КАК ВЫШИВАТЬ ВЛАДИМИРСКУЮ ГЛАДЬ

Что такое владимирская вышивка: мастер-класс для начинающих

Владимирская вышивка – это разновидность старинной глади, появившаяся на территории Владимирской области несколько столетий назад. Классические узоры этой вышивки относятся к народным и сохраняются как представляющие культурную ценность.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Что такое владимирская гладь

Впервые такая вышивка появилась еще во времена Владимиро-Суздальского княжества в 11-12 веках. Она характеризует уровень прикладного искусства этой эпохи и показывает, что уже в этот период расшитая одежда имела особое значение. На обнаруженных фрагментах тканей с вышивками были найдены золотые и шелковые нити, что указывает на материалы, традиционно применяемые для владимирской глади. Таким способом расшивались праздничные одежды, сшитые из дорогих тканей. Работа доверялась только особо искусным мастерицам.

Большое количество растительных орнаментов, а также солнце, луна и птицы традиционно присутствуют в узорах, которые сохранились до сегодняшнего дня. Преимущественно использовались белый и красный цвет, иногда добавлялись желтый, голубой, зеленый. Данная вышивка унаследовала классические узоры и приемы золотого шитья и соединила их со славянскими мотивами.

Сегодня владимирские узоры применяются для декора одежды, сумок авторского производства, постельного белья, скатертей, салфеток и диванных подушек. Также иногда ими украшают рушники и шторы.

Владимирская гладь признана традиционно российским видом рукоделия, как оренбургские платки, вологодские кружева, хохломская роспись. Все эти прикладные промыслы являются наследием русской культуры, поэтому сохраняются и поддерживаются.

Владимирская гладь

Владимирская гладь или «верхошов», так называется вышивка, зародившаяся во Владимирской области. Это одностороннее шитьё с небольшими стежками. Она применяется и при вышивке крупных элементов и достаточно небольших стебельков и веточек. В вышивке в основном растительный орнамент. Листья и цветы вышиваются гладью, стебли—стебельчатым швом, серединки крупных цветов заполняются различными сетками.

Почему владимирская гладь называется ещё и «верхошов»? Дело в том, что история её уходит вглубь веков и тесно связана с шитьем золотом, когда каждая ниточка была дорога, и потому старались вышивать на лицевой стороне, образуя на изнаночной стороне ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру рисунка. Стежки на лицевой стороне располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Если вам придётся вышивать нитью в несколько сложений, то расстояние между стежками будет практически незаметно. Вышивая Владимирской гладью, экономия ниток получается максимальная.

Вышивается «верхошов» большими стежками – от центра к краю или от края контура к центру.

Стежки глади располагают по форме элементов: в цветах – от края к центру, в листьях, стеблях и веточках – с наклоном от края к середине. Стежки могут иметь разную длину. Если цветы или листья крупные, их сердцевины заполняются различными сетками или фигурами: квадратами, ромбами, треугольниками, зубцами, зигзагами, швом «козлик».

Все эти фигуры выполняются двухсторонней гладью, иногда сетки выполняются накладными с прикрепом. Сетку прикреплять можно крестиком, стежком, лапкой (три стежка). Правильно заполнять накладную сетку так, – сначала укладываем стежки в одном направлении, допустим в вертикальном, а затем в другом (горизонтальном), при этом закрепляя их в местах пересечения. Большие закругленные элементы вышивают гладью «восьмерка».

Всю вышивку окаймляют узкими орнаментальными полосками, например состоящими из крестиков, «козликов», «лапок», кустиков, кисточек и т.д.

Владимирскими швами вышивают наволочки на подушки, полотенца, скатерти, салфетки, дорожки, одежду, панно. Эта вышивка хороша как ручной работы, так и машинной.

Выполняется вышивка толстыми нитками — шерстяными, ирисом, мулине в несколько сложений и синтетическими. Основные цвета — красный, коричневый, бежевый разных оттенков, дополняются зеленым, желтым, а также синим или чёрным. Но это те цвета, которые издавна применялись во Владимирской глади. Схемы узоров для этой глади имеют свои определённые мотивы, которые удобно вышивать именно в такой технике. А что касается цвета ниток, наверное, каждая из вас представит свою вышивку по своему индивидуальному стилю.

Уход за изделиями простой. Стирать можно в машине на деликатном режиме, поместив изделие в наволочку. Гладить только с изнаночной стороны, подстелив мягкую ткань.

Владимирская гладь очень увлекательное занятие. Вашими руками будет созидаться красота русских узоров, которые несут в себе позитивный настрой. И если заняться ею всерьёз, то никакие осенне-зимние депрессии не страшны.

Владимирская гладь – старинная русская вышивка. Как вышивать гладью?

Владимирская гладь – это известная вышивка, в которой стежки наносятся на материал, полностью заполняя всю поверхность ткани. По-другому она называется владимирский верхошов. Придумана она мастерами Владимирской области. В древние времена не было других способов украсить свою одежду, кроме вышивки. Русские мастерицы с помощью простой иголки и нитей создавали неповторимые узоры. Это сложное искусство, требующее усидчивости и внимательности. В каждой семье жена и дочери обеспечивали всю свою семью одеждой, а каждая девушка заблаговременно готовила себе приданое в сундуке.

