ряда, который шьют снизу вверх, от края контура узора, то есть места закрепления рабочей нити (1), отсчитывают слева направо по горизонтали четыре нити ткани и две вверх по вертикали. Вводят иглу с лица в ткань (2) и выводят с изнанки справа налево через две нити (3). .Второй стежок (3-4) делают снова слева направо на две нити выше первого, третий (5- 6) — на две нити выше второго и т.д. (рис.27,б).

Для начала второго ряда, который шьют сверху вниз, последний стежок первого (или предыдущего нечетного) ряда на изнанке заканчивают слева направо (6-7), а косой стежок кладут сверху вниз справа налево, вводя иголку в верхние проколы стежков предыдущего ряда (рис. 27,в,г).

В зависимости от рисунка можно изменить направление стежков, делая крестообразный поворот и переходя на правую сторону (рис. 27,д), или начать вышивание с центра фигуры (рис. 27,е). Последовательность вышивания косой стежкой орнаментальной полосы показана на рисунке 27,ж. Ход работы напоминает одностороннюю счетную гладь.

Рис.28. Шов «куриный брод»

КАК ВЫШИВАТЬ В ТРИ НИТИ, ЗАКРЕПКА БЕЗ УЗЛОВ. Техника #вышивкакрестом, #полукрест.

Этот вид вышивания встречается- у многих народов и имеет свои местные названия, колорит, богатство орнаментальных мотивов. В народных вышивках Белоруссии, России, Украины косыми стежками выполнялись двух- и трехрядные диагональные полосы, дополняющие узоры гладью, крестом, выколом, вырезыванием. Иногда они носят местные названия — «куриный» или «сорочий брод» (рис. 28).

Рис.29 Шов поддевчатый: а — в один ряд; б — из отдельных звездочек; в — сплошной ряд со звездочками

Поддевчатый шов — глухой односторонний шов, который выполняется по счету нитей вертикальными стежками, поддетыми короткими поперечными. С изнанки образуются горизонтальные стежки. В России выполняется красными, белыми и желтыми нитками по синей крашенине или черному бархату; по кумачу оранжевыми, желтыми и черными шерстяными или льняными нитками.

Сочетается с косой стежкой, крестом, мишурой, блестками и золотным шитьем.
Узоры, выполненные поддевчатым швом, состоят из ажурных полос разной ширины, треугольников, ромбов. Этим швом подчеркивали орнаментальные полосы других швов и заполняли плоскости геометризованных фигур.

Узкая полоса шириной в один ряд выполняется в два приема (рис. 29,а). Сначала по счету нитей ткани кладут вертикальные стежки ряда слева направо. В последнем стежке рабочую нить выводят на одну нить выше нижнего конца стежка. На иглу слева направо, снизу вверх поддевают предыдущий (предпоследний) стежок и протягивают рабочую нить. Справа налево сверху вниз поддевают предпоследний стежок и вводят иголку с ниткой сверху вниз слева направо под предыдущий (третий) стежок. Поочередно обвивая вертикальные стежки рабочей ниткой то сверху, то снизу, вышивают декоративную полоску любой длины.

Ряд из отдельных звездочек делают на двух рядах вертикальных стежков в четыре хода (рис. 29,6). При переходе от одной фигуры к другой делают длинный горизонтальный стежок с изнанки. Сначала кладут верхний ряд вертикальных стежков слева направо, а затем справа налево — нижний. Далее перевивают верхние стежки рабочей ниткой слева направо, а нижние, возвращаясь, справа налево. Более сложный узор поддевчатого шва дан на рисунке 29,в.

Рис.30. Варианты поддевчатого шва

Украинский «верхоплут» выполняется в один, два и более рядов, создавая ажурные фигуры из ромбов и треугольников, которые используются как самостоятельная вышивка или как дополнение к другим швам (рис. 30,а). Эстонские «торн» и «кюла», украинский «бегунец» (рис. 30,б,в) созданы на основе перевива наклонных стежков и очень красочны.

Рис.31. Крест косой односторонний в два хода: а — в варианты выполнения

Крест косой односторонний выполняется двумя перекрещивающимися стежками. Вышивается в горизонтальном, вертикальном и диагональном направлениях в два приема в старинных народных вышивках (рис. 31,а — в)

Рис.32. Крест косой в один ход: а — в варианты выполнения

и в один прием в современных (рис. 32).

Рис.ЗЗ. Крест удлиненный: а — в высоту; б — в длину; в — в узор

Удлиненный косой крест вытянут в высоту (рис. 33,а) или в длину (рис. 33,6), то есть вышивается по прямоугольнику, стороны которого не равны (рис. 33, в). Применяется в декоративных вышивках.

Рис.34. Крест рассыпной: а — узор; б — ход;в — в два хода

Крест разреженный (рассыпной) был очень популярен в вышивках первой четверти нашего столетия. Ажурные узоры, вышитые черными нитками на белом полотне, очень напоминали кружево и назывались «обманка» или «фальшивое кружево» (рис. 34,а). Выполняется двумя способами: в один прием (рис. 34,6) и в два приема (рис. 34,в). Второй способ — двусторонний, применяется в вышивке блузок из прозрачных тканей, на рушниках и занавесках, где просматривается изнаночная сторона.

Рис.35. Косой крест: а — двухрядный; б — трехрядный

Крест двухрядный (косой) представляет собой два ряда косых крестиков, расположенных в шахматном порядке (рис. 35,а). Применяется в оформлении краев изделий (подшивка манжет, салфеток), может дополнять узор в сочетании с другими швами. Таким же способом выполняется и крест трехрядный (рис. 35,6).

Рис.36. Крест прямой

Рис.37. Крест двусторонний в четыре хода: а-г — последовательность выполнения

Крест прямой состоит из двух взаимно перпендикулярных стежков. Вышивается в один и два приема (рис. 36,а-г). Применяется как самостоятельный или в сочетании с косым крестом (рис. 36,д).
До середины XIX в. вышивали в основном двусторонним крестиком, одинаковым и с лица, и с изнанки ткани. Он встречается в старинных вышивках и на изделиях, изнанка которых должна выглядеть так же красиво, как лицевая сторона: на рушниках, занавесках, блузках.

Выполнялся двусторонний крестик в четыре хода и в один.
Крест двусторонний в четыре хода. Сначала шьют «пилочку» в два хода слева направо и справа налево (рис. 37,а,б), а затем перекрывают ее стежки перекрестными стежками третьего хода слева направо (рис. 37,в) и заканчивают ряд, перекрывая пропуски с лица и изнанки справа налево (рис. 37,г). Можно заканчивать ряд полустежками.

