РЕЗЬБА ПО КОСТИ СВОИМИ РУКАМИ

Уникальный сувенир своими руками. Холмогорская резьба по кости

В минувшую пятницу на возрождающейся косторезной фабрике в селе Ломоносово прошла презентация мастер-класса резьбы по кости. Новое предложение, которым с начала января 2022 года уже воспользовались многие туристы, оценили и обсудили туроператоры Архангельской области.

Посетители музея на родине Михаила Ломоносова теперь могут попробовать свои силы в косторезном промысле, изготовив собственными руками небольшую подвеску на мастер-классе, который проходит на косторезной фабрике в современном здании училища. 25 января участниками мастер-класса стали представители туроператоров Архангельской области. Гости обсудили планы развития фабрики, предложения для туристов и, конечно же, увлеченно работали с костью.

На пластину из цевки (простой кости) или кости мамонта простым карандашом наносится рисунок по вашему вкусу. Затем к процессу подключается легендарный инструмент-знакомая всем с детства бормашина . Именно при помощи неё выполняется гравировка. Работа идёт под присмотром мастера-костореза, но с задачей легко справляются даже школьники (ограничение по возрасту 9+). Для изготовленного своими руками сувенира здесь же можно приобрести шнурок, чтобы носить его как брелок или кулон.

Мастер-классы проводятся с 3 января 2022 года, когда начала работать возрождающаяся косторезная фабрика. За это время попробовать себя в старинном ремесле успело уже порядка ста гостей. Сейчас в специально оборудованном классе в новом здании косторезного училища одновременно могут работать десять посетителей. В скором времени это число планируют увеличить вдвое. Также будут разработаны ещё несколько программ более сложного уровня. Стоимость существующего мастер-класса — 150 рублей с человека. Фабрика готова принять как организованные, так и небольшие группы самостоятельных туристов в любой день в рабочее время, но лучше записаться заранее по телефону +7 953 261 70 74.

Холмогорская резьба по кости — знаменитый промысел, существующий сотни лет. В ХХ веке узнаваемая продукция косторезной фабрики села Ломоносово была популярна у туристов и высоко ценилась коллекционерами. Начавшее работу в январе 2022 года новое предприятие планирует сохранять и продолжать традиции промысла. Пока помещения стоят пустыми в ожидании оборудования, но фабрика уже работает над сайтом и принимает участие в выставках. Кроме того, в помещении фабрики уже работает сувенирная лавка, где можно приобрести работы местных мастеров.

Если вы давно или вовсе не были на родине Михаила Ломоносова, самое время запланировать такую поездку! Зимой через Северную Двину здесь работает ледовая переправа, и дорога от Архангельска на автомобиле занимает всего порядка полутора часов. Вас ждут прекрасные зимние пейзажи Курострова, старинные каменные храмы, историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова и теперь — мастер-классы по уникальному косторезному промыслу.

Поделки из кости своими руками: Технология изготовления изделий из кости и рога – Мастер- класс по резной заколке из кости.

Подготовка материала:
Кости и рога разных животных предварительно обязательно обрабатываются. Если попадется рог с закрытым каналом, основание его спиливают и легким постукиванием о деревяшку удаляют нероговую часть. Простую животную кость обязательно надо обезжирить. Для этого, удалив остатки мяса, хрящей, костного жира, кость вываривают в котле в течение 2-3 часов в растворе кальцинированной соды (7-12 г на 1 л воды). Проваренная кость промывается теплой и холодной водой, а затем просушивается на решетках. Кость должна сушиться постепенно, без резкого изменения температуры, без воздействия холодных или горячих струй воздуха. Оптимальные условия хранения: температура воздуха — +15-20°С, относительная влажность — 50-60%.
Затем материал подвергается предварительной обработке, в которую включается распиловка, шлифование, отбеливание, склеивание, полирование и некоторые другие виды работы.

        Распиловка заключается в правильном раскрое сырья на отдельные части без трещин и других дефектов.
        Ее можно производить вручную лучковой пилой, предварительно зажав кость в тисках, сделав метку на месте распила трехгранным напильником. В условиях большого производства это делается на круглопильном станке (за 8 часов распиливается до 80 кг кости).

      Мастер- класс по резной заколке из кости.

      Мк моего друга Михаила. Публикую с его согласия. (Если администрация сайта будет против , я его удалю.)

      Здравствуйте, уважаемые форумчане. 2 дня назад делал жене подарок к Новому году. Хотел сделать маленький мастер-класс, но по своей оплошности свел к нулю все старания. Досадные недоразумения иногда случаются, и как правило в самый неподходящий момент…

      Вот как это было…

      Идея была сделать заколку для волос — большую прищепку. Первым делом взял подходящий кусок отбеленной кости и на скорую руку набросал примерную композицию. Сразу же большой фрезой убрал излишний материал.

      Далее при помощи цилиндрического бора подрезал основные линии и выбрал глухой фон в углублениях. Цилиндрические бор-фрезы удобны тем, что ими можно резать как плоскости под малым углом, так и проходить углубления и пазухи, а также делать предварительную проработку штрихами. После грубой проработки очертаний основных деталей в ход идут шарики различного диаметра и конические боры со скругленным кончиком. На этом этапе прорабатывается «пластика» или «динамика» — из плоского рисунка делается объемное изображение.

      Когда черновая обдирка лицевой части закончена, нужно подрезать заднюю часть, чтобы создать более тонкие кромки, чтобы зрительно разделить детали в пространстве. Сделать это можно сферическим хирургическим бором или бочонком для грубой обработки.

      Моя первая резьба по кости. Костяной нож своими руками. Оружие древних людей

      Теперь, когда задана основная «плановость», можно приступать к проработке деталей более мелкими борами.

      Сначала сглаживаем поверхности и выравниваем переходы. Удобнее всего пользоваться борами со сферическим кончиком и цилиндрической боковой поверхностью.

      После выравнивания уже можно понемногу делать проработку мелких деталей. Для этого идут в ход шарики, конусы и другие боры со сферическим кончиком. На этом этапе по ходу продвижения по рисунку боры чередуются. Неплохо сразу делать предварительную шлифовку при помощи алмазной оснастки. На данном этапе изделие выкглядит вот так:

      Когда, наконец, изделие полностью проработано бормашиной, нужно придать плавность и четкость линиям. Сделать это лучше всего при помощи штихелей (клёпиков), Более доступные участки шлифуются при помощи наждачной бумаги (я использовал зернистость Р600 — Р2400), а также пустил в расход вулканитовый (резиновый) абразивный диск. Есть также различная стоматологическая оснастка в виде бомбочек, чечевиц и стаканчиков для шлифовки и полировки. Зернистость этой оснастки различная, но намного превосходит обычные абразивные резиновые диски, поэтому поверхность получается близкая к глянцевой.

