МАСТЕР КЛАСС ПО ЭНКАУСТИКЕ

Энкаустика — что это в живописи? Техники и мастер-классы по рисованию для начинающих

Энкаустика — история происхождения техники рисования картин и икон

Энкаустика — техника живописи и иконописи, в которой связующим веществом красок является воск. Художник рисует восковыми красками или цветными карандашами в расплавленном виде. Само название происходит от греческого enkaustikos — «выжигание».

Мастер-класс Галины Кононовой (Приреченск) по энкаустике

  • птицы пытались клевать виноград на выполненной в технике энкаустики картине знаменитого Зевксиса;
  • лошади, увидев на картине известного живописца Апеллеса своих сородичей, были взбудоражены.

Энкаустическая живопись современности — в творениях немецких и русских художников

Энкаустика до сих пор остается популярной среди художников. Основная причина — техническое совершенство изображений, уникальная возможность выдавать художественный образ, вымысел, фантазию за действительность. Однако со времени изобретения техника претерпела некоторые изменения. Речь идет непосредственно об использовании материала для нанесения рисунка.
В древние времена, согласно проведенным химическим анализам дошедших до нас произведений искусства, преимущественно портретов, использовались краски, связующее вещество которых состояло из смолы и воска, иногда – с добавлением масла. В наше время наиболее распространена краска, изобретенная русским живописцем и художником-реставратором Евгением Кудрявцевым. Она является жирной и тягучей, поскольку сделана исключительно на воске. Краска наносится на полотно электрическим пером, с которого медленно стекает.

  • Эстер Геллер — художница-абстракционистка из Америки, которая не только использовала энкаустику в своей живописи, но и долгие годы делилась своими знаниями со слушателями на лекциях в разных уголках Земли;
  • Ганс Шмидт — немецкий художник и ученый, автор книги об античной энкаустике;
  • Тони Шерман — художник портретного и исторического жанров из Канады, который прославился благодаря циклу картин времен Наполеона и Французской революции;
  • Бэтси Эби — художница абстрактной живописи из Америки, которая создает свои шедевры с помощью пигментированного воска.
  • Педро Куни-Браво — американский художник родом из Испании, который пишет картины и восстанавливает древних фресок.

Рассказываю об ЭНКАУСТИКЕ

Самостоятельное освоение энкаустики для взрослых и детей

  • Во-первых, писать картины можно без получения больших навыков рисования и в условиях отсутствия художественного опыта. Достаточно изучить несколько видео-уроков или мк с фото, где пошагово объясняют основополагающие принципы.
  • Во-вторых, экономичность — чтобы рисовать в энкаустической технике, не потребуется значительных финансовых вложений.

Необходимые материалы и инструменты

  • художественный воск, насыщенный разнообразными цветными пигментами;
  • листы плотной бумаги или картона;
  • клей;
  • полирующая тряпочка;
  • подкладка на стол, предотвращающая загрязнение окружающего пространства;
  • специальный утюжок для энкаустики;
  • каутерий — специальный инструмент с нагревательными насадками для создания сложных узоров, прорисовывания мелких деталей.

Стоит отметить, что специализированный утюжок для энкаустики — удовольствие не из дешевых. Поэтому начинающим осваивать технологию рисования воском не рекомендуется тратить деньги на его приобретение. На первых порах его вполне можно заменить обычным бытовым утюгом либо феном. Главное условие — наличие регулятора температурного режима. Профессиональный утюг для энкаустики имеет смысл приобретать лишь при твердой уверенности, что рисование — не мимолетное увлечение, а занятие на длительное время, которое даже может в будущем стать источником дохода. Подробнее о способах заработка на своем творчестве можно прочитать в статье «Как заработать на рукоделии».

Разновидности техник

Существует несколько вариантов написания энкаустических картин и икон. Каждый начинающий художник вправе сам решать — выбрать один из приемов либо использовать одновременно несколько.