Вышивка на одежде. Владимирская гладь

Для каждой местности на Руси существовала самобытная, присущая только данной территории вышивка, которая имела свои характерные особенности, цветовые решения и орнаменты. С годами приемы вышивки усовершенствовались и обретали новые детали, однако своеобразие и особенности сохранились.

История владимирской вышивки

Вышивка гладью владимирским швом имеет древние исторические корни. При раскопках, проводимых археологами, изучающими историю Владимиро-Суздальского княжества, найдены обрывки одежды с красивой вышивкой. Лицевая сторона была обшита длинными стежками, однако с изнанки виднелись только контуры или легкие пунктиры, а на некоторых деталях имелись даже элементы глади вприкреп. Это когда длинные стежки прикреплялись более мелкими.

На льняных изделиях шитье было выполнено золотыми нитями. Изучение истории края привело к выводу, что это изготавливали в XVIII-XIX веках монахини монастыря св. Иоанна Милостивого, расположенного в 100 километрах от города Владимира в поселке Мстера. Именно данных мастериц и считают родоначальницами владимирского шва гладью вприкреп.

Жители близлежащих деревень и городов обучались у этих монахинь искусству вышивки. Но простые люди шили уже не золотыми нитями, которые были очень дорогими и ценными, а заменяли их красными. Узоры содержали крупные цветы и листья, которые вышивались длинными стежками, середину заполняли накладными сетками.

Красные цветы сочетались с серединками, выполненными другими яркими оттенками синего, зеленого. Допускались элементы желтого, коричневого, черного и бежевого цветов.

Особенности вышивки

В древние времена для вышивания одежды знатных особ использовали дорогие золотые нити. В целях экономии большая часть нитей находилась на лицевой стороне изделия. На изнанке видны были небольшие пунктирные линии, едва заметные глазу. Именно поэтому владимирскую гладь и назвали верхошвом.

Основное отличие ее от остальных заключается в одностороннем шитье небольшими стежками. Элементы есть и крупные, и мелкие стебельки или тонкие веточки.

Изготавливаются разные элементы особенным образом. Например, листья, птицы, цветы и другие крупные детали вышиваются гладью, для серединок используются сетки, стебель выполняют стебельчатым швом.

Отличительные черты

Хотя с давних времен владимирская гладь мастерами немного усовершенствовалась, но все же сохранила главную свою особенность – односторонность вышивки. Тематика тоже осталась прежней. В основном это растительные элементы, иногда можно встретить птиц. Цветовое решение тоже вполне узнаваемо. Чаще всего попадаются флористические идеи красного и белого цветов. Разбавляет такое однообразие небольшие элементы синего, зеленого или желтого цвета.

Мастера владимирской глади пользуются шерстяными нитками, мулине, которые сложены в несколько слоев, также можно встретить нити ирис.

Шов гладь вприкреп.

В большинстве случаев на работах делают кайму из крестиков или другого орнамента, например кустиков или кисточек и прочих повторяющихся элементов.

Виды стежков

  • Гладь. Шьется длинными стежками по лицевой стороне.
  • Двусторонняя гладь. Шьется нитками мулине одинаково, что на лицевой стороне, что на изнанке.
  • Гладь с настилом. При желании сделать элемент объемным перед вышивкой гладью делают стежками настил, то есть по контуру рисунка прошивается материал простыми стежками, затем на них сверху выполняют гладь, направляя нить от середины элемента к его краям.
  • «Лапки». Это вышивка, которая напоминает птичьи следы (отсюда и название шва). Ими часто заполняют промежутки в крупных деталях. делают в качестве настила для объемных деталей.
  • «Стебельчатый» шов. В вышивке владимирской гладью применяют такой вид шва для изготовления тонких веточек или стеблей цветов. Иголкой прокалывают ткань вверху и по диагонали.
  • «Козлик». Очень напоминает вышивку крестиком. Стежки пересекаются сверху и снизу стежка предыдущего и последующего. Размер стежков мастер выбирает стихийно, по желанию.

Как вышивать гладью

Для владимирской глади используют белую вышивку и гладь одностороннюю и двустороннюю. Как видно из названия, для белой вышивки используют только нити белого цвета. Вышивают рисунок поверх настила. Для этого сначала швом «вперед иголку» прошиваются все нарисованные карандашом контуры, затем прошивается настил, полностью закрывающий стежками поверхность крупных цветов или листьев. Поверх белыми нитками наносится рисунок. Вышивку гладью «Владимирское шитье» применяют для украшения постельного белья: пододеяльников, простыней, наволочек, полотенец и т. д.

Гладью в данной вышивке прошиваются все крупные элементы. Начинают шитье от острого конца листика или лепестка и проходят в направлении от центра детали к краям. Наглядно можно увидеть примеры швов на старинной русской вышивке «Владимирская гладь» на образце швов на рисунке в статье. Однако при формировании формы цветка стежки глади направляются от контура детали к центру.