      Когда изделие отшлифовано, можно переходить к полировке. Для этого я использую более «дубовую» машинку китайского производства мощностью 135Вт. При полировке изделия нужно просматривать получающуюся поверхность и при необходимости подрезать и подшлифовывать упущенные места. При первоначальной полировке на глянцевой поверхности сразу становятся заметны мелкие неровности.

      Полировка выявляет малейшие недочеты резьбы и поэтому даже после полной полировки желательно смыть остатки пасты и пройти изделие чистым бязевым диском, чтобы увидеть недоработанные участки. Так как кость менее прихотлива к действию воды, то смыть пасту можно при помощи зубной щетки и мыла в горячей воде. После этого изделие достаточно просушить в течение часа при комнатной температуре.

      Вот тут-то меня и постигла неудача… В мыльной воде практически готовое изделие выскользнуло из рук и «очень удачно» упао в раковину с высоты около 20см. В результате раскололось на 2 части. Работа была испорчена. Склеил, конечно, но продолжать полировку и финишную отделку смысла более не было. Клеевой шов виден.

      Но как бы то ни было, вот почти законченный результат

      И после небольшого фотошопа:

      Медитативное видео. Резьба по кости. Заколка-шпилька «Жасмин»

      Спасибо за внимание, рад буду услышать комментарии, критику и полезные советы.

      Резьба по кости | Журнал Ярмарки Мастеров

      Резьба по кости — вид декоративно-прикладного искусства.

      В России распространен главным образом в Северных регионах: Архангельская область (холмогорская резная кость), Ямало-Ненецкий автономный округ (ямальская резная кость), город Тобольск (тобольская резная кость), Якутия и Чукотка (чукотская резная кость).

      Резьба по кости. Улитка

      В резьбе по кости используются: бивень мамонта, зуб кашалота, клык моржа, лосиный рог, олений рог, цевка (простая животная кость).

      Инструменты для обработки кости — бормашина (похожа на используемые в стоматол

      огии) и штихеля (тонкий стальной стержень)

      Костяное кружево — отдельный вид резьбы по кости, при котором косторез делает сквозные отверстия, которые складывают в причудливый и изящный узор. Кости животных — идеальный материал для прикладного народного творчества. Если правильно обработать слоновую кость или кости моржа, то из них опытный мастер способен вырезать поистине красивую вещь, которая сможет радовать своего владельца долгие годы.Как можно догадаться, искусство это весьма и весьма кропотливое. В древности из кости умельцы создавали броши, браслеты, гребнии, украшения для оружия. Также из кости вырезали кружево для оклейки коробов, ящиков, комодов, делали шкатулки, крестики, ножи, и даже портреты. Наиболее распространенными в косторезном деле в разное время были два вида орнамента: геометрический, построенный на сочетании циркульных кривых и прямых линий, растительный, представляющий собой изображение растений. Поделки из кости находят в археологических раскопках довольно часто, но ученые отмечают, что особенно интересные изделия относятся к 17-18 векам. Именно тогда резьба по кости достигла особого расцвета. Сегодня, когда многие вещи делаются из пластика, так приятно взять в руки украшения, покрытые тончайшим костяным кружевом, что хранит тепло рук мастера.Прекрасные примеры кружевной резки по кости прошлых веков сегодня можно наблюдать в музеях всего мира.

      Поделки, изделия из кости своими руками, видео уроки

      Фигурка (окимоно) «Кошка на подушке»

      Фигурка (окимоно) «Кошка на подушке. Кошка — косточка

      Брошь «Бамбуковая роща»

      Брошь «Бамбуковая роща». Основание — олива, бамбук —

      Брошь «Перо». Бивень мамонта. Размер 45х25 мм.

      Камея из бивня мамонта

      Здравствуйте, друзья! Позвольте поделиться с вами

      Флешка — кулон из кости

      Здравствуйте, уважаемые зрители и читатели! Вот уже

      Заколка для волос «Сакура». Урок резьбы по

      Доброго всем времени суток! Хочу поделиться своей

      Видео мастер-класс резьбы по кости

      Видео мастер-класс резьбы по кости Представляю Вам

      Ваза «Китайский дракон с жемчужиной»

      Как и чем резать по кости? 1/4

      Ваза Китайский дракон с жемчужиной, выполнена из кости

      Резьба по кости. Кельтский узор.

      Резьба по кости. Кельтский узор. Решил снять небольшой

      Резная заколка из кости «Перо»

      Недавно делал заколку из кости и американского ореха в

      Резная флешка из кости и дерева «Ацтеки»

      Кто из нас не слышал или не читал про величайшие

      Резная флешка из кости и дерева «Видюха» ))

      Однажды заказала одна хорошая знакомая подарок своему

      Подставка для ручек «Hounted House»

      Однажды возникла необходимость изготовить подставку

      Флешка-кулон «каменный цветок»

      Резьба по кости. Цветок из бивня мамонта. Ivory flower carving.

      Как-то довольно давно делал вот такую флешку. Идея не

      Часто задаваемые вопросы по обработке кости

      Здесь попытаюсь собрать однотипные вопросы, которые часто задают касательно обработки кости. Сразу стоит оговориться, что я не профессионал, а любитель, резьба для меня — любимое хобби, поэтому в ответах я не претендую на объективность и полноту.

      Q: Я хочу начать резать, с чего мне начать?

      A: Начните с начала, «дорогу осилит идущий». Начнёте резать — поймёте, что к чему, появятся конкретные вопросы, на которые проще найти ответы, чем на абстрактный «с чего начать?»

      Q: Какой инструмент мне нужен?

      A: Здесь тот же принцип, что и в предыдущем ответе: начнёте двигаться — сами поймёте, что вам нужно. Можно обходиться только ручным инструментом, можно, как я, точить кость дремелем. Среди профессионалов бытует презрительное отношение к тем, кто обрабатывает кость с помощью электроинструмента. Я же считаю, что не важно, каким способом вы создаёте что-то, важно, что получается в итоге.

      При любом способе обработки совсем необязательно сразу иметь весь спектр инструмента, и интструмент необязательно должен быть дорогим. Инструмент накапливается постепенно, годами, пропорционально навыкам, по мере продвижения вам требуется всё больше и всё более специфичный инструмент.

      Q: Где вы берёте кость?

      A: Для начала лучше начать с обычной коровьей кости. Можете собирать остатки костей с кухни, можете купить кость на рынке. Для резьбы годится только цевка — трубчатая кость с ноги животного, любая другая кость — пористая, и для резьбы не подходит. Можно также собирать кость на улице, обглоданную собаками и вымытую дождями.

      Перед резьбой кость следует механически очистить от органики и обезжирить. Для обезжиривания кость вываривается в растворе пищевой соды: на литр воды — одну пачку соды. Варить следует пару часов, периодически меняя воду. Когда сверху образуется шапка из грязной пены, состоящей из грязи и жира, связанного содой, раствор следует сменить, продолжая варить, пока пена не будет чистой и белой.