  1. Разглаживание. Эта технология является основной. Суть заключается в расплавлении воска на перевернутой вверх нагревательной поверхности утюга. После того, как воск приобрел жидкую консистенцию, утюг следует аккуратно перевернуть и провести подошвой по полотну будущей картины. Начинающему мастеру важно знать, что делать это следует аккуратно, без применения особой силы — в противном случае можно прожечь бумагу или картон.
  2. Оттиск. Эта техника предназначена для создания интересных узоров, напоминающих прожилки опавшего осенью листочка. На полотно наносится воск, после чего прикладывается нагретый утюг на 1-2 секунды. Начинающему художнику следует помнить, что поднимать утюг необходимо строго перпендикулярно картине — в противном случае вместо прожилок с четкими очертаниями может получится размазанное изображение.
  3. Работа ребром. Прием поможет начинающему мастеру освоить прорисовывание тончайших линий необходимой длины. Это могут быть, например, трава или стебли растений. Основополагающий принцип — поверх изображения, нанесенного на плотную бумагу или картон посредством разглаживания воска, ребром утюга проводятся линии. Регулировать их толщину можно благодаря силе нажатия.
  4. Работа носом. Естественно, речь идет о носе утюга, а не самого начинающего художника. Прием позволяет прорисовывать мелкие элементы. Алгоритм действий следующий: обмакиваем носик утюга в расплавленный воск — прорисовываем детали на картине.

Пошаговый мастер-класс и видео-урок для начинающих

Конечно, вариантов написания картины или иконы энкаустикой достаточно много. Однако начинающему желательно попробовать свои силы, используя самый простой из них по технике рисования и материалам. Предлагаем пошаговый мастер-класс.

  1. Готовим материалы и инструменты. Начинающему художнику понадобятся восковые мелки, клей, фен, плотная бумага или картон.
  2. Раскладываем на столе лист бумаги.
  3. Из восковых мелков выкладываем своего рода забор таким образом, чтобы их носики смотрели вниз.
  4. Приклеиваем мелки на бумагу или картон, не снимая с них этикетки.
  5. Ждем, пока клей высохнет.
  6. Включаем фен на полную мощность.
  7. Направляем струю горячего воздуха на носики мелков.
  8. Медленно переворачиваем полотно по мере плавления воска, создавая разноплановые узоры.
  9. Заполняем расплавленным воском всю поверхность полотна.
  10. Оставляем картину до полного высыхания.

Мастер—класс «Техника фресковой живописи»

Продажа работ

Достигнув определенных успехов в освоении энкаустики, можно писать картины не только для души, но в качестве источника дохода. Оригинальные и интересные картины, выполненные с помощью расплавленного воска, пользуются особой популярностью среди ценителей прекрасного.

02. Рисование утюгом и воском (энкаустика)

Мастер-класс по энкаустике: Ирисы

Мечевидные листья Ириса символизируют у японцев смелость и мужество. Вероятно, поэтому в японском языке «ирис» и «воинский дух» обозначены одним и тем же иероглифом. Ирис – любимый цветок французских монархов, в частности Людовика XIV, того самого, который первым из европейских правителей привнёс искусство фэн-шуй в свои парки и дворцы. Ирисово — синий цвет, согласно фэн-шуй, — цвет сосредоточенности. Он помогает в достижении глобальных целей и устремлений. Ирис – символ жизни, которая не знает старости, а также обещание на будущее, символ дружбы, веры и надежды.Я убедила Вас в необходимости появления в Вашем доме этих удивительных цветов?Тогда приступаем.

Энкаустика, холодная энкаустика, техника живописи, воск

Автор: Маркова Валентина

Вот такое приспособление сделал мне муж, чтобы облегчить работу с паяльником. Подключив к приспособлению паяльник и выжигатель, я подобрала такую мощность. чтобы паяльник расплавлял воск и при этом он не запекался на кончике паяльника и выжигателя.Нет дыма,неприятного запаха, который обязательно присутствует, если работаешь с обычным, даже самым маломощным паяльником.
До этого мне приходилось использовать стевой фильтр и часто работать выключателем, чтобы не разогревался паяльник.