Накладные сетки

Изображения цветка имеют большую полую серединку, которую в данном виде вышивки заполняют с помощью накладных сеток. Серединки цветка состоят из симметрично расположенных мелких элементов: квадратов, полосок, волнистых линий, треугольников. Между ними могут располагаться лапки или козлики.

ВЫШИВКА ГЛАДЬЮ: ЛИСТИК # 1

Иногда серединку полости заполняют длинными стежками, расположенными либо горизонтально, либо вертикально. В месте перекрещивания часто образуется крест. Особенностью данной вышивки является то, что все элементы сетки заполняются симметрично, ровно.

Подготовка к вышивке гладью

Перед тем как вышивать гладью, нужно подготовиться. Это удобно сделать с помощью специальных приспособлений. Чтобы правильно подобрать нитки, нужно естественное освещение. Свет должен падать слева. Нельзя допускать, чтобы нитки и иголки валялись на столе. Должно быть все уложено по своим местам, чтобы при необходимости быстро найти нужный инструмент.

Необходимые материалы

  • Ткань. Лучше брать льняную. Традиционно используют неотбеленный лен.
  • Нитки мулине или двунитку.
  • Набор иголок, толщина которых соответствует толщине нитей.
  • Ножницы.
  • Пяльцы, чтобы ткань была хорошо натянута.
  • Мягкий сантиметр для разметки основных линий и контуров узора.
  • Калька, копировальная бумага, образцы узора.
  • Простой карандаш с хорошо заточенным краем.
  • Утюг.

Уход за вышивкой

После того как работа закончена, важно еще правильно ухаживать за изделием, чтобы вышивка не испортилась, не деформировалась. Стирают ткань только в теплой воде. Моющие средства можно использовать, но они не должны содержать отбеливатель, потом хорошо все выполоскать. Если вы стираете в машинке, то изделие с вышивкой нужно поместить в наволочку или специально предназначенный мешочек для стирки деликатных вещей.

Есть один небольшой секрет. Чтобы не испортить вещь, лучше выкручивать ткань через махровое полотенце. Гладить утюгом можно только с изнаночной стороны, используя влажную хлопчатобумажную ткань. Лучше гладить на мягком полотенце. Складывать влажную ткань нельзя, нужно ее разложить и дать окончательно высохнуть.

Уроки вышивки Владимирская гладь или верхошов

Владимирская гладь (Владимирский шов, Верхошов) зародилась во Владимирской области, отсюда и ее название. Со временем она претерпела немало изменений, и в наше время представляет собой одностороннее шитье с крохотными стежками и переходами от одной детали к другой с изнаночной стророны.

Применяется при вышивке крупных элементов. История этого шва уходит еще в древние времена и тесно связана с золотным шитьем. При шитье золотом в то время каждая золотая нить была дорога, потому старались вышивать лицевую сторону, экономя максимально нитки на изнаночной стороне.

Таким образом, Владимирская гладь позволяет максимально экономить нитки при вышивке больших узоров и рисунков. Да и вообще в любой вышивке, ведь нередко бывает когда нужная нам нить осталась в малом количестве в самый неподходящий момент.

Вышивается верхов большими стежками, придерживаясь обшиваемого контура. Стежки выполняются по форме рисунка, узора. Последовательность выполнения Владимирской глади показана на фото ниже:

Пока вы заняты делами семьи, на вас никто не обращает внимание, но вы понадобитесь всем сразу, как только займетесь вышиванием.

Получается, что стежки на лицевой стороне распологаеются на небольшом расстоянии друг от друга. При использовании нити в два сложения (как на моем примере) это расстояние практически незаметно. С изнаночной стороны получаем ряд мелких стежков по контуру рисунка в виде пунктирной линии.

Владимирская вышивка гладью

Гладь это разнообразие приемов выполнения вышивки. Гладь бывает одноцветная и многоцветная, с настилом выпуклая и гладкая без настила. Гладью вышивают обычно растительные мотивы по переведенному рисунку, состоящему из цветов и листиков.

Вышивка гладью это множество различных швов и стежков дополняющих её. Владимирская гладь это вшивка Владимирскими швами, к Владимирским швам относятся гладь верхошов, накладные сетки, шов «козлик» и многие другие.

Владимирская гладь вышивка имеет свои особенности, она выполняется белыми или цветными нитками, но всегда мотивы и схемы Владимирской глади состоят из цветочков и листиков, это могут быть букетики, ягоды и трава. Белой владимирской гладью вышивают мелкие растительные рисунки.

EMBROIDERY:STITCH for beginners|| ВЫШИВКА ГЛАДЬЮ:ПЕРВЫЕ ШАГИ

Владимирская гладь – цветная предназначена для вышивания крупных мотивов, на которых есть птицы, рыбы, крупные цветы и листья. Вышивка выполняется владимирскими швами нитками мулине в 8-12 сложений, нитками ирис или шерстяными нитками.