Рис.38. Крест двусторонний в один ход: а-ж — последовательность выполнения

Крест двусторонний в один прием вышивается каждый отдельно слева направо с помощью дополнительных полустежков. Начинают работу с середины будущего крестика, закрепляя кончик нитки (1 — 2), затем прокладывают первый диагональный двусторонний стежок из левого нижнего угла в правый верхний (2-3) и выводят иглу в начале ст.ежка (3-4) (рис. 38,а). Ко второму диагональному стежку переходят с помощью полустежка из нижнего левого угла в середину крестика (4-5) и выводят иглу в правый нижний угол (5-6) (рис. 38,6). Второй двойной диагональный стежок прокладывают из правого нижнего угла в левый верхний (6-7), а иглу выводят с изнанки в нижний правый угол креста (7-8) (рис. 38,в). Второй крестик и все последующие начинают двойным диагональным стежком слева направо (8-9-10) (рис. 38.г). Затем с помощью полустежка (10-11) и изнаночного полустежка (li-12) (рис 38,д) переходят ко второму диагональному стежку (12-13-14) (рис. 38,е) и всем последующим (рис. 38,ж).
Способ этот немного кропотливый и требует внимания и аккуратности при прокладывания, стежков.

Рис.39. Крест двойной: а-6 — последовательность выполнения; в — трехстежковый крест

Крест двойной, или болгарский (рис. 39) выполняется четырьмя стежками: двумя диагональными и двумя взаимно- перпендикулярными в один прием. Сначала вышивают косой крест, а затем накладывают сверху вниз вертикальный и слева направо горизонтальный стежки (рис. 39.а). Второй способ показан на рис. 39,6.

Применяется болгарский крест в вышивке салфеток, подушек, панно, ковров, дорожек. Встречается в народных вышивках, дополняя узоры, вышитые мелким косым крестом.
В народных вышивках Полесья очень часто встречается косой крест «в три стежка» (рис. 39,в).

Рис.40. Косичка и плетенка; а-д — последовательность выполнения косички; е.ж — плетенка

Косичка — разновидность косого креста, является дополнением к другим счетным швам и маскирует соединительные швы.
Вышивают косичку слева направо равносторонними или удлиненными крестиками. Сначала делают косой крест, а потом из нижнего левого угла прокладывают направо вверх косой стежок на расстоянии в один крест. Иголку прокалывают в верхний правый угол креста и перекрывают крестик длинным стежком (рис. 40,а,6). Набирая на иголку нитки ткани то вверху, то внизу, шьют косичку нужной длины и направления (рис. 40,в- д).

Плетенка выполняется из скрещенных стежков одинаковой длины (рис. 40,е,ж) и применяется как дополнение к другим щвам.
много разновидностей. Их название происходит от специальных круглых пялец, применявшихся для вышивания больших шелковых ковров и покрывал и похожих на большой барабан — тамбур. В вышивках Древней Индии, Ирана, Рима, Греции, Сирии ручные тамбурные швы были известны еше до нашей эры, а вышивки тамбурным швом из Пазырыкских курганов датируются YI — III вв. до н.э. Со временем искусство тамбурной вышивки распространилось во многие страны Европы и Азии. В конце XIX в. были изобретены специальные машины, которые выполняли 17 видов тамбурных швов.

Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно зарегистрироваться в клубе.

Техника «полукрест» стремительно набирает популярность. Раньше о ней вспоминали при вышивке мелких элементов картины, чтобы придать полотну дополнительный рельеф и правдоподобность. Сейчас вышивка полукрестом для начинающих необходима, потому что этот способ выбирают для исполнения работы целиком, не задумываясь о комбинированных швах. Техника относится к азам рукоделия, давайте её освоим.

Современные схемы для вышивки стали детализированными и навороченными, позволяющими максимально приблизить результат к исходному изображению. Но процесс работы не изменился: мастерица работает руками с помощью иголки и нитки.

Основные техники для реализации сложных схем также остались прежними:

  • Крест;
  • Полукрест;
  • Гобеленовый стежок.

16-В. В каком направлении вышивать крест и полукрест

Базовые сведения

Полукрест — это одна диагональ крестика, половинка стежка «крест».

  • Слева направо;
  • Справа налево.

Обычно изготовитель указывает на схеме направление стежков. Это важная рекомендация: от направления зависит логика и смысл вышивки, её очертания и выразительность.

Необходимо освоить технику наложения полукреста в любом направлении. Это позволит не запутаться в выполнении стежков и избежать искажения схемы.

Для оформления фона изделия направление стежков принципиального значения не имеет. Делайте так, как удобно.

При работе на канве плотными нитями, техника «полукрест» очень напоминает гобеленовую вышивку. Гобеленового эффекта и пытаются добиться многие производители готовых наборов, рекомендуя мастерицам для исполнения полукрест. Вышитое полотно выглядит ярко и выразительно, а вышивать полукрестиком проще, чем классическим гобеленовым швом.

Тонкости работы

  • На «лице» изделия хорошо заметны все изъяны вышивки. Поэтому не стоит обращать внимание на «изнанку» работы. Она может иметь огрехи. Безошибочно оформляйте лицевую сторону, получайте отличные результаты.
  • При работе этой техникой нитка имеет обыкновение перекручиваться. Отпускайте нитку свисать свободно. Под весом иголки она быстро раскрутится.
  • При вышивке полукрестом с «изнанки» формируются одиночные вертикальные столбики, а не двойные, как при технике «крестик». Поэтому количество стежков должно быть больше, а концы нитей, закрепляемых со стороны изнанки, длиннее.
  • При распяливании канва деформируется в местах зажатия. Это может исказить рисунок. Снимайте основу с рамки при каждом перерыве в работе.
  • Если канва не используется, не стягивайте полукрестики слишком сильно. На ткани образуются дырочки, портящие внешний вид изделия.
  • Фон вышивки будет переливаться и заиграет, если подобрать нитки меланжевых оттенков к светлой однотонной канве. Этот интересный эффект оживит самое унылое полотно.
  • Сейчас набирает обороты принцип чередования гобеленовой техники и полукреста. Комбинация смотрится выигрышно при работе с диагональными стежками: вышивка сохраняет форму, стежки ложатся ровно, рабочая нить расходуется экономно. Нужно только следить, чтобы ряды, выполненные разной техникой, периодически чередовались.

Пошаговое руководство по вышивке в технике «полукрест» с фото

Материалы для работы:

  • Канва;
  • Вышивальная игла;
  • Нить мулине любого цвета для оттачивания техники.