      Также желательно иметь под рукой пластилин, для предварительного моделирования того, что вы хотите вырезать. Когда освоитесь с неприхотливой костью, можно переходить на капризные «благородные» материалы: бивень мамонта, клык моржа, зуб кашалота, рог барана. Эти материалы более плотные и каждый со своим характером и спецификой. Думаю, когда вы дойдёте до обработки бивня, мои советы вам уже не понадобятся.

      Q: Я хочу начать резать, чтобы заработать много денег.

      A: Это в корне неверный подход. Во-первых, потому что подобное хобби — это прежде всего большие расходы: на инструмент, на материал, и пройдёт много времени, прежде чем вы сможете что-либо продать. Во-вторых, на мой взгляд, корыстный подход к творчеству неплодотворен — если вы будете сконцентрированы на деньгах, вы не создадите ничего действительно стоящего. Как и везде в жизни, вы сможете извлечь материальную выгоду из любого занятия только тогда, когда вы занимаетесь любимым делом ради него самого. Я не маркетолог и не экономист, сужу по себе — я буду резать независимо от того, продаются ли мои работы. Очень хорошо, когда любимое дело приносит прибыль, ведь деньги дают вам определённую свободу и высвобождают время, которое можно посвятить резьбе. Но, повторяю, первичной должна быть всё-таки резьба.

      Кроме того, для успешной продажи ваши изделия должны быть достаточно оригинальными и интересными, нести индивидуальный почерк мастера и в идеале, должны быть узнаваемы среди работ других мастеров.

      Вкладывайте в работу душу — и признание обязательно найдёт вас, и деньги непременно придут к вам. Творите, не оглядываясь ни на кого, воплощайте образы, которые приходят к вам, ведь талант — это то, что даётся свыше, и пренебрегать им нельзя. Талант есть у всех, нужно просто развить его и дать выход, тогда тонкий ручеёк станет могучей рекой.

      FAQ будет пополняться, вы можете помочь мне в расширении топика, задавая ваши вопросы.

      Урок резьбы по кости. Перо часть 1

      Искусство Тюменской области. Поделки из кости.: shok_darvina — LiveJournal

      Девушки заплетают косы.

      За чтением книжки.

      Резьба по кости. Кельтский узел

      Жёны рыбаков несут мужьям невод.

      Сценка из Руслана и Людмилы.

      Ненецкий фотограф снимает своего четвероногого друга.

      Ненецкий спорт: перетягивание оленьего рога.

      Мама отправляет ребёнка в школу.

      Украшения из Кости | Журнал Ярмарки Мастеров

      УКРАШЕНИЯ ИЗ КОСТИ.
      Самые древние украшения — украшения из кости, они появились еще во времена первобытно-общинного строя, и носили характер исключительной необходимости — костяные броши-булавки скрепляли одежду, а бусы из зубов и когтей наглядно свидетельствовали о мастерстве охотника. С тех пор много воды утекло, а архаизм нашего восприятия все также «требует» ношения украшений из кости. именно поэтому костяные украшения не только не выходят из моды, но и получают каждый раз новый виток развития. Antic-Vintage представит широчайший ассортимент винтажных и антикварных украшений из кости, а пока расскажем Вам, о том, что же понимается под понятием Поделочная Кость:КОСТЬ (Bone—Knochen—Os), используемая в ювелирном деле — кость зубная и кость позвоночных животных. Состав и свойства. Кость биоминеральное образование группы роговидных материалов. Состоит из гидроксилфосфата кальция и органического вещества. Твердость 2-3, а у бивней мамонтов и мастодонтов до 5(!). Плотность 1,7-2,0; а у бивней мамонтов и мастодонтов до 3,0. Бледно-матовый цвет, Непрозрачная. Аморф.
      Кость зубная. К этой группе относятся. Бивни: мамонтов, мастодонтов, слонов. Клыки: волков, бегемотов, кабанов, медведей, моржей, собак, тигров и др. Зубы: акул, бегемотов, белых медведей, кашалотов, крокодилов, лошадей, мамонтов, морской коровы, слонов, собак и др.Слоновая кость — наиболее ценный поделочный материал. Нередко под этим назв. скрываются другие разновидности кости, однако его следует относить только к бивням современного слона. Это традиционный материал изделий материальной культуры и ювелирного искусства, называемый иногда слоновый рог. Лучшее бивни однородного светло-палевого или белого цвета с зеленоватым оттенком, так наз. зелёная слоновая кость африканских слонов, обитающих на территории Танзании, Кении, Анголы и Эфиопии. Их бивни достигают 3,5 м длины и массы около 100 кг. По характеру обработки особо выделяются бивни ангольских слонов с блестящей стекловатой поверхностью, так наз. твёрдая слоновая кость. Как противоположность ей рассматриваются бивни слонов из Замбии и Мозамбика, так наз. мягкая слоновая кость. Промежуточной по твёрдости является тайская слоновая кость желто-белого цвета с красивой текстурой, называемая иногда низкокачественной слоновой костью. Бивни индийских слонов меньшей величины. Слоновая кость характеризуется красивым кремовым цветом, прочностью, лёгкостью обработки и хорошо принимает полировку. Характерной особенностью слоновой и мамонтовой кости являются пересекающиеся изогнутые линии, видимые на поперечном срезе бивня. Эти линии напоминают гравированный рисунок, наносимый на крышку часов. . В связи с резко сокращающимся поголовьем слонов с 1989 г. запрещена мировая торговля слоновой костью.
      Мамонтовая кость похожа по свойствам и внешнему виду на слоновую кость. Это бивни древних ископаемых слонов рода Mammuthus Primegenius Blum, близких по своей видовой принадлежности к современным азиатским слонам. Этот род был господствующим среди древних слонов, обитавших в Европе, Азии и Сев. Америке от 100 до 4 тыс. лет тому назад. Бивни мамонтов при среднем р-ре 2,5 м имеют массу до 50 кг, а макс. р-р до 4,5 м при диаметре 20 см и массе 120 кг. Обычно мамонтовые бивни сильно трещиноватые и только хорошей сохранности пригодны для обработки. Цвет бивней от белого до желтоватого и коричневого, в зависимости от степени минерализации. Так, сибирская мамонтовая кость белая, а на Аляске — коричневая. Кость мастодонтов, вымерших в плейстоцене, представляет собой две пары удлинённых резцов из верхней и нижней челюстей. При хорошей сохранности они также являются ценным поделочным сырьём. Окраска их от светлой до тёмно-коричневой, блеск жемчужный.
      Кость позвоночных животных. Здесь описываются следующие её виды: нижние челюсти китов, кость рыбья, ископаемая окаменелая кость динозавров и кости крупного рогатого скота. Кости скелетов крупных позвоночных животных находят применение для гравировки, изготовления небольших декоративных изделий и даже ювелирных украшений — колец, браслетов, брошей. Так, кость оленя, не желтеющая от времени, используется в Финляндии для изготовления бус. Из кости верблюда на Востоке делают крестики, рукоятки кинжалов и оружия. Используют для различных поделок, кости стопы слона и его рёбра. Кость рыбья — костное нёбо некоторых рыб семейства Sparidae. Благодаря образу питания этих рыб на костном нёбе образуются наросты, которые при полировке дают красивые концентрически-зональные узоры с шелковистым блеском. Ископаемая кость динозавров окаменелая используется для изготовления резных изделий в США. Отличительной её особенностью является окремнение, а отсюда и повышенная твёрдость. Популярна также искусственная слоновая кость из различных пластмасс типа авори — на основе целлулоида; иворина — с добавками костяного порошка и обломков кости; и чёрная слоновая кость из окрашенного костяного порошка. Подобного рода имитациями являются: конголезская слоновая кость, производимая в Юж. Африке, и синтетическая слоновая кость, производимая в Японии. Другим видом имитаций является растительная кость и отливки из гипса с провощённой поверхностью. Похожи на кость изделия из рога.
      Украшения из Кости относятся к тем материалам, которые со временем, только набирают ценности. Создайте свою историю уже сегодня!