Основной цвет вышивки – красный, редко сочетается с синим, зеленым или желтым, которых бывает очень немного. Стежки кладутся не плотно, друг к другу и располагаются по направлению листика, лепестка.

Владимирская гладь состоит из различных швов – это односторонний шов, который создает гладь, «верхошов», накладные сетки, шов «козлик», стебельчатый шов и другие.

Таким швом хорошо вышивать крупные схемы вышивки гладью с цветами, листьями и стеблями на наволочках для подушек, на покрывалах, скатертях и дорожках. Гладью вышивают листья растений, накладывая стежки косо в двух направлениях от центра листа начиная с острого конца.

Как гладью вышить лист цветка. Первый длинный стежок (1) выполняется от контура листа к центру. Вышивкой заполняется одна половина листа, затем вторая, начинается вышивка от верха листа к низу. Цветок владимирской гладью вышивается стежками от контура к центру (2). Стебельки веточки и усики растений и цветков вышивают с наклоном стежка (3).

Стежки цветов могут быть разной длины по контуру схемы и выходить за него. Контур узора при этом становится зубчатым, это позволяет получить плавный переход от узора к фону вышивки.

Владимирский односторонний шов, образует вышивку на лицевой стороне мотива, при этом на изнанке его почти не заметно. На изнанке вышивки проходят лишь небольшие мелкие стежки в виде пунктира, поэтому и имеет название односторонняя гладь.

Сердцевины крупных цветов при вышивке Владимиркой гладью, не заполняют гладью, а вышивают накладными сетками или различными швами в виде полосок, треугольников или квадратиков, вышитых гладью или козликом. Сетку и прикрепы выполняют нитками одного цвета.

Длинные стежки, в серединке цветка выполненные в вертикальном и горизонтальном направлениях, закрепляются в местах скрещивания. Закрепление делается в виде крестика, и это в центре цветка получается очень красиво. Крести должны ложиться ровно и иметь одно направление, как и при вышивке крестом.

Шов козлик при вышивании гладью используется для заполнения серединок крупных листьев и цветков и для вышивки мелких узоров . Если гладью не вышивают, то контуры мотива вышитого козликом обрамляют тамбурным швом.

КАК ВЫШИВАТЬ ВЛАДИМИРСКУЮ ГЛАДЬ

Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают утонченностью цветовых решений. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Не первый год занимаюсь изготовлением разных декоративных изделий украшенных вышивкой – элементами владимирской глади. В основном это подарки и сувениры родным и близким – игольницы, прихватки, рушники, панно (приложение 1). В этот раз мне захотелось выполнить изделие для школы. Оказывается необходимо в кабинет технологии фартук в народном стиле для изучения темы «Фартук в национальном костюме». А также это изделие может пригодиться для праздников и мероприятий, связанных с изучением народных традиций. Исходя из этого, цели проекта:

-Обобщить имеющийся опыт.

-Изготовить изделие с вышивкой владимирской гладью.

— узнать историю появления вышивки верхошов;

— изучить исторические сведения, для выбора конструкции фартука.

Embroidery lessons. Урок по вышивке гладью № 2/// Стебельчатый шов

— выбрать оборудование, материал и приспособления необходимые для изготовления изделия;

— рассчитать экономические затраты;

— совершенствовать и развивать умения и навыки в вышивке;

— углублять знания в технологии обработки материалов;

— развивать вкус, фантазию, творческую инициативу;

Ручная вышивка гладью. Владимирский верхошов

— формировать в себе чувства гордости, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России.

Актуальность. Интерес к традициям, к истории и художественно-культурному наследию России. Повышение художественного уровня декоративных изделий и мастерства их исполнения.

Вышивка является одним из древнейших видов украшения тканей. Искусно вышитый узор превращал любую, даже самую немудреную ткань, в подлинное произведение искусства. Русские женщины с давних времен славились мастерством создания на тканях узоров невиданной красоты с помощью иглы и различных нитей. С детских лет они обучались этому сложному, но увлекательному искусству. Жены и дочери обязаны были обеспечивать семью одеждой и всеми необходимыми для домашнего обихода предметами из тканей. Начиналось это с того, что девушка готовила сама себе приданое. В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, свой характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая их.

Для всех районов распространения русской народной вышивки в равной мере характерно применение геометрического, растительного и изобразительного орнаментов.

Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, могут быть разделены на две большие группы: к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счёту нитей ткани, ко второй – по свободному, заранее нарисованному контуру [1].

Гладь – один из вариантов вышивки контурными швами.

Вышивка гладью — вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, полностью заполняя полотно. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов [2].

Из истории владимирской глади

У владимирских швов древняя история. При археологических раскопках на территории Владимиро-Суздальского княжества найдены кусочки ткани, покрытые характерным шитьем: лицевая сторона вышивки заполнена длинными стежками, а с изнанки – только контур рисунка. Причем в некоторых работах крупные стежки прикреплялись более мелкими – гладь вприкреп.

Эта старинная вышивка была выполнена золотыми нитями на льняной основе.