Простую схему выбираем по желанию. Нитки протягиваем в ушко иглы, концы соединяем. Первый стежок идёт из нижнего левого угла квадрата, на рисунке он обозначен №1.

Иглу выводим на «изнанку», конец нити свисает свободно.

Далее нить протягиваем в правый верхний угол квадрата, как показано на рисунке №2. Так накладывается первый стежок. Остальное вышивается аналогично, схема указана на фото. Свободный конец нитки прокладывайте по канве по изнаночной стороне работы.

Выполняем определённое количество стежков в первом ряду, затем делаем следующий столбик. Чётные и нечётные ряды чередуются, пока не закончится схема эскиза.

Полукрест и гобеленовый стежок: комбинируем техники

Швы аналогичны по технике исполнения. «Лицо» работы выглядит одинаково. Но на «изнанке» разница хорошо заметна.

Двойную технику используют, чтобы уравновесить перекосы вышивки.

Подробности двойной техники:

Первый ряд вышиваем полукрестом. Второй ряд — гобеленовый шов. Нить протягиваем с нижнего левого угла до правого верхнего. Продолжаем по описанной схеме.

Техника « роспись»

В основе техники «роспись» лежит полукрест. Роспись уникальна тем, что позволяет «вылепить» из стежков контурный эскиз. Стежки идут непрерывной цепочкой, складываясь в картинку.

Вышивка исполняется в два приёма. Прокладочные стежки обозначают примерную основу эскиза. Выполняются посредством чередования лицевых и изнаночных стежков.

Затем заполняем пустые места прокладочных стежков, собирая «пазлы» рисунка воедино.

Техника росписи напоминает шов «бэкстич» или стежки «назад иголкой».

С такого базового шва начинают обучение мастерству многие рукодельницы. Стежки прокладываются поочерёдно и без пропусков. Применяется шов для выполнения контуров и мелких частей эскиза.

Вышивка бисером и техника «полукрест»

Для вышивки картин бисером традиционно применяют «монастырский» шов. Такая техника практически повторяет вышивку полукрест.

Лицевые стежки исполняем по диагонали, не забывая нанизывать бисеринки. На «изнанке» получаются вертикальные стежки.

Такая техника вполне подойдёт для начинающих мастериц.

Таким образом, техника «полукрест» — основа успешного рукоделия. Овладеть ею необходимо.

Видео уроки, помогающие освоить технику «полукрест»

Полукрест — очень популярный стежок в современных схемах для вышивания. Его используют для отделения основного изображения от фона, для придания воздушности и невесомости объектам.

Вышивальщицы тоже любят полукрестик, ведь выполнять его в два раза быстрей, чем крест обычный. Но за этой расслабляющей простотой скрывает и коварство.

Сразу оговоримся, что речь идет именно про полукрестик, а не гобеленовый стежок, хоть и выглядят внешне они одинаково.

В технике вышивания полукрестом нет ничего сложного — вам нужно выполнить ряд диагональных стежков. Как правило, заполнять область удобней по горизонтали и тогда на изнанке должны появиться ровные вертикальные ряды.

Сейчас все больше рукодельниц и дизайнеров схем склоняются к мысли, что направление полукреста должно совпадать с направлением нижнего стежка в соседних крестиках. Но в любом случае перед началом работы вам стоит изучить инструкцию к конкретному набору для вышивания , чтобы понять, как автор схемы решил этот вопрос.

К сожалению, в этой технике очень заметны неаккуратные стежки, поэтому не гонитесь за идеальной изнанкой, больше внимания посвятите лицевой стороне. При переходе из ряда в ряд следите за внешним видом первого и последнего стежков. Объяснить это трудно, но вы сразу увидите, если эти стежки будут выглядеть не так красиво, как их старшие братья.

Чтобы мулине не скручивалось, чаще давайте игле свободно повисеть на нитках, используйте «метод рельс» railroading . Для больших работ очень полезным окажется стежкоукладчик Laying Tool.

На изнанке стежки не такие толстые, как при выполнении классического крестика, концы нитей стоит крепить под бо льшим количеством ниток.

Зашив не плотный, поэтому крепеж нити контрастного цвета на изнанке может оказаться виден на лице. Допустим, вам надо выполнить темный полукрест в два сложения в окружении светлых полукрестиков. В этом случае лучше взять одинарную нить мулине и сделать два стежочка по одному и тому же месту. Да, изнанка потеряет в своей красоте, но мы ведь договорились о концентрации внимания на «лице» 😉

Стежки очень нежные и легко деформируются пяльцами или q-snap. Откажитесь от их использования в пользу больших рам или освобождайте вышивку каждый раз после окончания работы.

Не затягивайте стежки, особенно при работе с равномерными тканями — в местах проколов могут появиться некрасивые дырки.

Многие рукодельницы отмечают, что вышивки деформируются при заполнении больших объемов полукрестиками, вместо прямоугольной формы приобретают форму параллелограмма. В хорошей багетной мастерской при натягивании это непременно учтут и исправят.

Интересный эффект дает вышивание полукрестом по канве с цветными разводами или выполнение меланжевых стежков на канве однотонной. Все зависит только от творческой задумки!

Вышивка крестом бесспорно очень интересное занятие, которое покоряет многих уже с первого вышитого крестика. Вы создаете особый уют в доме с помощью своих детищ. Я не хочу привести Вас к мысли, что со временем это занятие надоедает. Это не так, но зачастую оно ищет своего проявления в других техниках…

Сегодня, я хочу рассказать о технике гобеленовой вышивки. Почему так ценны гобеленовые картины? Что нужно знать о технике исполнения? Почему понятия полукрест и гобеленовый стежок принимают за один? Нужны ли специальные материалы для создания гобеленовой вышивки?

Как и большинство видов рукотворного искусства, берет свое начало с древних времен. Очень сложно сказать, когда именно появились гобеленовые изделия.

Само слово «гобелен» появилось во Франции в XVII веке, когда там открылась мануфактура братьев Гобеленов. Продукцию, которую они стали выпускать называли в их честь — гобеленами. Долгое время эта продукция была распространена на территории Европы.

В современном мире, популярность классических интерьеров, дало новый толчок для развития гобеленов. Картины, вышитые техникой гобелен являются уникальным предметом красоты и изысканности. Когда то гобеленовые картины стоили очень дорого и были доступны только очень обеспеченным людям. Создавались они исключительно вручную, и порой на одну работу уходили месяцы, а то и годы кропотливого труда. Наше время, современные технологии во многом сократили процесс производства гобеленов, сделав их общедоступными.