      РЕЗЬБА ПО КОСТИ СВОИМИ РУКАМИ

      Рассылка Пикабу: отправляем лучшие посты за неделю 🔥

      Спасибо!
      Осталось подтвердить Email — пожалуйста, проверьте почту 😊

      Комментарий дня

      Давайте вы не будете совместно использовать слова «старейший» и «32 года», и так грустно )

      Рекомендуемое сообщество

      Пикабу в мессенджерах

      Активные сообщества

      Тенденции

      Секира из рога лося!

      Всем добрый день! Сегодня я хочу поделиться с вами историей создания одной интересной подвески. Я уже не раз делала кулоны для @zloestdobro, и на этот раз он попросил меня вырезать подвеску в подарок своему другу.

      В качестве образца он скинул вот такую секиру:

      Размер её костяной версии должен быть 6-7 см, а на вид ей желательно быть детализованной.

      Что ж, задача ясна, приступаю к работе!

      Вначале надо покопаться в обрезках рогов — вдруг будет что-то подходящее. А уж если не найду, тогда придётся отпиливать от рога. В этот раз мне улыбнулась удача, я нашла вот такой кусочек:

      Резьба по кости. Флешка-кулон из кости. Часть 1/2

      Можно начинать резать! Начинаю с рукояти:

      Затем вырезаю лезвия:

      И у меня получается вот такая штука.

      Я думаю, вы и так поняли, что такая секира никуда не годится, поэтому от неё я решила оставить только рукоять, а лезвия сделать отдельно.

      Если посмотреть на фото с образцом, вы можете заметить, что там два цвета стали: темный и светлый. Можно по аналогии использовать два цвета рогов: серые и белые.

      Итак, вначале делаю более темную часть лезвия:

      Дальше план был такой: просверлить в этой серой штучке сквозное отверстие, куда потом вклеить топорище. При этом продёрнуть топорище через отверстие целиком не выйдет из-за сложностей с моментальным клеем, так что рукоять пришлось пилить на две части (поперёк). Нижняя длинная часть будет являться собственно рукоятью, а верхняя маленькая — навершием. Для лучшего понимания я нарисовала схему:

      Итак, беру я рукоять, обмазываю её клеем и вставляю на половину глубины отверстия в лезвии. Затем кладу на стол высыхать и.

      . получаю приклеенную к столу секиру! D-:

      Клей «секунда» может очень долго не высыхать в капле, но стоит этой капле оказаться между двух поверхностей, как он тут же прихватывает их намертво. Я и так и сяк пробовала оторвать, но ни в какую. Причем это произошло так быстро, что я не успела ничего понять. 🙁 Это была уже вторая моя неудача подряд, так что я начала расстраиваться и теряться. К счастью, на помощь пришел муж и попробовал отрезать секиру при помощи полотна для лобзика:

      Ииии. ему это удалось! Правда, с куском столешницы.

      Стол ни капли не жалко, на то он и рабочий, чтобы с ним происходили подобные вещи. А вот кусок столешницы с изделия теперь уже спокойно можно спилить 🙂 Я была очень рада, что сама секира не пострадала, иначе пришлось бы всё начинать сначала .

      Итак, делаю прорези для того, чтобы вставить более светлую часть лезвия:

      Затем — обрабатываю два кусочка рога белого цвета:

      После чего вклеиваю белые части лезвия в прорези и верхушку рукоятки в отверстие (на этот раз без происшествий).

      Затем начинаю делать рельеф! Сначала на тёмной части секиры:

      После чего намечаю рисунок на рукояти:

      Я старалась придерживаться того дизайна, что был на картинке, которую мне скинул заказчик. В точности повторить я не решилась — будет чрезмерно тонко и хрупко, поэтому я немного упростила барельефы, сделав голову с усами пошире (да, там голова с усами, которую не сразу замечаешь), и тем самым укрепив место крепления к рукояти.

      На другой стороне делаю точно такой же орнамент на темной части лезвия и добавляю по обе стороны орнамент по центру.

      Немного все прорезаю получше, а затем всё хорошенечко шлифую и полирую.

      И вот такая подвеска у меня получилась в итоге! 🙂

      На солнце может быть не очень видно разницу в цветах кости. На фото подвески в коробочке это более заметно 🙂

      На этом моя история подошла к концу. Всем спасибо за внимание!

      Если есть вопросы — пишите в комментарии, вконтакте https://vk.com/id20222373 или на почту avelon@e1.ru 🙂

      Тренировочная заколка

      Очень уж мне нравится техника сибаяма — японский стиль инкрустации с высоким рельефом, в которой используется огромное количество различных материалов — различная кость, перламутр, коралл, камни драгоценные и полу-, черепаховый панцирь, металлы. В общем все, что попадется под руку.

      Резьба по кости Изготовление корпуса флешки

      Вот в детском варианте этой техники и сделал волосяной фиксатор для женщины. Японцы, хитрые островитяне, в своих изделиях имеют настолько специфические линии и контуры что повторить их жалкому гайдзину обычно удается после долгой тренировки, поэтому пока на достоверность не претендуем а просто создаём отсебятину =) Рог оленя, перламутр, коралл, палисандр, дуб.

      История создания улитки с трагично-счастливым концом!

      Всем доброго времени суток! Сегодня я хочу поделиться с вами предысторией к моему самому первому посту Моя улитка из рога лося!, где я тоже рассказывала про улитку. Дело в том, что та улитка не получилась бы такой, какая она есть, без предшествующего опыта, который дал мне достаточно подробное понимание строения данных существ.