Итак начинаем нашу работу.Картон формата А 4, утюг, цветные восковые мелки-вот что позволит нам создать картину в технике энкаустика.
Сначала готовим фон. На подошве утюга расплавляем мелки розового цвета.можно 2-3-х оттенков.

Проводим утюгом гладящими движениями картон. затем мягкой салфеткой растираем воск по картону.Какой оттенок картона получился можно увидеть на следующем фото.

Чтобы фон был с разными оттенками, можно добавить в углах картона оттенки разных цветов.

Фон с разными оттенками(розовый, голубой, сиреневый) готов.Когда мы натираем его мягкой тканевой салфеткой поверхность становится практически глянцевой, что значительно облегчает работу.

Положив картон на разогретую подошву утюга, мелком синего цвета рисуем контур будущего цветка.

Энкаустика. Теория. ч. 1 + лайфхак .

Закрашиваем цветок мелками разных оттенков синего и голубого цвета.На этом фото цвет фона получился немного ненатуральным.Зависит от освещения.Хотелось получить более выразительное фото цветка.

Мастер-класс по энкаустике: «Рисуем спутник»

Оставим пока в таком виде наш первый цветок.

Вписываем в нашу композицию желтый ирис.Так же используем утюг, как нагревательную поверхность.

Так же закрашиваем цветок восковыми мелками, которымипросто рисуем по картону на разогретом утюге.

Мастер класс Лилии утюгом ЭНКАУСТИКА

Теперь приступаем к деталям.Паяльником расплавляем ярко выраженные коричневые пятна, создаая плавный переход цветов.

Темным цветом рисуем контур при помощи паяльника.

Мастер Класс по энкаустике

Создаем кончиком паяльника прожилки на лепестках цветка.

Так же оформляем голубой ирис.

На этом фото я показала, как на темном фоне создаем светлые включения. В левую руку берем мелок и держим его над нужным участком.Подносим к мелку паяльник, расплавляем мелок и капаем в нужное место.

Техника рисования утюгом и восковыми мелками — Энкаустика

Можно использовать еще один способ смешивания цветов.Положим участок картона, который необходимо смешать на кончик утюга, стараясь не касаться другими участками картины, т.к. можно испортить рисунок.Подержать участок картона на утюге, пока не получится нужный Вам оттенок.

Чтобы придать лепесткам более естественный вид, едва касаясь кончикомпаяльника , рисуем тонкие неглубокие линии, создавая эффект прожилок.Паяльником, слегка разогретым, сделать это очень легко.

Чтобы собрать всю композицию воедино, необходимо нарисовать стебли и листья. Для этого используем выжигатель с наконечником, напоминающим отвертку.Взяв на кончик небольшое количество воска, проводим горизонтальные линии.

Мастер-класс по энкаустике художницы Ирины Зиник.Ч.1

На этом фото хорошо видны эксперименты с «отверткой».Что касается цвета, то чтобы не испортить композицию слишком яркими оттенками зеленого. которые обычно бывают в наборах, одновременно на кончик паяльника или отвертки берем немного ярко-зеленого цвета, светло-коричневого, серого.Тогда цвет стебельков и листьев будет неоднородным и более естественным.

colormondays_ru

Друзья, хотим поделится с вами необычным мастер-классом по рисованию восковыми мелками и. утюгом:)
Вместо мелков можно использовать масляную пастель. Такая техника называется энкаустика.