Техника выполнения: гобеленовый шов.

Технически вышивать гобеленовым (Petit-point) швом сложности не представляет. Лицевая часть гобеленового стежка такая же, как и у полукреста. Поэтому их очень часто путают и принимают за один. Это факт заставляет сравнивать их между собою, выбирая самый оптимальный, в одном конкретном случае. Основное различие между этими швами это их изнанка.

Гобеленовый шов состоит из косых стежков, которые образуются благодаря тому, что игла проходит наискосок с изнанки полотна. Он как бы обвивает нить плетения по диагонали и каждый лицевой стежок ложиться более компактно и аккуратно (по сравнению с полукрестом).

Прежде чем приступать к работы гобеленовым стежком, попрактикуйтесь в вышивке на отрезе канвы и приучите себя «думать гобеленовым швом» . Звучит очень даже странно, но Вы должны понять логику, каким образом ложиться каждый стежок, и постоянно проверять себя, заглядывая на изнанку.

Специальные материалы.

Как и при обычной вышивке, Вам понадобятся:

  • нитки, иголка, ножницы;
  • схема для вышивания: специальная или для вышивки крестом;
  • канва, правда специальная.

Нитки можно использовать совершенно любые, это позволим вышивальщице, использовать нитки со своих запасов. На ряду с вышивкой крестом, будущие гобеленовые картины можно приобрести в специальных наборах. Как вариант, скачать через интернет, причем обычная схема для вышивания крестом тоже подходит. При выборе схем для вышивания надо учесть, что гобеленовое вышивание предполагает полное заполнение канвы, без пробелов.

Для вышивке в такой технике используется специальная канва: очень мелкая — чем мельче дырочка, тем лучше (например, 1 см=10 клеточкам). Но не во всех городах ее можно найти в свободной продаже, поэтому ориентируйтесь на канву с равномерным переплетением. Аида относится к такому виду канвы, но для наших целей она непригодна. На ней шов получается слишком грубым и неаккуратным, в таком случае целесообразно вышивать полукрестом — но разве это наша цель?

Рекомендуют использовать такие видя канвы, как: Bellana, Lugana 25, Hardanger 22, Davosa 18. Как показывает практика, высокое качество канвы обеспечивает производитель — Zweigart (Германия), но и румынские, российские и белорусские полотна тоже достойны внимания.

Еще одно понятие, которое неразрывно связано с гобеленами — страмин. Этот вид канвы требует отдельного рассмотрения, с точки зрения применения, поэтому, в этом случае, я ограничусь цитатой.

Страмин — жесткая канва для вышивания гобеленов и ковровой техники. Плотное полотно для рукоделия из очень равномерных и устойчивых к разрыву волокон — особый тип плетения и обработки. Две нити в основе и две в утке (по принципу — одна нить сверху, одна снизу) образуют четкие открытые клетки. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов, сумок и т.д.

Вышивка гобеленовым швом очень простая в исполнении. Она не требует специальных навыков, и любая мастерица, заинтересовавшись этой техникой, может быстро приступить к работе, предварительно купив специальную канву для вышивки гобеленов . Так же надо учесть, что расход ниток при вышивке гобеленовым швом увеличивается в 2 раза.

Метод «парковки» представляется многим загадочным, сложным и непостижимым.

Пучки разноцветных ниток, выведенные на лицевой стороне вышивки, смотрятся пугающе. Кажется, что обязательно запутаешься в этой бахроме. Но когда вникаешь в логику системы, то вполне возможно разобраться, научиться и успешно пользоваться этим методом. Не надо бояться парковки!

Поверьте, рассказать о «парковке» и объяснить эту методу гораздо труднее, чем вышивать. Основной принцип «парковки»- вышивка идет по определенному порядку.

Рядками или квадратами.

Одной ниткой вышиваются только те символы, которые находятся рядом:

Один за другим по вертикали или по горизонтали при вышивании парковкой рядками,

Или в пределах определенного участка-квадрата при вышивании парковкой квадратами.

Затем нить выводится на лицевую сторону вышивки точно в ту точку, откуда нужно будет начинать вышивать следующий символ в следующем рядке или квадрате. И «паркуется» нитка вниз, или вверх, или в сторону, в зависимости от того, в каком направлении идет вышивка.

Все символы в рядке вышиваются петитом в строгом порядке, один символ за другим, не пропуская и не перепрыгивая через символ. Вышивка идет, как будто ткешь ткань или вяжешь полотно.

Сначала определяюсь с направлением четных и нечетных рядов. Это направление будет соблюдаться в течение всей вышивки.

* Нечетные ряды у меня идут слева направо, каждая петитинка вышивается из правого верхнего уголка в левый нижний.

* Четные ряды — справа налево (стежок идет с нижнего левого уголка в верхний правый).

Начинаю сверху слева с первого рядка десятиклеточного квадрата по схеме.

Закрепляю нужную нитку, вывожу налицо и вышиваю символы, которые идут подряд (один или несколько) до смены символа.

Сразу смотрю, где находится ближайший символ той ниточки, с которой я начала. Если в этом же рядке, не дальше, чем через 3 -4 символа, то тяну по изнанке нить и вывожу ее в сторону в точку начала стежка, вытягиваю на лицо, опускаю вниз и втыкаю иголку в ткань, оставляю.

Если в этом же ряду символ далеко, то смотрю вниз, вижу, где находится ближайший такой же символ, и вывожу ниточку в точку начала стежка рядком или несколькими рядками ниже.

Так же вытягиваю на лицо в точке начала стежка, опускаю вниз, выравниваю нитку, втыкаю иглу в ткань вышивки внизу.

Для следующего символа по порядку беру нужную нить, закрепляю, вывожу на лицо, шью нужное по схеме количество стежков, и опять так же тяну по изнанке и вывожу на лицо в нужную точку начала ближайшего такого же символа. Получается, что в процессе, в каждом следующем рядке у меня ниточки (с иглами) находятся каждая в начале стежочка своего символа. Беру запаркованную нитку с иглой, вышиваю символ, и вывожу ее к следующему, опускаю нить, втыкаю иглу. Самое важное при вышивании «парковкой» — понять смысл и научиться точно определять точку вывода нити на лицо. Точку, с которой должно начинаться вышивание следующего символа.