      Итак, дело было чуть меньше двух лет назад. На глаза мне попался кусочек рога лося, своим видом напоминавший улитку ахатину. Похож этот кусочек был тем, что с одного конца он был значительно больше, чем с другого. На тот момент я ещё не имела опыта в изготовлении точных копий животных и решила попробовать себя в этом деле, вырезав улитку!

      Вот этот кусочек, кстати. К сожалению, это самое четкое фото, которое я смогла найти в своем архиве:

      Но прежде чем приступить к резьбе, мне пришлось просмотреть сотни фотографий ахатин в высоком разрешении и десятки видео, чтобы понять как устроена их раковина, кожа, усики и рожки.

      Трубящий мамонт. Резьба по кости

      Итак, после тщательного изучения внешнего вида улиток, я начала вырезать раковину:

      Кстати, до того момента я не знала, что органы моллюсков находятся в раковине. Даже не задумывалась над тем, как эта раковина вообще держится. А вот оно как оказывается!

      После придания формы раковине, я сделала на ней завитки. Затем перешла к самому сложному для меня на тот момент — вытачивание рожек с усиками.

      Последними шли маленькие детали: рельеф кожи, утончение рожек, полосочки на раковине. Я долго думала, стоит ли делать усики такими реалистичными в ущерб их прочности, но желание повторить всё в точности перевесило прагматизм.

      Резьба по кости. Заколка Сакура

      После этого, оставалось лишь хорошо отполировать фигурку, чтобы она блестела как настоящая улитка!

      Итак, я впервые повторила создание живой природы и была очень рада тому, что получилось! Ахатина действительно была похожа на настоящую и мне срочно захотелось её запечатлеть, несмотря на глубокую на тот момент ночь.

      Как сделать резец по кости и дереву. How to make a cutter for wood and bone

      Вы только посмотрите, какая она получилась здоровская!

      Форма кусочка была немного загнута, что придавало улитке динамику: она будто ползет, поворачивая! Кстати, у них есть ротик, и для того, чтобы понять и повторить его, я очень долго смотрела видео улиток, ползающих на стекле. Если вы когда-либо видели их ротики, то можете сравнить с тем, что получилось у меня 🙂

      Резьба по кости и рогу. Кольцо с цветком розы.

      А потом, мне на глаза попалась кофемолка. Что если сделать фото на ней? Я захотела, чтобы улитка ползла по её корпусу, словно живая!

      Ладно-ладно. она не сама ползет! Я ей немного помогла двухсторонним скотчем. А затем. всё случилось так быстро.

      Она таки отклеилась и упала на пол. Поскольку кофемолка стояла на стуле, то падать было высоко.

      Я увидела ее на полу без рожек, они просто рассыпались. Оно и не удивительно. Смотреть на нее было грустно 🙁 Фотографии последствий не будет, поскольку для меня это происшествие было трагедией, и я даже не подумала его задокументировать. Но я применила все свои навыки фотошопа, чтобы показать вам, как выглядела фигурка после падения:

      Я так глупо сломала фигурку, на которую потратила 2 недели.

      Как я уже говорила, на дворе стояла глубокая ночь, но мне очень хотелось поделиться своей бедой с мужем, смотрящем в этот момент десятый сон. Растормошив его (и даже не проверив, что он действительно проснулся), я начала описывать произошедшее, и между нами состоялся такой диалог:

      -Я уронила улитку! Рожки отпали.

      -Потому что у них есть возможность тебя послушать. Только надо денюшку платить.

      Что ж, его слова меня почему-то немного успокоили и я легла спать.

      На следующий день, я раздумывала над тем, что возможно стоит оставить всё как есть и забыть. Конечно можно сделать и приклеить новые рожки, но я сторонник монолитных фигурок и этот вариант меня не устраивал. Но потом мне пришла в голову идея дать улитке вторую жизнь и сделать из нее . еще одну ахатину! Вот так:

      Рожки получатся совсем опущенными вниз, ведь места хоть немного их поднять уже нет, но это и не страшно. Повторять всё в точности неинтересно, так что внешний вид раковины, точнее ее текстуру, я тоже изменила, найдя в интернете очень классную разновидность! И так получилась новая улитка:

      Размером она получилась около семи сантиметров в длину и три в высоту.

      Смотрите, какая крутая раковина получилась! Мне она нравится больше, чем предыдущая.

      И уже в своем новом воплощении она вновь продолжила свой путь по кофемолке!

      Эта улитка очень понравилась бабушке моего мужа, она постоянно показывала её фото всем приходившим к ней гостям, так что в итоге и я решила подарить ей на новый год оригинал! 🙂

      Вот такая история о хрупкости костяных изделий, силе земного притяжения, и о том, как трагедия может привести к появлению чего-нибудь ещё более прекрасного. На этом моя история подошла к концу! Всем спасибо за внимание!

      Если есть вопросы — пишите в комментарии, вконтакте https://vk.com/id20222373 или на почту avelon@e1.ru 🙂

      Ангелочек из рога лося!

      Всем добрый день! Сегодня я хочу рассказать вам о создании маленького ангелочка.

      Немного предыстории: дело в том, что моя мама коллекционирует фигурки ангелов. В её коллекции есть ангелочки из ткани, дерева, фарфора, соломы и ещё из множества других материалов, но нет ни одного из рога лося! Этот пробел я и решила заполнить своим подарком маме на день рождения.

      С придумыванием дизайна у меня не возникло сложностей. В этот раз я не пересматривала картинки в интернете, как делаю обычно, когда мне нужно что-то вырезать, а просто поняла, как должна выглядеть фигурка в тот момент, когда мне на глаза попался кончик рога. Образ возник моментально и был такой ясный, что я сразу решила: ангел будет выглядеть именно так, и никак иначе!

      На этом — перейдем к процессу! Традиционно прошу прощения за качество фото, это скрины из видео. Если вы хотите посмотреть видео вместо чтения описания процесса, то можете пролистать в конец поста. Конечный результат тоже находится там 🙂

      Итак, беру кончик рога лося:

      Чищу его от темного цвета и вырезаю голову с волосами:

      Мне виделись именно такие волосы — каре с челочкой 🙂

      Далее я намечаю крылья:

      И рисую на крыльях них перышки:

      Волосики. Но не буду их прорезать, а просто намечаю прядки:

      Задумывала я ангела немного негладким, чтобы кое-где видны были следы реза. Такой «стиль легкой руки», который характерен немного небрежными резами, но в то же время довольно ярко показывающий настроение и фактуру. Это для меня непривычно: я всегда стараюсь добиться максимальной реалистичности, прорезаю все щелочки и дырочки, каждую волосинку, тщательно всё разглаживаю и т.п. Эту же фигурку я делала расслабленно, возможно потому, что меня посетило вдохновение и сложившейся в голове образ нужно было только высвободить.