Так же вышивали и в более позднее время, в XVIII–XIX вв. в поселке Мстёра в 100 километрах от Владимира монахини из монастыря святого Иоанна Милостивого. Как считают, они и стали родоначальницами владимирских швов и глади вприкреп. Они обучали своему мастерству горожанок и крестьянок, только вышивать они стали уже не золотом, а в основном красными нитями. Узоры – крупные цветы и листья горели огненно-красными тонами длинных рельефных стежков, середины которых украшались накладными сетками. В красную гамму основного узора вводились золотистые, голубые и изумрудные тона (некоторые источники сообщают: Основные цвета — красный, коричневый, бежевый разных оттенков, дополняются зеленым, желтым, а также синим или чёрным).

Почему владимирская гладь называется ещё и «верхошов»? Дело в том, что история её тесно связана с шитьем золотом, когда каждая ниточка была дорога, и потому старались вышивать на лицевой стороне, образуя на изнаночной стороне ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру рисунка. Стежки на лицевой стороне располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Вышивая Владимирской гладью, экономия ниток получается максимальная.

Узоры, выполняемые владимирскими швами, дополняют цветной тесьмой атласными лентами, узкими орнаментальными полосками, вышитыми козликом, гладью, кисточками.

Владимирскими швами вышивают наволочки на подушки, полотенца, скатерти, салфетки, прихватки, дорожки, одежду, панно. Эта вышивка хороша как для ручной работы, так и машинной [3].

Выбор конструкции фартука

В русском народном костюме фартук имел название «передник» и играл важную роль (закрывал женскую фигуру спереди, самая декоративная, богата украшенная часть женского праздничного костюма).

По своей конструкции разделялся на несколько типов. Передник шился из полотнищ ткани, присобранн вверху в сборки с длинными завязками.

Особое место занимали передники с небольшим нагрудником из под которого шла сборка. Длинной мог достигать от 85-89 см. Обычно был из однотонного холста, украшенные вышивкой и кружевом по низу. Такой передник надевали по праздникам.

Богатый узор с преобладанием красного цвета:

— узкие и широкие полосы геометрического орнамента в форме ромба, круга, розетки, изображалось солнце – символ тепла, жизни;

— изображения женских фигур и цветущего дерева олицетворяли плодородие;

— птица символизировала приход весны [4].

Я рассмотрела несколько эскизов. Для изготовления выбираю конструкцию передника рисунок 1а

У меня накопилась небольшая коллекция рисунков, которые я использовала в изготовлении различных изделий. Рассмотрим для изготовления фартука:

Для нижней части фартука я рассматриваю рисунки 2, 4, 5 т.к. вышивка будет в полосе. Изображения женских фигур и цветущего дерева характерно для нарядного изделия — олицетворение плодородия.

Схема 1. Расположения рисунков в узоре на фартуке

Для нагрудника фартука я рассматриваю рисунки 6, 7 т.к. изображение птиц символизировала приход весны, кроме того птица ближе к солнцу, а нагрудник это верхняя часть фартука [5].

Схема 2. Расположения рисунков в узоре на нагруднике

Подготовка к вышивке гладью

Художественная ГЛАДЬ Урок 1. Марина Ясиневич

Организация рабочего места

Чтобы удобнее было выполнять вышивку, необходимо правильно организовать рабочее место. Стол со всеми необходимыми инструментами и приспособлениями должен стоять около окна так, чтобы свет падал на работу с левой стороны (или она должна быть хорошо освещена искусственным светом). В процессе работы на столе не должно быть ничего лишнего. Си­деть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40 см. При меньшем рас­стоянии портится зрение.

В столе необходимо иметь ящики для хранения выполняемой работы с вышивкой, запаса тканей, ниток и других материалов. Специальное место должно быть выделено для хранения кальки, игл, ножниц и других приспособлений. Правильная организация рабочего места способствует производительности и качеству выполняемой работы [6,7].

Оборудование, инструменты, материалы

Для вышивки гладью необходимо:

Для выполнения ручной вышивки необходима ткань и нитки. Выбор их зависит от назначения изделия, характера орнамента и способа его выполнения.

  • Ткань

Для вышивки владимирскими швами можно брать ткань редкого переплетения, например лен, лучше всего неотбеленный – натуральный цвет ткани служит хорошим тоном.

Я использую двунитку (т.к. учитывая экономическую сторону изделий – льняные ткани на порядок дороже), а для оформления изделий – различную тесьму (с рисунком, атласную широкую, узкую, вьюнчик), кружева.

Перед началом работы я провела исследование по определению сырьевого состава материалов. Я выяснила, что ткань двунитка, на основе хлопковых волокон, а нитки мулине хлопчатобумажные. У таких волокон есть как положительные, так и отрицательные свойства.

К недостаткам двунитки относится:

— При стирке значительно садятся по нити основы

Все эти качества я учла при выполнении своего изделия.

  • Нитки мулине

Они должны быть крепкими и не линять при стирке. Допустимо использовать: ирис, шелк, шерстяная пряжа, льняные нитки. Лучше всего

подходят мягкие нитки мулине, не садятся и не выгорают.