В отличие от вышивания крестиком, у гобеленового стежка есть своя особенность. В зависимости от того, какой вышивается рядок, четный или нечетный, начало стежка будет или в верхнем правом уголке, или в нижнем левом относительно каждого символа. Если по схеме рядом стоят несколько символов, то выводить нитку нужно учитывая направление вышивания: — к крайнему левому символу (верхний правый уголок] в нечетном ряду, — или к крайнему правому (нижний левый уголок] в четном ряду. На практике это не так запутанно, как кажется с первого прочтения!

Иногда может получаться, что из одной точки висят две разные нитки, одна ляжет вверх наискосок, другая рядком ниже вниз наискосок, когда придет их очередь.

Шью в рядке строго по порядку один за другим, стежочки укладывать получается легко и аккуратно, потому что не приходится шить между уже вышитыми ранее стежками, а идет вышивка как будто вязание, одна петелька за другой по ряду.

О пути каждой ниточки.

По расположению символов на схеме возможно проследить, каким путем будет у нас идти каждая ниточка. В каком порядке будут вышиваться символы, где и как лучше переходить одной ниткой на следующий ряд.

Вышивка петитом идет сверху вниз зигзагами. При вышивании «парковкой» бывает, что в рядке висит по несколько ниток одного цвета (номера] на некотором расстоянии, чтоб не делать в ряду длинных горизонтальных протяжек.

Желательно придерживаться строгого порядка вышивания по рядкам. Но иногда, по ходу вышивания видно, что, например, вдруг один символ расположен неудобно в стороне так, что если вышивать по порядку, то получатся или длинные протяжки, или вообще нужно вышивать его как одиночку. Тогда делаю исключение и вышиваю заблудший символ вне очереди, делая небольшой «скачок» не по порядку. Но это уже нюансы, которые постигаешь постепенно, в процессе.

Первые несколько рядков после каждого стежка приходится останавливаться и мучительно соображать. Потом, постепенно, когда вникаешь в логику системы, идет полегче. Когда уже запоминаются символы, привыкаешь быстро определять нужную точку вывода иглы, когда приловчишься парковать ниточки вниз так, чтоб они не перекрещивались и не путались, чтобы было удобно брать нужную иглу.

Схему раскрашивать не надо. Достаточно зачеркивать одной линией уже вышитый ряд. Припаркованные нитки с иглами помечать тоже нет надобности, ведь ниточка всегда висит в начале собственного символа. И когда приходит ее очередь, вышиваю нужное кол-во символов подряд, определяю точку начала следующего стежка, вывожу нитку на лицо, паркую, а наготове уже висит ниточка для следующего символа. И так далее.

Скорость вышивания у меня не увеличилась, даже получалось медленнее, чем при вышивании вразброс по цветам. Но зато своей поставленной цели я достигла. Фактура вышивки получилась гладкой, все стежочки один к одному ровнёхонькие, переходы цветов очень плавные. Изнанка тоже получилась равномернее по толщине и красивее,

Что мне не очень понравилось в этом методе.

Чем больше цветов (символов] задействовано в вышивке, чем чаще смена цветов, чем больше одиночек, и чем сложнее участок схемы, тем для меня вышивании методом парковки приносило меньше удовольствия, и было труднее, чем при вышивания по цветам.

Да и само по себе вышивание строго по рядам все-таки показалось скучноватым. Но сам по себе метод «парковки» хорош и интересен, и может быть очень полезен при вышивании дизайнов определенного вида. Я не жалею, что освоила этот метод для гобеленового стежка, надеюсь когда-нибудь попробовать вышивать «парковкой» и крестиком.

*Полукрест -в какую сторону?

Обычно в инструкции должно быть написано, но по умолчанию считается, что в том же направлении, как и верхний. Помнится, у меня проблемка возникала с тюльпанчиками от Алисы, на картинке как нижний нарисовано, а написано — как верхний

Девочки! Вышивка-моё хобби последние 7 лет.За это время освоила компьютер, разные программы создания дизайнов для компьютерной машинной вышивки и вышивку в технике гладь, крестик, фотостежок ( в фотошопе).В ближайшее время планирую кроше, баттенбергское кружево (тоже в машинном исполнении).
Отосительно полукрестиков могу сказать: если часть объекта в схеме нужно приблизить для восприятия,
то полукрестик вышивается слева направо ( /), если нужно несколько отодвинуть (допустим-фон), то — справа налево (\).
Мне, конечно, учитывая возраст, нужно бы в Странубаб., мне 76 лет. Случайно зашла к Вам.
Если будет интересно и позволяют правила сайта , дам ссылку, где есть возможность учиться машинной вышивке, огромное количество дизайнов, форум посещают в день до 1000 пользователей.

Девочки! Вышивка-моё хобби последние 7 лет.За это время освоила компьютер, разные программы создания дизайнов для компьютерной машинной вышивки и вышивку в технике гладь, крестик, фотостежок ( в фотошопе).В ближайшее время планирую кроше, баттенбергское кружево (тоже в машинном исполнении).
Отосительно полукрестиков могу сказать: если часть объекта в схеме нужно приблизить для восприятия,
то полукрестик вышивается слева направо ( /), если нужно несколько отодвинуть (допустим-фон), то — справа налево (\).
Мне, конечно, учитывая возраст, нужно бы в Странубаб., мне 76 лет. Случайно зашла к Вам.
Если будет интересно и позволяют правила сайта , дам ссылку, где есть возможность учиться машинной вышивке, огромное количество дизайнов, форум посещают в день до 1000 пользователей.

Вышивка крестом и полукрестом

Вышивка крестом и полукрестом — одна из самых известных и популярных в народном творчестве. Эти техники известны издавна, но широко распространились во второй половине прошлого столетия. Вышивать этими швами можно по счету нитей на ткани полотняного переплетения, по канве и по контурам, обозначенным точками. Можно вышивать по выдернутым из ткани поперечным и продольным ниткам, образующим квадраты. В каждом квадрате вышивают по одному стежку полукреста или одному крестику. Во время работы необходимо следить за отсчетом нитей ткани и одинаковым направлением верхних стежков, чем меньше размер крестика, тем изящнее вышивка.

Вышивка крестом и полукрестом бывает нескольких видов. К ним относятся: полукрест, или роспись, крест прямой и косой, удлиненный и расширенный, одинарный (из двух перекрещивающихся стежков), двойной (болгарский) и трехстежковый.

Полукрест, или роспись, — двусторонний шов, состоящий из тонких линий, образуемых равномерными прямыми (горизонтальными и вертикальными) и косыми (диагональными) стежками.