      Делаю рукавчики и ладошки:

      Задумчивая рыба. Резьба по кости. Мастер-класс

      Добавляю складочки на одежде:

      Личико. Глаза мне виделись закрытыми и легкая умиротворенная улыбка:

      Теперь проработаю немного пёрышки:

      И рисунок на одежде внизу:

      И на рукавах. А также прорезаю пальчики

      Урок по резьбе по кости. Мастер-класс #8

      Слегка прохожусь бором-резинкой, чтобы немного сгладить сильные бугорки:

      Обычно я полирую фигурки пастой, но в этом случае решила этого не делать. Мне показалось, что блеск будет излишним и фигурка приобретет другое настроение. На этом этапе процесс резьбы подошел к концу, и я представляю вам результат!

      А вот и видео от первого лица, то есть меня! 🙂

      В конце хочу сказать, что это моя самая быстрая работа. По времени заняло пару часов, но результат мне нравится также, как и фигурки, на которые я трачу недели. Это меня сильно удивило, потому что я обычно не могу остановиться что-то дорабатывая, думая что так будет красивее и лучше, и длиться это может бесконечно! Но этот ангелочек заставил меня пересмотреть свои взгляды на искусство резьбы.

      Всем спасибо за внимание! Если есть вопросы — пишите в комментариях, на почту avelon@e1.ru или вконтакте https://vk.com/id20222373

      Летучая мышь из рога лося (теперь точно)

      Всем добрый день! Однажды, я выложила пост, в котором рассказала, как делала летучую мышку из рога лося Моя летучая мышка из рога лося!, но как потом выяснилось, плохо разобралась в различных видах рукокрылых и сделала летучую собаку! Спасибо всем, кто указал мне на мою ошибку, иначе я оставалась бы в заблуждении и дальше.

      И стоило мне принять решение исправить свою оплошность, как мне написала девушка. Она сказала, что хочет кулон из рога лося, но ещё не знает какой, и спросила, есть ли у меня идеи. Я поделилась с ней описанием своей неудачи, и концепция кулона в виде летучей мышки ей очень понравилась! Единственным её пожеланием был размер — около 7 см.

      Дальнейшее мое повествование будет состоять из скринов, взятых из видеороликов, которые на этот раз, я таки смонтировала в одно содержательное видео (ведь я ради этого их и снимаю, но руки все никак не доходят). Поэтому, если вы хотите помедитировать, смотря на то, как я вырезаю, то вы можете сразу посмотреть ролик и пропустить описания резьбы ниже 🙂 Фото результатов я добавила в конце поста.

      Это мое первое видео, которое я смонтировала сама, поэтому прошу строго не судить и желаю вам приятного просмотра 🙂

      Виды и техники резьбы по кости: мастер-класс для начинающих

      Один из самых древних видов искусства, освоенный нашими предками десятки тысяч лет назад, это резьба по кости. Изделия, созданные таким способом, ценятся и сейчас — некоторые работы равняются по стоимости ювелирным украшениям из ценных металлов. В статуэтках, вырезанных из кости, людей больше всего привлекают аккуратность, глубокое внимание к мелким деталям и естественность композиции, которая достигается благодаря неповторимым свойствам материала.

      История у разных народов мира

      Резьба по кости — одно из первых художественных занятий человека. Создавая орудия труда, он со временем начал украшать их рисунками и узорами, а затем перешёл и на изготовление полностью декоративных предметов обихода, таких как ожерелья, кольца, статуэтки и шкатулки.

      Материалом для таких изделий служили как «благородная» слоновая кость и бивни мамонта, так и простые цевки — плотные трубчатые части скелета коров, лошадей и прочих хозяйственных животных.

      Это необычное ремесло было особенно широко распространено в восточных странах, а также в Риме, Греции и Византии. В каждом из этих мест сформировался свой стиль резьбы. Различались не только техники, но и наборы мотивов и сюжетов, которые завесили от культуры, мифологии, традиций и обрядов определённого народа. Но, поскольку значительная часть изделий создавалась для светских коллекционеров, всегда существовало большое разнообразие тем и образов.

      В России хорошо известна холмогорская резьба по кости, названная так в честь соответствующего района Архангельского края. Её «визитная карточка» — это сложный и витиеватый резной орнамент со сквозными отверстиями, сочетающийся с рельефными сюжетными композициями. В работах мастеров этого стиля читается вдохновение красивой, но суровой северной природой. Узоры напоминают морозные завитки, часто встречаются растительные мотивы. Ещё одна особенность стиля — украшение орнамента цветом, будь то гравировка отдельных деталей или укладка фона под всю работу.

      Чуть менее знаменита хотьковская резьба, берущая своё начало в городке Московской области с аналогичным именем. Её стиль отличается сдержанностью и лаконичностью. Художники уделяют больше внимания изображению отдельных деталей живой природы: листьев, цветов, животных. Особенно эффектно выглядят выполненные в этой технике шкатулки и женские украшения. Часто сочетают хотьковскую резьбу по кости и дереву или рогу, а также украшают изделия перламутром и другими материалами.

      Отдельного внимания достойно творчество народов севера. Например, для чукотской разновидности ремесла характерны простота исполнения и минимум деталей. Основной используемый в ней материал — клык моржа. Чаще всего из него изготавливают амулеты, обереги и украшенные предметы быта, но встречаются и более сложные композиции. Встречаются росписи клыков, представляющие собой пересказ целых сюжетов в картинках.

      Изделия художников, работающих в якутской технике, отличаются сложными ажурными орнаментами, в которых преобладают геометрические фигуры. Скульптуры и статуэтки этих мастеров славятся своим вниманием к проработке мелких деталей и создаются по принципу макета.

      Тобольская резьба известна за свои миниатюры, изображающие повседневную жизнь северных народов. Кроме того, пользуются популярностью табакерки, брелоки, женские украшения и даже иконы от её мастеров.

      Интересным стилем, основанным на резьбе по дереву, отличается варнавинская резьба по кости. Её основу составляет ажурный орнамент, который может быть как плоским, так и выпуклым. Варнавинские мастера изготавливают не только бижутерию и предметы декора, но и посуду, подсвечники, шахматные наборы и даже швейные принадлежности.

      Мастер резьбы по кости Денис Ксенофонтов

      Нельзя не упомянуть китайские техники этого древнего искусства. Наиболее известны две школы: кантонская и пекинская. Первая знаменита невероятной тонкостью и роскошью своих работ, для которых используют только отбеленную специальным образом костью. Вторая чуть более сдержанна и служит в основном для изготовления фигурок людей. Для этой цели кость тщательно полируют, что подчёркивает её неповторимую текстуру.