Лес на закате, микс медиа энкаустика, восковой медиум и панпастель: видео урок Натальи Жуковой

Ссылка на мастер-класс от Ирины Бобковой.
А под кат мы запрятали видеоролики, где можно посмотреть какие еще бывают чудеса в утюге:)

МАСТЕР КЛАСС ПО ЭНКАУСТИКЕ

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Мастер-класс по энкаустике

У меня сегодня был 7-часовой мастеркласс по энкаустике — рисованию горячим воском. Расскажу вкратце, что происходило — вдруг кого эта техника заинтересует.

Энкаустика. Мастер класс.

Класс выглядел вот так, тут все разбежались на обед.

Я как поняла, восковая живопись бывает разная. Кто то сочетает воск с живописью маслом — вот здесь Алена nastroeniya писала про мастеркласс в этой технике. Я бы с удовольствием узнала больше про ту технику, потому что там совсем все по другому выглядит, чем здесь, более контролируемо. В моем случае все было иначе — восковые краски на глянцевой бумаге или коллаже, нанесенные при помощи специального утюжка и паяльника с низкой температурой подогрева.

Материалы:
1. Краски и утюжок выглядят вот так:

Паяльник, он же stylus, выглядит вот так:

2. Бумага для энкаустики — гладкая, двусторонняя, глянцевая с обеих сторон. Можно рисовать и на холсте, но мы до этого не дошли.
Кроме этого мы использовали туалетную бумагу, чтобы чистить инструменты от воска, газету — на ней работали и всякие симпатичные бумажки для коллажей.

Методика:
1. Методика нанесения краски довольно простая, но нужна определенная сноровка, чтобы разобраться как получить то, что ты хочешь. Вкратце все выглядит так: берется утюжок, переворачивается, на него наносится восковой краситель, который тает и растекается по его поверхности. Потом вы просто "утюжите" поверхность бумаги, воск к ней прилипает. Ну и можно работать стороной утюжка, уголком, делать отпечатки, закручивать и отрывать от бумаги утюжок и так далее.
Эффект получается не слишком предсказуемый, но что то не понравилось — всегда можно нагреть, стереть и накрасить заново.
2. Другая техника — положить утюжок горячей поверхностью вверх (он складывается для этого), нанести на него краску, и бумагу прикладывать к этой поверхности. Получаются очень симпатичные отпечатки, и так контроля больше, чем просто утюжить.
3. Можно налепить коллаж из салфеток или газет на поверхность бумаги, приклеив это дело воском. Можно рисовать абстрактные пейзажи, накладывая подходящие краски и двигая утюжок определенным образом. В принципе, процесс интересный уже просто с утюжком, и некторотые люди научились им прямо виртуозно обращаться, вырисовывая совершенно немыслимые вещи. Посмотрите на ютьюбе encaustic, там много интересного.
4. Мне лично больше понравилось работать стилусом-паяльником. У него есть несколько насадок, одна из которых рисует как перо — можно процарапывать, а можно добавлять воска и рисовать им. Линия контролируется легко, в сочетании с абстрактными фонами от утюжка получается очень здорово.

«Искусство восковой живописи» Авторский мастер-класс по энкаустике

Примеры:
1. Вот к примеру тут первые три работы сделаны так: сначала абстрактный фон утюжком, потом линии и точки стилусом. А последняя в этой четверке, коричневая просто сделана утюжком, как и все остальные дальше. Некоторые мне нравятся, некоторые нет — показываю все, чтобы вы могли посмотреть, какие эффекты можно получить. Если бы у меня было время, я бы их все стилусом разрисовала и довела бы до ума))

2. Здесь все утюжком — стороной, кончиком, резко отрывая, скользя по поверхности и так далее.

3. Синие загогулинки на втором верхнем рисунке — процарапаны по теплому воску стилусом.
Первый верхний сделан по методике 2 — поверхностью утюжка вверх. Получился сумеречный лес с дорогой какой то))
Нижний красный с синим — коллаж, думаю прикупить паяльник и дополнить его сверху всякими линиями.