Выполняется в два приема. Сначала слева направо шьют ряд прокладочных стежков, обозначающих контур узора и мелкие детали на внешней и внутренней стороне контура. Один стежок ложится с лица, другой с изнанки. После того как ряд пройден до конца, рабочей ниткой в обратном направлении (справа налево) заполняют промежутки между стежками и вышивают детали узора, расположенные внутри. Пунктир на рисунках показывает направление хода стежка с изнанки. В народных вышивках полукрест, один из наиболее древних швов, применяется и как самостоятельный, и как дополнительный в сочетании с другими швами. К разновидностям полукреста относятся ступенчатые стежки,

чешуйка (рис а), клетка(рис б) , шашечка (рис в), кустик (рис г), птичка (рис д) и многие другие.

На основе шва «роспись» создано много декоративных узоров, выполняемых одним или несколькими цветами ниток. Стежками полукреста вышивают обводку отдельных мотивов узора, выполненных другими швами: гладью, выкалыванием, крестиком и др.

Шов «пилочка», или «кривулька», выполняется как в два хода, так и одним ходом.

Она может быть в один (рис а), два (рис б) и три (рис в) ряда, с украшением.

Шов «мудреный» выполняется стежками полукреста в два хода.

Сначала вышивается контур фигуры, а затем при обратном ходе заполняется площадь узора. В народных вышивках женских рубах встречаются небольшие прямоугольники такого шва, вышитые белыми нитками и расположенные вертикальными полосами по длине рукава.

Косая стежка — глухой односторонний счетный шов.

Выполняется наклонными, плотно прилегающими друг к другу или отстоящими друг от друга на некотором расстоянии стежками разного наклона и длины (рис а). Удлиненные стежки выполняют на четном количестве нитей ткани, где количество нитей по горизонтали (4—8—12) в два раза больше, чем по вертикали (2—4—6). Наклон отдельных стежков и наклон всего ряда зависят от количества нитей ткани, взятых под стежок как в вертикальном так и в горизонтальном направлениях. Косой стежкой можно вышивать прямые (узкие и широкие) полосы, отдельные фигуры или заполнять ею целые орнаментальные мотивы.
Для первого стежка (1 —2) наклонного ряда, который шьют снизу вверх, от края контура узора, то есть места закрепления рабочей нити (1), отсчитывают слева направо по горизонтали четыре нити ткани и две вверх по вертикали. Вводят иглу с лица в ткань (2) и выводят с изнанки справа налево через две нити (3). .Второй стежок (3—4) делают снова слева направо на две нити выше первого, третий (5— 6) — на две нити выше второго и т.д. (рис б).
Для начала второго ряда, который шьют сверху вниз, последний стежок первого (или предыдущего нечетного) ряда на изнанке заканчивают слева направо (6—7), а косой стежок кладут сверху вниз справа налево, вводя иголку в верхние проколы стежков предыдущего ряда (рис в,г).
В зависимости от рисунка можно изменить направление стежков, делая крестообразный поворот и переходя на правую сторону (рис д), или начать вышивание с центра фигуры (рис е). Последовательность вышивания орнаментальной полосы показано на рисунке Ж. Ход работы напоминает одностороннюю счетную гладь.

Этот вид вышивания встречается у многих народов и имеет свои местные названия, колорит, богатство орнаментальных мотивов. В народных вышивках Белоруссии, России, Украины косыми стежками выполнялись двух- и трехрядные диагональные полосы, дополняющие узоры гладью, крестом, выколом, вырезыванием. Иногда они носят местные названия — «куриный» или «сорочий брод».

Поддевчатый шов — глухой односторонний шов, который выполняется по счету нитей вертикальными стежками, поддетыми короткими поперечными.

С изнанки образуются горизонтальные стежки. В России выполняется красными, белыми и желтыми нитками по синей крашенине или черному бархату; по кумачу оранжевыми, желтыми и черными шерстяными или льняными нитками.
Сочетается с косой стежкой, крестом, мишурой, блестками и золотным шитьем.
Узоры, выполненные поддевчатым швом, состоят из ажурных полос разной ширины, треугольников, ромбов. Этим швом подчеркивали орнаментальные полосы других швов и заполняли плоскости геометризованных фигур. Узкая полоса шириной в один ряд выполняется в два приема (рис а). Сначала по счету нитей ткани кладут вертикальные стежки ряда слева направо. В последнем стежке рабочую нить выводят на одну нить выше нижнего конца стежка. На иглу слева направо, снизу вверх поддевают предыдущий (предпоследний) стежок и протягивают рабочую нить. Справа налево сверху вниз поддевают предпоследний стежок и вводят иголку с ниткой сверху вниз слева направо под предыдущий (третий) стежок. Поочередно обвивая вертикальные стежки рабочей ниткой то сверху, то снизу, вышивают декоративную полоску любой длины.

Ряд из отдельных звездочек делают на двух рядах вертикальных стежков в четыре хода (рис б). При переходе от одной фигуры к другой делают длинный горизонтальный стежок с изнанки. Сначала кладут верхний ряд вертикальных стежков слева направо, а затем справа налево — нижний. Далее перевивают верхние стежки рабочей ниткой слева направо, а нижние, возвращаясь, справа налево. Более сложный узор поддывчатого шва представлен на рисунке В.

Украинский «верхоплут» выполняется в один, два и более рядов, создавая ажурные фигуры из ромбов и треугольников, которые используются как самостоятельная вышивка или как дополнение к другим швам.

Эстонские «торн» и «кюла», украинский «бегунец» созданы на основе перевива наклонных стежков и очень красочны.

Крест косой односторонний выполняется двумя перекрещивающимися стежками. Вышивается в горизонтальном, вертикальном и диагональном направлениях в два приема

в старинных народных вышивках и в один прием

Удлиненный косой крест вытянут в высоту (рис а) или в длину (рис б),

то есть вышивается по прямоугольнику, стороны которого не равны. Применяется в декоративных вышивках.

Крест разреженный (рассыпной) был очень популярен в вышивках первой четверти нашего столетия.

Ажурные узоры, вышитые черными нитками на белом полотне, очень напоминали кружево и назывались «обманка» или «фальшивое кружево». Выполняется двумя способами: в один прием и в два приема. Второй способ — двусторонний, применяется в вышивке блузок из прозрачных тканей, на рушниках и занавесках, где просматривается изнаночная сторона.

Крест двухрядный (косой) представляет собой два ряда косых крестиков (рис а),

расположенных в шахматном порядке. Применяется в оформлении краев изделий (подшивка манжет, салфеток), может дополнять узор в сочетании с другими швами. Таким же способом выполняется и крест трехрядный (рис б).

Крест прямой состоит из двух взаимно перпендикулярных стежков.