      Особенности ремесла

      Особенности резьбы по кости связаны с используемым материалом. Прежде всего это тот факт, что каждое изделие, созданное таким образом, уникально и неповторимо — в точности воссоздать работу практически невозможно, даже при желании. Форму получившейся фигурки всегда диктует сама кость. Каждый изгиб, небольшая неровность, нарост или трещинка вплетается мастером в композицию, создавая единственное в своём роде произведение искусства.

      Из-за дороговизны материала его потери стараются сделать минимальными. Несмотря на это, при некоторых типах работы, например, составлении ажурных орнаментов, от кости всё ещё отсекается 50% и более. При этом зарисовок на бумаге для будущей фигурки не составляют — обычно детали помечают на самой кости. По исполнению резьбу делят на несколько типов:

        Гладкая. Формируется по заранее нанесённому эскизу. Считается самым простым способом создания художественного произведения из кости. Чаще всего используется для создания оберегов, амулетов, небольших фигурок и миниатюр.
      1. Рельефная или объёмная. Применяется для работы над сложными трёхмерными скульптурами и композициями.
      2. Сквозная, которая ещё называется резьбой в проём. Подразумевает пронзание кости насквозь в одном или нескольких местах. Используется для создания орнаментов на ларцах, шкатулках и прочих изделиях, а также в китайских скульптурах «шар в шаре».

      Работа с костью

      Времена, когда обучиться художественному ремеслу можно было только у его мастера, давно прошли. Сейчас инструкции и по декоративной обработке кости доступны каждому, как и покупка нужных для этого инструментов. Существуют как мастер-классы для новичков, собирающихся начать всё с нуля, так и для опытных творцов, желающих улучшить и развить своё мастерство.

      Выбор материала

      Для художественной резки по кости чаще всего используют благородные разновидности этого материала, соответствующие мастерству и красоте изделий из него. Однако начинающим и желающим получить больше практики ремесленникам стоит остановиться на легкодоступных вариантах, такие как кости коров, дёшево продающиеся во многих продуктовых магазинах и на рынках. Самые популярные виды костей для резьбы включают в себя:

        Бивень мамонта. Выдающийся по своим качествам ископаемый материал, отличающийся прочностью и одновременно лёгкостью обработки. Его размер может достигать 2 м при весе в 120 кг, что позволяет создавать даже очень большие скульптуры. Материал также ценится за своё свойство приобретать необычные цвета под воздействием продолжающегося тысячелетиями контакта с минералами. Он бывает почти любых оттенков, от коричневого до фиолетового, голубого и розоватого.
      1. Слоновая кость. Классический благородный материал, известный своей белизной. Требует тонкой работы с рельефными линиями и позволяет создать отличный контраст светотени. Достаточно крупная, чтобы не ограничивать размеры большинства статуэток. Подходит как для объёмных работ, так и для создания сквозных ажурных орнаментов.
      2. Клык моржа. Твёрдый, долговечный и пластичный материал белого или желтоватого цвета. С давних времён использовался северными народами, но сейчас его добыча запрещена. Иногда применяются ископаемые клыки, которые отличаются своим зеленовато-коричневатым оттенком и ценятся даже выше обычных.
      3. Кость кита. Чаще всего под ней подразумеваются позвонки и рёбра. Материал отличается своей пористой структурой, которая делает обработку изделия достаточно сложной, а полировку и вовсе невозможной, но мастера резьбы по кости научились извлекать из этой особенности и выгоду, создавая неповторимые изделия. Используется китовая кость для изготовления больших скульптур и бытовых предметов.
      4. Цевка. Простая кость, чаще всего крупного рогатого скота. Пластична, легка в обработке, плотность различается в зависимости от вида, возраста, здоровья и питания животного. Не отличается красивыми оттенками, потому часто окрашивается. Отличается от прочих вариантов дешевизной и доступностью, потому рекомендуется новичкам.

      Стоит отметить, что добыча костей и рогов многих из этих животных незаконна или сильно ограничена во многих странах. Исключение составляют цевка и бивни мамонта. Извлечение последних не причиняет вреда природе, так как эти родственники слонов вымерли более 10 тыс. лет назад. Тем не менее добыча этого материала всё ещё довольно трудна и требует специального разрешения (да и целые, хорошо сохранившиеся бивни, пригодные для резьбы, — большая редкость), так что цена материала остаётся высокой.

      Поставщики чаще всего продают материал в уже удобной для мастера форме: кость обезжиривают, отбеливают, разрезают на части нужной формы и размера. Те, кто выбрал для работы цевку, могут подготовить её и самостоятельно. Для этого нужно:

      1. Отпилить кончики кости, срезать с неё все хрящи и прочие образования. Тщательно вычистить её как изнутри, так и снаружи.
      2. Отварить подготовленный материал в течение получаса. Затем воду слить – в ней останется вышедший из кости жир.
      3. Снова поставить цевку на огонь, в этот раз залив водой с добавлением кальцинированной соды. Держать 1,5 часа.
      4. Оставить на ночь. На следующие день снова потомить 1,5 часа, но на этот раз с пищевой содой.

      Подготовка кости для резьбы

      Обработанный таким образом материал становится крепче, белее и легче поддаётся обработке. Кроме того, он очищается от хрупких трубчатых тканей, жира и пятен на поверхности.

      Подготовка инструментов

      Инструменты для работы с костью немного похожи на таковые для резьбы по рогу, но существуют и различия, обусловленные разницей в прочности и структуре этих материалов. Основной прибор, необходимый для тщательной и точной обработки изделия, — это бормашина и штихеля-насадки для неё. Они бывают самой разной остроты и формы, зависящей от выполняемой функции:

        грубые пилочки — для снятия верхних прочных слоёв, которые мешают работе;
      • абразивные насадки — для снятия «коры» кости и шлифовки;
      • тонкие и острые лезвия — для проведения тонких линий;
      • насадки с очень маленькими (не более 2 мм в диаметре) шариками — для проработки формы мелких деталей, придания им рельефности;
      • резиновые зернистые насадки — для шлифовки;
      • мягкие щётки и кисточки — для полировки готовой работы или отдельных её деталей.

      Иногда применяются и другие инструменты, например, пирографический прибор для выжигания по дереву. Он помогает создать неглубокие рельефные линии красивого коричневого цвета.

      Выбор насадок зависит от типа работы и вида кости — некоторые из них очень хрупкие, другие прочнее, также отличаются форма и структура.