При вышивке толстыми нитками в одну пасму (мулине) следят за каждым стежком, чтобы нитки ложились мягко, а стежок получался красивый, не крученый, как веревка. Для этого левой рукой, которая находится все время под пяльцами, нитку раскручивают, тогда на лицевой стороне получается красивый стежок.

Рисунок 7. Инструменты и приспособления для вышивки

EMBROIDERY: WHITE WORK || ВЫШИВКА: БЕЛАЯ ГЛАДЬ

  • Набор игл

Иглу подбирают в соответствии с толщиной нитки.

Для вышивки лучше брать короткие иглы, с удлиненным ушком, чтобы можно было быстро вдеть рабочую нитку. Игла должна хорошо прокалывать ткань и не оставлять после себя больших отверстий.

  • Ножницы

Вышивальные ножницы должны быть маленькими и с острыми концами для

обрезки ниток. У ножниц концы лезвий должны полностью замыкаться,

иначе не получатся точные надрезы нитей.

  • Пяльцы

Основное назначение пялец — держать ткань в натянутом состоянии, чтобы предохранить ее от стягивания.

Пяльцы бывают круглые и прямые раздвижные. Ткань можно также натянуть на готовую рамку, прикрепив ее кнопками или гвоздиками. Очень удобны для работы круглые пяльцы. Они состоят из двух деревянных обручей, входящих один в другой — меньшего в больший. Диаметр пялец 20-40 см, высота обруча 1,5-2 см, толщина 3-5 мм.

Если кусочек ткани по размеру меньше пялец, то к нему временно пришивают какой-нибудь другой материал нужного размера.

Для запяливания на меньший обруч кладут материал, расправляют его, следя за тем, чтобы нити не перекосились. Сверху накладывают большой обруч и нажимают – ткань натянута. Приступают к вышивке, когда ткань будет натянута туго в пяльцах.

Простая двусторонняя гладь

  • Сантиметровая лента

Служит для определения точного размера изделия, разметки основных линий узора и т.д.

  • Калька, образцы рисунков

Служит для перевода рисунков с оригинала.

Уроки вышивки гладью

  • Копировальная бумага

Для перевода рисунка на ткань. Для светлых тонов – черную, а для темных – цветную.

  • Карандаш

Необходимы простые остро заточенные: мягкий – для кальки, твердый — для перевода рисунка на ткань [6,7].

Для оформления и изготовления вышитого изделия мне понадобилось:

  1. Швейная машина Janome (для шитья тканей).
  2. Оверлок 51 класса (для обмётывания срезов).
  3. Доска гладильная, утюг с пароувлажнителем,

проутюжильник (для выполнения ВТО).

  1. Нитки х/б с лавсаном №40 (для машинных работ

и закрепления тесьмы, атласных лент); нитки х/б №60- для сметочных работ, ножницы (для раскроя и обрезания нитей).

  1. Ручная игла для сметочных работ №3, булавки для раскроя и скалывания деталей, машинная игла №80.
  2. Крючок, нитки «Снежинка» для изготовления кружевной каймы.
  3. Сантиметровая лента, линейка закройщика, угольник, лекало, карандаш, ластик, цветные карандаши, бумага для выкроек.

Техника владимирского шитья

Для владимирской глади характерны крупные узоры, которые вышивают толстыми нитками — мулине в 6—12 сложений, ирисом, шерстью, это придает вышивке большую рельефность. Основной цвет этих вышивок — красный с небольшим прибавлением синего, зеленого, желтого цветов, (возможно использование коричневого, бежевого разных оттенков), но часто встречается и одноцветные вышивки. Для вышивки рекомендуется использовать ткани — суровое полотно, лен и т. п.
Вышивка выполняется крупными стежками по лицевой стороне ткани. С изнанки видны только мелкие стежки по контуру рисунка [8,9].

Вышивка гладью для начинающих. Вышиваем маки. Stitch embroidery for beginners.

Рисунок 8. Элементы владимирской глади

Рисунок 9. Цветок

Цветы и круги вышивают длинными стежками, располагающимися между внешними и внутренними контурами рисунка строго радиально. Во внутренней части круга стежки ложаться плотнее, во внешней части гладь выглядит разреженной. Это достигается тем, стежки-переходы на внутреннем контуре рисунка гораздо короче, чем на внешнем (рис.9 а – лицевая сторона, б – изнаночная сторона). Рисунок 10. Листик

Листья вышивают стежками верхошва, укладывая их по обе стороны

с наклоном от края к середине.

Простая односторонняя гладь

Большие элементы вышивают гладью «вприкреп» (рис.11), перекрывая длинные стежки более короткими. В этом случае стежки-переходы выполняют не по контуру, а по радиусу внутрь круга.

Чаще всего середины крупных цветов и бутоны заполняются накладными сетками, сквозь которые просвечивается фон. Начинают вышивку с накладной сетки, а затем выполняют по контуру цветка гладь.
Декоративные накладные сетки применяют как дополнительное украшение вышивки в сочетании с гладью, стебельчатыми швами. Накладными сетками можно украсить не только середины цветов и листьев, но заполнить ими также различные геометрические узоры (рис.12).