Вышивается в один и два приема. Применяется как самостоятельный или в сочетании с косым крестом.
До середины XIX в. вышивали в основном двусторонним крестиком, одинаковым и с лица, и с изнанки ткани. Он встречается в старинных вышивках и на изделиях, изнанка которых должна выглядеть так же красиво, как лицевая сторона: на рушниках, занавесках, блузках.

Крест двусторонний в четыре хода (рис а-г — последовательность выполнения).

Сначала шьют «пилочку» в два хода слева направо и справа налево, а затем перекрывают ее стежки перекрестными стежками третьего хода слева направо и заканчивают ряд, перекрывая пропуски с лица и изнанки справа налево. Можно заканчивать ряд полустежками.

Крест двусторонний в один прием вышивается каждый отдельно слева направо с помощью дополнительных полустежков.

Начинают работу с середины будущего крестика, закрепляя кончик нитки (1 — 2), затем прокладывают первый диагональный двусторонний стежок из левого нижнего угла в правый верхний (2—3) и выводят иглу в начале стежка (3—4). Ко второму диагональному стежку переходят с помощью полустежка из нижнего левого угла в середину крестика (4—5) и выводят иглу в правый нижний угол (5—6). Второй двойной диагональный стежок прокладывают из правого нижнего угла в левый верхний (6—7), а иглу выводят с изнанки в нижний правый угол креста (7—8). Второй крестик и все последующие начинают двойным диагональным стежком слева направо (8—9—10). Затем с помощью полустежка (10—11) и изнаночного полустежка (11—12) переходят ко второму диагональному стежку (12—13—14) и всем последующим.

Способ этот немного кропотливый и требует внимания и аккуратности при прокладывания, стежков.

Крест двойной, или болгарский выполняется четырьмя стежками:

двумя диагональными и двумя взаимно- перпендикулярными в один прием. Сначала вышивают косой крест, а затем накладывают сверху вниз вертикальный и слева направо горизонтальный стежки (рис а). Второй способ показан на рисунке Б. Применяется болгарский крест в вышивке салфеток, подушек, панно, ковров, дорожек. Встречается в народных вышивках, дополняя узоры, вышитые мелким косым крестом. В народных вышивках Полесья очень часто встречается косой крест «в три стежка» (рис в).

Косичка — разновидность косого креста, является дополнением к другим счетным швам и маскирует соединительные швы.

Вышивают косичку слева направо равносторонними или удлиненными крестиками. Сначала делают косой крест, а потом из нижнего левого угла прокладывают направо вверх косой стежок на расстоянии в один крест. Иголку прокалывают в верхний правый угол креста и перекрывают крестик длинным стежком (рис а,б). Набирая на иголку нитки ткани то вверху, то внизу, шьют косичку нужной длины и направления (рис в-д). Плетенка выполняется из скрещенных стежков одинаковой длины (рис е,ж) и применяется как дополнение к другим швам.

Как вышивать полукрестом? Описание техники для начинающих

Ручная вышивка — один из непременных участников почти каждого модельного показа. Приобретя популярность столетия назад, этот вид декоративного рукоделия остается на пике до сих пор. Украшают вышивкой практически все — от одежды до предметов интерьера. Применяют многочисленное количество стежков. Модельеры и талантливые швеи тратят не один день на то, чтобы разобраться, как вышивать. Полукрестом, крестом, гладью, рококо, навивкой или стежками — каждая методика требует большой усидчивости, внимания и терпения.

Допускать ошибки в подобных работах нельзя — каждая техника специфична тем, что даже маленькая ошибка будет бросаться в глаза не только специалистам, но и простым потребителям. Например, техника полукрестов при неравномерном и неправильном расположении наклонных черт может существенно испортить внешний вид изделия. Вместо аккуратного ровного рисунка будет получаться путаница, работа будет смотреться неаккуратно.

Виды стежков

В вышивании иглой есть масса разновидностей стежков. Большая часть полотна обычно заполняется классическим равносторонним крестом. Однако есть схемы, в которых кроме стежков классических присутствуют неполный крест, бекстич, 1/4 и 3/4 креста, а еще французские узелки. Каждый из видов стежков имеет непосредственно отношение к вышивке крестиком, потому освоить большинство их них со временем приходится каждой вышивальщице. Разбираться с тем, как вышивать полукрестом, необходимо подробно и внимательно. Малейшие ошибки в вышивке будут стоить часов переделывания полотна.

Технология вышивания крестиком

Вышивка крестиком знакома большинству еще из детства — у многих бабушек висел на стене ковер с оленями, вышитый вручную. Это невероятно кропотливый труд, оценить который по достоинству может не каждый. Чтобы научиться вышивать крестиком, необходимо освоить навык прокладывания нитей.

Для работы потребуется канва («Аида» или «Лен-32»). Канва — это вид основы для вышивания. Она плотная и прочная, отверстия, в которые вводится игла, хорошо видны. Некоторые мастера для работы с мелкотканной материей используют канву, которую мотом вытягивают из работы. Так работают, например, с белой тканью и белыми нитками — канва используется контрастного цвета, чтобы белое на белом не утомляло глаз.

Направление движения иглы

Для выполнения традиционного креста необходимо взять иглу для вышивания (она тоньше классической и острее) и нитку. Вышивают нитками, специально предназначенными для этого. Их можно приобрести в магазинах для рукоделия. Легко разобраться, как вышить полукрест. Техника проста.

На выбранной канве делается первый стежок. Для этого иглу с нитью с изнаночной стороны вкалывают в левый нижний угол квадратика. Затем острие иглы вводится с лицевой стороны на изнанку в верхний правый угол. На лицевой части получается диагональный стежок, направленный слева направо. Из этой точки с изнаночной стороны игла выводится в нижнюю правую точку на лицевую сторону. Затем прокладывается очередной диагональный стежок — из правой нижней точки в верхнюю левую. Игла выводится наружу. В результате получается крестик традиционный.

Вышивание ряда крестиков

Если необходимо вышить ряд крестиков, то сначала выполняется необходимо число наклонных линий, например, до места смены цвета, а затем сверху в обратном порядке прокладываются стежки в другом направлении.

При такой технике вышивания на изнаночной стороне будут видны только ровные палочки с редкими более длинными переходами — так будут отображаться смены рядности. Большинство мастеров со временем приходят к мысли, что можно иногда пожертвовать красотой изнанки ради того, чтобы лицевая часть выглядела красиво. Особенно это может быть актуально для вышивания полукрестов.