Что мне еще понравилось в энкаустике — очень яркие краски, прямо светящиеся изнутри. И на ощупь работа получается очень приятная, гладкая такая.
Работу можно полировать салфеткой, чтобы блестела, можно покрывать лаком для масляной живописи.
Вот эта работа покрыта лаком, сразу такая яркая стала, а до этого мне не очень нравилась.

Мастер класс по энкаустике. Фантастические картины. (студия Masterklass-ekb)

В общем, интересная методика и применимая в хозяйстве. Думаю, утюг при желании можно заменить на какой нибудь старосоветский без дырочек и со слабым подогревом. А с паяльником даже не знаю, но по любому можно приспособить что то.

Нетрадиционная техника рисования – энкаустика для начинающих

Автор: Новоалександрова Елена Борисовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок», Рязанской области, Рязанского района, п. Мурмино.
Назначение работы: мастер-класс по рисованию предназначен для детей дошкольного возраста от 6 лет. Рисунок можно использовать для украшения интерьера и в качестве подарка.
Цель: изучение приемов рисования в технике энкаустики.
Задачи:
• научить пользоваться утюгом, используя технику безопасности;
• научить создавать рисунок с помощью утюга и воска;
• развивать творческое воображение, мышление, моторику рук;
• воспитывать аккуратность при работе;
• прививать умение видеть красоту природы.

Микс Медиа Энкаустика Mixed Media Encaustic Панно Сухоцвет: видео мастер-класс Натальи Жуковой

Материалы: восковые мелки, глянцевый картон, утюг (подойдет маленький «дорожный» утюг, без отверстий на его «подошве»), бумажные салфетки, подложка (подойдет газета, обои, использованная бумага).

энкаустика мастер класс

Энкаустика (греч. Enkaustiké – жгу, выжигаю) – искусство восковой живописи, возникло более 2500 лет назад, и было известно еще древним грекам, римлянам и египтянам. Картины в этой технике, очень стойкие, так как воск не окисляется, а в воде он вообще абсолютно нерастворим. Работать с утюгом необходимо на минимальной мощности и наносить мелки на подошву. В энкаустике, как и во многих других техниках, существуют 5 основных приемов работы с утюгом.
Первый прием — разглаживание. Это плавное гладящее движение утюга по поверхности картона.
Второй прием называется оттиском. Поверхность утюга прикладывают к картонке, а затем поднимают утюг на несколько секунд.
Третий прием заключается в работе ребром утюга. Так мы можем получить различные линии, такие как, кусты, тонкие деревья, траву.
Четвертый прием — рисование кончиком утюга, можно получить мелкие детали (цветы, птиц и небольших животных).
И пятый прием – это когда утюг переворачивается и на него сверху прикладывается картон. Затем восковыми мелками наносятся линии на картоне. На рисование одного рисунка у ребенка уходит 4-6 минут. Занимаюсь с каждым ребенком индивидуально.

Мастер-класс с родителями группы «Кувшинка» — «Рисование горячим воском — энкаустика»

Энкаустика (греч. – жгу, выжигаю) – искусство восковой живописи, возникло более 2500 лет назад, и было известно еще древним грекам, римлянам и египтянам. Картины в этой технике, очень стойкие, так как воск не окисляется, а в воде он вообще абсолютно нерастворим. Энкаустика — это техника рисования воском.Этой технике подвластно всё: сказочные растения,волшебный мир морей и океанов,воздушные облака,горы,бездонные озёра. Всё это можно нарисовать восковыми мелками при помощи утюга.

26.01.2022 года в группе «Кувшинка» прошел мастер класс по обучению интересной технике живописи горячим воском – энкаустике. Это принципиально новое направление в живописи для взрослых и детей: рисование горячим утюгом и паяльником. Такая техника рисования высвобождает творческую энергию, развивает мелкую моторику, расширяет кругозор и позволяет получить новые навыки и впечатления.