Рисунок 12. Накладные сетки

Сетка прикрепляется к ткани разными способами: крестиком, стежком, лапкой (три стежка). При этом соблюдается определенная последовательность: сначала выполняются все стежки в одном направлении, например, вертикальном (рис.12), затем в другом – горизонтальном, последовательно закрепляя каждый новый стежок в местах пересечения его с вертикальными стежками. Верхние стежки прикрепок — крестиков должны быть в одном направлении.
Стебельчатым швом вышиваются стебли, веточки, усики и т.д.

Embroidery: RUSSIAN EMBROIDERY || Вышивка: ВЛАДИМИРСКАЯ ГЛАДЬ

«Козлик» используется для вышивки середины крупных листьев и цветов, так же «козликом» вышиваются мелкие листочки, как показано на рис. 13.

Рисунок 13. Шов «козлик» Рисунок 14. Шов «восьмёрка»

Шов «восьмерка» (рис.14). Представляет собой сплошной шов «козлик», то есть перекрещивающиеся стежки соединяются друг с другом.
На изнаночной стороне образуются два ряда параллельных стежков с промежутками в виде строчки. Наклон стежков должен быть от 30 до 40 градусов. Шов «восьмерка» может быть узким, широким, частым и редким. Выполняется он так же, как шов «козлик», только каждый последующий прокол делается в предыдущий. Шов «восьмерка» может быть использован для заполнения различных фигур сложной формы. В этом случае, по меньшей дуге расстояния между стежками будут меньше, а по большей – больше (рис. 14 в, г).
Узоры, выполненные владимирскими швами, дополняют узкими орнаментальными полосками, вышитыми «козликом», гладью, кисточками.

При выполнении изделия необходимо соблюдать правила охраны труда

1. Выполнить выкройку

Перед тем как выполнить раскрой, необходимо подготовить ткань к раскрою. Декатировать. Определить направление долевой нити и лицевую сторону. Ткань сложить лицевой стороной внутрь, выровнять поперечный срез ткани. Детали располагаю так, чтобы раскладка была экономичной, при этом начинают с самых больших деталей, учитывая направление нити основы. Приколоть детали к ткани. Обвести контур всех деталей выкройки. Перенести все линии припусков и контрольные точки. Раскроить детали по линиям припусков на швы. Отколоть детали выкроек [10, 11].

3. Расположение и перевод рисунка на ткань

От нижнего среза фартука отложить 20см и провести меловую линию. В центре фартука рисунок 4, от него по краям рисунки 2, 5 расположить симметрично (учитывая меловую линию).

Схема 1. Расположения рисунков в узоре на фартуке

На нагруднике узор составлен из рисунков 6 и 7.

Существует много способов нанесения контура рисунка на ткань. При переводе рисунка на ткань через копировальную бумагу, на ткань накладывают бумагу с рисунком и прикрепляют ее булавками. Под рисунок кладут копировальную бумагу, жирной стороной к вышиваемой ткани. Затем

остро заточенным твердым карандашом аккуратно обводят контур рисунка.

Схема2. Расположения рисунков в узоре на нагруднике

4. Выполнить вышивку согласно технике выполнения владимирского шитья и схеме 1,2.

5. Настрочить атласные ленты и тесьму согласно фотографиям 1,2 и приложению 2.

Фото 1. Расположение лент и тесьмы Фото 2. Расположение лент и тесьмы

6. Верхний срез нагрудника обработать швом вподгибку с закрытым срезом, предварительно срез обметать. Ручным швов 5 мм мулине красного цвета выполнить прямую строчку, слегка припосаживая верхний край нагрудника (фото 3).

7. По верхнему срезу нижней части фартука выполнить сборку. Соединить

нагрудник и нижнею часть фартука стачным швом взаутюжку (припуск шва

заутюжить на нагрудник) (фото 3).

8. Обработать срезы косой бейкой, оставив петлю – бретель (фото 3).

9. Обработать боковые срезы нижней части фартука швом вподгибку с

закрытым срезом, предварительно срез обметать. Пришить атласные ленты.

10. Связать кайму (пункт «Основные элементы при вязании каймы»).

Пришить по краю изделия.

11. Окончательная влажно-тепловая обработка изделия [7, 10, 11].

Основные элементы при вязании каймы

При вязании каймы применяются столбики с одним накидом и воздушные петли.

Образование первой петли (Рис. 3.1). Нить перебросьте через

указательный палец левой руки, концы прижмите к ладони средним и безымянным пальцами. Натяжение регулируйте бе­зымянным пальцем. Введите крючок под нить на указательном пальце, поверните влево и придержите образовавшуюся петлю большим пальцем левой руки. Не сбрасывая петлю, захватите крючком нить движением слева направо и вытяните ее через петлю.

Цепочка из воздушных петель (Рис. 3.2.)

Не сбрасывая с крючка первую петлю, захватите нить и протяните ее через пет­лю. Полученная новая петля называется воздушной. Последова­тельный ряд этих петель образует воздушную цепочку.