Техника вышивания полукреста

По сути, полукрест получается в том случае, когда вышивают первую палочку для полного креста. При движении иглы из нижнего левого угла в верхний правый получается наклонная палочка, которая и является полукрестиком. Рукодельницы всего мира согласны, что каждая методика может быть изменена под нужды мастера. Для того чтобы разобраться с вышивкой и не напутаться в узоре, необходимо внимательно читать описание к схеме.

Особенности полукреста

Недостаточно разобраться с тем, как вышивать полукрестом. Для начинающих часто становится непонятной методика работы. Вышивка такой техникой имеет много особенностей и технологических нюансов, знать которые полезно перед тем, как приступать к работе.

Как правильно вышивать полукрестом, чтобы работа смотрелась красиво:

  • Для разных частей схемы могут применяться разные углы наклона стежков. Перед началом работы важно внимательно прочесть инструкцию. Считается основным наклон слева направо, это низ полного крестика. Однако есть рисунки, в которых применяются разные наклоны одновременно.
  • Данная методика вышивания показывает недостатки лицевой стороны очень четко. Непозволительно допускать огрехи. Первый и последний стежки должны быть вышиты особенно аккуратно.

Определенные нюансы связаны с движениями иглы:

  • Из-за частого движения иглы могут возникать перевивы. Для того чтобы нитка не перекручивалась, необходимо иногда отпускать иглу свободно повисеть. Так раскрутится накрученная нить, и вышивка будет смотреться красиво.
  • Для закрепления нити с изнаночной стороны потребуется большее количество стежков, чем при классической вышивке.

Вышивать в этой технике можно не только по прямой, однако есть нюансы:

  • Вышивка может просвечиваться. Для того чтобы вышить один темный крест в окружении светлых, лучше сделать несколько стежков в одном и том же месте, но нить взять в более тонком сложении. В этом случае конец нити, которой затем будет пропускаться под светлыми, не будет заметен и не испортит рисунок.
  • Разобраться с тем, как вышивать полукрестом, несложно. Важно следить, чтобы результат работы не испортился пяльцами. При перерывах или прекращении процесса нужно снимать рамку, пяльца и любой вспомогательный инструмент. Даже неаккуратно рукой можно сдвинуть нитку.
  • Работа может менять форму в зависимости от наклона стежка. В багетной мастерской это могут откорректировать.
  • При использовании канвы следует избегать слишком сильного натяжения полукрестика. В противном случае появятся дырочки в местах проколов ткани.

34 Вышивка на страмине Congress 24 ct . Петит/полукрест очень подробно.

Направление вышивания

Разобраться с тем, в какую сторону вышивать полукрест, сможет каждый. Главное, чтобы лицевая часть была ровной.

Для того чтобы продвигаться полукрестиками по диагонали, необходимо иглу выводить не по прямой, а под углом, немного сдвигаясь в диагональном направлении. Тогда будет получаться ровная линия из направленных в одну сторону полукрестиков.

Частичный крестик

Кроме понятия крестика существует еще комбинированный полукрестик. Он вышивается легко, но требуется некоторая сноровка. В зависимости от того, верхний будет полукрестик или нижний, вводится игла, и делается первый стежок. Рассмотрим, верхний полукрест. Как вышивать его, понять легко. Могут быть левонаправленные и правонаправленные верхние или нижние крестики. Первый стежок делается из верхнего левого угла. Острие иглы вкалывается в правый нижний угол. Затем вышивают часть крестика. Для этого кончик иглы выводится в верхний правый угол и вводится в середину клетки.

Верхние и нижние полукрестики должны, как и любой крестик, иметь одинаковое направление верхнего стежка. Если первый длинный стежок делается из нижнего угла, то все стежки должны в этом ряду начинаться так же. Часто стараются первой вышить маленькую часть, а только потом перекрывают ее длинной стороной. Для этого сначала делают так, как вышивать полукрестом. Для верхнего комбинированного крестика игла сперва с изнаночной стороны вводится в верний левый угол. Вкалывается острие не в нижнюю точку, а в середину квадрата, в место переплетения четырех прядей, из которых состоит клеточка канвы. Затем иголка выводится с изнаночной стороны в левый нижний угол. Входит игла после этого в правый верхний угол и выводится в середину или нижний левый угол следующего элемента.

Большая часть тканей, которые используются как канва, позволяют не слишком пристально следить за тем, какая часть вышивается в комбинированном крестике. За счет движения волокон получается так, что пряди сдвигаются, а большая и маленькая черточки оказываются встык. Важный момент: необходимо следить, чтобы большая черта перекрывала маленькую и не было пробелов. Если вколоть иглу слишком далеко от пересечения волокон клетки канвы, то в середине может образоваться выступ, который будет виден. Таким образом, в одной клетке, из которой получается один традиционный крест, можно вышить 4 маленьких.

Применение методик

Разобравшись, как вышить крест и полукрест, можно браться за работу над картинами с частичной вышивкой. Данные виды стежков применяются для того, чтобы более реалистично передать фактуру на изображении, качественно прорисовать черты лица или переход от одного цвета в другой сделать плавне.

Очень красиво смотрится комбинированный полукрест. Как вышивать его, можно посмотреть на схемах. В сочетании с традиционными техниками такие работы смотрятся нетривиально и реалистично.

О вышивке лица полукрестом

Девочки и мальчики! Вышивал ли кто-нибудь лица людей полукрестом? В разрабатываемой сейчас схеме мне просто необходимы бленды. Но, поскольку вышивать планирую на Лугане 25, то крестики в две нити, пожалуй, дадут чрезмерно плотную зашивку. Хочу попробовать полукрест в две нити. Одну работу "с лицом" вышивала полукрестом, но то была маленькая работа и без блендов. Сейчас предстоит большая и что-то сомнения меня замучили. Поделитесь опытом, пожалуйста. И если есть здесь ваши работы, вышитые запрашиваемым способом, то дайте ссылочку на них, пожалуйста!

Здравствуйте, портрет прекрасной леди вышит полукрестом-петитом. Можете посмотреть результат.

Наташа https://crosti.ru/users/view/54631 Вышивает большие многоцветные картины с блендами гобеленовым стежком. Мне очень нравятся её картины.

А ведь на нашем сайте одна мастерица придумала замечательный метод как вышивать в одну нить бленды ,если нужно потемней то верхняя нить более темная, а если посветлей то более светлая, по моему гениально.Для меня это просто спасение т.к не шью в две нити и полукрест мне не очень нравится.

Подозреваю, что этот ответ могла дать и я — когда вышивала своего "Темного мага". 🙂 Склероз, однако!