Освоить секреты энкаустики довольно просто, совсем не обязательно быть художником, а прелесть этого занятия заключается в том, что творить можно как в одиночку, так и вместе со своим ребенком.

Техника рисования энкаустика имеет множество положительных моментов. В первую очередь это отличный способ успокоения, своего рода антидепрессант. Дети творили с огромным интересом, родители так же приняли активное участие в процессе рисования. Каждый смог создать свой шедевр!

МАСТЕР КЛАСС ПО ЭНКАУСТИКЕ

Потерянный рецепт

Техника энкаустики зародилась ещё в Древней Греции и Древнем Египте. Рисование с применением воска легло в основу всех видов живописи. Словарь Брокгауза и Ефрона говорит об энкаустике как о заброшенном роде живописи. А нам посчастливилось пообщаться с художником, всеми силами старающимся возродить его. Посетители мастер-класса смогли не только узнать историю изумительной техники, но и поучаствовать в процессе создания полотен.

Микс Медиа, декупаж и энкаустика: фото мастер-класс панно «Цветение». Наталья Жукова. Mixed Media

Ольга Караваева занимается энкаустикой два года, и за этот небольшой период уже достигла творческих высот. Её последняя персональная выставка в Доме Павла Кузнецова насчитывала порядка 100 работ. Сама Ольга признаётся, что в России не может найти людей, которые так же, как она, пытались бы возродить древнейшую технику. За рубежом такие люди есть, и Ольга общается с ними в социальных сетях.

По словам художницы, об этой технике люди узнают через фаюмские погребальные портреты первого-второго веков до нашей эры. Сходным образом написаны многие раннехристинские иконы. В Древнем Египте с XIV века до нашей эры восковая живопись применялась для окраски фасадов и храмов. В 1900 году в Керчи было найдено захоронение энкауста-портретиста. На саркофаге художник изображён сидящим над жаровней. В руках у него – каутерий, металлическое приспособление, на одном конце которого – лопаточка, на другом – ножик. Кусочек восковой краски подносился к жаровне для разогрева и потом переносился на полотно. В качестве основы использовалась дощечка из плотного дерева.

Бессмертный воск

Преимущество техники в том, что воск обволакивает частицы пигментов и не даёт им взаимодействовать ни с окружающей средой, ни между собой. К тому же материал способен дышать вместе с деревом. Благодаря химической стойкости и влагостойкости картины обретают бессмертие. В течение многих веков они сохраняют свежесть цвета, насыщенность и плотность красочного слоя. Рука времени разрушает деревянные постройки, масляные краски тускнеют и блёкнут, но восковые творения не увянут.

Ольга самостоятельно варит краски по древним технологиям, соединяя пчелиный воск и смолу дамарра (дерево, которое произрастает в тропиках). Беспокоясь о своём здоровье, художница старается добавлять исключительно минеральные пигменты. Дело в том, что при расплавлении воска образуется специфический запах, которым мастер вынужден дышать. Кстати, привычные мелки – чистая химия, воска в них – мизерная доля.

Всем, кого заинтересовала эта технология, Ольга советует обратиться к научным трудам отца и дочери Хвостенко, живших в XX веке и много лет работающих в этой технике. В них можно найти указания по тому, сколько граммов воска необходимо взять и какую температуру выбрать. Правда, исконный рецепт не найден, поэтому каждый художник экспериментирует с составом.

После рассказа об истории техники Ольга приступает к созданию картины. Аккуратно расплавляет воск, старательно водит кисточкой по деревянной основе. В её движениях чувствуется неторопливость и любовь к своему увлечению. Линию за линией обдувает феном, и цвета становятся выразительнее. Мы оказываемся свидетелями того, как на белой дощечке мазок за мазком рождается новая работа. Рисовка неидеальна, где-то чувствуется небрежность, однако картина получается на удивление живой. Как отметят в конце участники мастер-класса, полотна Ольги обладают 3D-эффектом.

В программе мастер-класс по энкаустике