Столбик с накидом (рис. 3.3.) Сделайте накид, введите крючок в петлю, захватите нить и вытяните новую петлю, захва­тите нить и протяните ее через 2 петли на крючке, еще раз за­хватите нить и протяните ее через оставшиеся 2 петли [12].

Кайма вывязывается способом филейного вязания – чередование столбиков с одним накидом и 2 воздушных петель.

Работу продолжать прямыми и обратными рядами согласно схеме (приложение 3) до желаемой длины (в моём изделии: 9 раппортов, примерно 0,65м).

Готовую кайму растянуть по размеру, накрыть влажной тканью и оставить до высыхания [13].

Уход за изделием с вышивкой

Загрязненное изделие осторожно стирают в теплой воде с моющим средством. Хорошо прополаскивают в холодной воде. Отжимают, завернув на несколько минут в махровое полотенце, не допуская кручения.

Стирать можно и в машине на деликатном режиме, поместив изделие в наволочку.

Нельзя изделие с цветной вышивкой стирать моющим средством, содержащим отбеливать, замачивать в растворе соды, заливать кипятком, или кипятить.

Вышитое изделие утюжат с изнаночной стороны во влажном состоянии или через влажный проутюжильник на чистой мягкой подстилке. Брызгать на ткань нельзя, могут остаться пятна. Отутюженное изделие необходимо подержать в развернутом виде до тех пор, пока оно не остынет [10].

Вышивка гладью

Вышивка гладью — вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, полностью заполняя гладь полотна. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов.

Виды швов

  • Плоская гладь — является двухсторонней, стежки плотно укладываются друг другу
  • Гладь вприкреп.
  • Гладь с настилом.
  • Шов «вперёд иголку».
  • Шов «назад иголку»=
  • Шов «узкий гладьевой валик».
  • Плоская гладь.
  • Владимирский шов («верхошов»).
  • Шов «узелок».
  • Шов «петля вприкреп».
  • Теневая гладь — выполняется нитками разных цветов.
  • Прорезная гладь- это сквозная вышивка, при которой в ткани прорезаются отверстия разной величин и формы
  • Стебельчатый шов
  • Петельный шов
  • Шов «цепочка»

Шов “назад иголку”

  • Вышивание

Wikimedia Foundation . 2022 .

Вышивка гладью для начинающих «Цветок» satin stitch embroidery for beginners Flower

Смотреть что такое «Вышивка гладью» в других словарях:

ВЫШИВКА МАШИННАЯ — вышивка, выполняемая на швейной, лучше ножной или электрической машине. Наиболее удобны для этого машины с центральной шпулькой класса 1 А. При вышивании с машины снимаются нажимательиая лапка и зубцы. Если вышивание производится со специальной… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

ВЫШИВКА РУЧНАЯ — один из самых распространённых видов рукоделия. Для вышивания необходимо иметь нитки, ткань, иглу (короткую с широким ушком), ножницы, напёрсток и пяльцы. Пяльцы бывают прямоугольные и круглые (наиболее употребительные). Круглые пяльцы состоят из … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

Вышивка — широко распространённый вид декоративно прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными,… … Художественная энциклопедия

Вышивка — широко распространённый вид декоративно прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины (См. Вышивальная машина) на различных тканях, коже, войлоке и… … Большая советская энциклопедия

Народное творчество.Вышивка — Вышивальшица, художник Франц Ксавер Зимм Вышивание общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, древесная кора … Википедия

мстёрская вышивка — вид русского народного шитья, сложившийся в посёлке Мстёра (Владимирская область). В середине XIX в. возникла мстёрская вышивка белой гладью с изящными мелкими узорами, в советское время распространилась цветная мстёрская вышивка «владимирским… … Энциклопедический словарь

Мстёрская вышивка — вид русского народного шитья, сложившийся в посёлке Мстёра. Различают М. в. белой гладью (плотно прилегающими друг к другу стежками, располагающимися по обеим сторонам ткани; возникла в середине 19 в.) и владимирским швом (вид… … Большая советская энциклопедия

ИВАНОВСКАЯ ВЫШИВКА — ИВАНОВСКАЯ ВЫШИВКА, вышивальный промысел, сложившийся во Владимирской губернии (куда в ту пору входил Иваново Вознесенск) в 19 веке на основе традиций местной народной вышивки, которая издавна отличалась богатством и разнообразием технических… … Энциклопедический словарь

НИЖЕГОРОДСКАЯ ВЫШИВКА — НИЖЕГОРОДСКАЯ ВЫШИВКА, вышивка Нижегородской области традиционно отличающаяся необыкновенным многообразием технических приемов. Старейший ее вид, пришедший в Нижегородский край в 17 веке вместе со старообрядцами и прямо продолжающий традиции… … Энциклопедический словарь

Мстёрская вышивка — вид русского народного шитья, сложившийся в поселке Мстёра (Владимирская область РСФСР). В середине XIX в. возникла мстeрская вышивка белой гладью с изящными мелкими узорами и ажурными стягами . В советское время распространилась цветная… … Художественная энциклопедия