      Уроки для начинающих

      Резьба по кости — довольно сложное ремесло, требующее годы на освоение. Создание даже простой поделки — длительный и кропотливый труд, способный тем не менее доставить массу удовольствия как процессом, так и результатом. Понять основы поможет пошаговый урок по вырезанию статуэтки в форме Чеширского Кота из бивня мамонта:

        Подготовить материал. Для изготовления этой работы был выбран бивень мамонта весом около 1 кг. Перед преступлением к обработке от него нужно отколоть части, отделённые от основного материала сквозными трещинами.
      1. Придать заготовке форму и очертить основной рельеф при помощи грубых фрезерующих насадок.
      2. Сгладить острые углы, используя небольшую насадку в форме бутона. Отшлифовать и выровнять изделие. Провести торцевание основы статуэтки с помощью предназначенного для этого станка или наждачной бумаги.
      3. Нанести рисунок деталей будущей статуэтки простым карандашом. Начинать стоит с головы.
      4. Обработать линии острой тонкой насадкой, придать им форму и выразительность с помощью инструментов с закруглёнными наконечниками.
      5. Подчеркнуть контуры лица, снова используя тонкую насадку.
      6. Проработать мелкие детали. Сделать заготовки для глаз из пуговиц, после чего оформить ими статуэтку. Для этой цели были использованы дорогие сорта дерева.
      7. Отшлифовать поверхность насадкой в форме резинового диска на низкой скорости.
      8. Отполировать изделие. Можно использовать специальное приспособление или сделать это вручную.

      Художественная обработка кости — это древнейшее искусство, для многих ставшее как любимым занятием в свободное время, так и основным источником заработка. Качественные и полные деталей статуэтки, создаваемые мастерами этого ремесла, стали не только достойным украшением как музеев, так и частных коллекций, но и символами состоятельности и вкуса.

      РЕЗЬБА ПО КОСТИ СВОИМИ РУКАМИ

      Ажурная резьба по кости

      Наиболее распространенными в косторезном деле в разное время были три вида орнамента: геометрический, построенный на сочетании циркульных кривых и прямых линий, растительный, представляющий собой стилизованное изображение растений, и рокайльный — особый вид орнамента, возникший в XVIII столетии в результате стилизации формы морской раковины.

      Виды орнаментов, применяемых в ажурной резьбе:
      Геометрический
      Растительный
      Рокайльный

      В технике ажурной, или, как ее еще называют, сквозной, резьбы выполняются и орнаментальные и сюжетные композиции, а сырьем может служить обычная коровья кость — так называемая цевка.
      Для работы над сквозной резьбой потребуются штихели, надфили, лобзик, клепики и втиральники.
      Лобзик, надфили и втиральники служат для прорезания и отделки ажура, а штихели и клепики — для нанесения на ажурное изделие гравированного рельефа.
      Лобзик, надфили и штихели продаются в магазинах инструментов, а клепики и втиральники придется сделать самим.
      Клепик делается из стальной спицы, которую нужно расплющить на конце и придать форму полукруга, треугольника, острого клина.
      На первое время достаточно иметь три клепика, а потом дальнейшая работа подскажет и другие формы клепиков.
      На нерабочую сторону клепика насаживается рукоятка, а рабочая часть затачивается.
      Втиральник изготовляют из инструментальной стали.
      Стальной стержень нужно отпустить на огне, потом выточить из него клинок втиральника в виде удлиненного конуса и в завершение на боковые поверхности нанести надфилями поперечные насечки.
      Готовые втиральники закаляют и насаживают на рукоятки. Втиральники могут быть не только круглые в сечении. Различные формы сечений показаны на рисунке.

      Втиральник — инструмент для ручной обработки проемов в ажурной резьбе.

      В косторезных мастерских наряду с ручными инструментами широко применяется бормашина.
      Конечно же, обрабатывать кость механическим инструментом легче и быстрее, чем ручным. Простейшую бормашину, показанную на рисунке, можно собрать из электромотора для швейной машины МШ-2 мощностью 40 Вт для сети с напряжением 220 В и рукава с наконечником от медицинской бормашины.

      Устройство простейшей бормашины:
      1 — педаль электромотора;
      2 — кронштейн;
      3 — шкив рукава;
      4 — электромотор;
      5 — шкив электромотора;
      6 — масленка;
      7 — спиральная пружина;
      8 — защелка;
      9 — наконечник;
      10 — гибкая часть рукава;
      11 — станина;
      12 — кронштейн самодельный;
      13 — пружина;
      14 — электровилка;
      15 — пусковая кнопка педали.

      Электромотор можно купить в магазинах, где продаются запчасти для швейных машин, а рукав с наконечником — в магазинах медицинского оборудования. Можно применять и другие электромоторы меньшей мощности со скоростью вращения около 15 тысяч оборотов в минуту. Преимущество мотора от швейной машины заключается в том, что с помощью ножной педали резчик по желанию может изменять скорость вращения.
      Кроме покупных узлов, для изготовления бормашины потребуются: доска из березы, липы или сосны толщиной 30 мм, шириной 200 мм и длиной 350 мм, кусок толстой резины той же ширины и длины, полоска листового железа толщиной 1,5—2 мм и несколько шурупов.
      Перед тем как укрепить электромотор и рукав на деревянной станине, укоротите металлическую пластину, предназначенную для крепления мотора, и кронштейн медицинского рукава. Второй кронштейн выгните из полоски железа и просверлите отверстие под шуруп. Под станину подклейте кусок резины. Если не найдется резина нужных размеров, можно подклеить кусочки резины только под углы станины.
      Мотор и рукав надо расположить на станине так, чтобы их шкивы находились друг против друга в одной плоскости, а приводной резиновый шнур, который входит в комплект электромотора, был натянут, но не очень сильно. Имейте в виду, что при сильном натяжении привода быстро изнашиваются подшипники мотора и рукава.
      Перед работой трущиеся части электромотора и рукава смазывайте маслом для швейных машин. Особенно часто надо смазывать детали медицинского рукава. В нем есть специальные отверстия-масленки, в которые швейное масло можно закапывать пипеткой.
      Необходимо смазывать и наконечник — для этого перед смазкой он отсоединяется от рукава.
      Как же работает бормашина?
      Приводной шнур передает вращение со шкива мотора на шкив рукава, который вращает гибкий вал, находящийся в гибкой оболочке. В свою очередь, гибкий вал вращает шпиндель наконечника, имеющего специальную зажимную цангу, в которую вставляют фрезы, боры, перки, дискодержатели и оправки с наждачной бумагой. Благодаря гибкому валу наконечник, который резчик держит в руке, может свободно перемещаться в самых различных направлениях и располагаться под разными углами к поверхности обрабатываемой заготовки. Но, несмотря на то что рукав очень гибок, лучше во время работы располагать наконечник с бором так, чтобы рукав имел как можно меньший изгиб.
      В качестве режущих инструментов используются медицинские боры, которые тоже продаются в магазинах медицинского оборудования, а также самодельные перки и оправки с абразивной бумагой.

      Оснастка бормашины и некоторые приемы работы:
      Медицинские боры
      Дискодержатель с диском
      Оправка для абразивной бумаги
      Приемы сверления сквозных отверстий:
      а — разметка
      б — сверление

      В основном медицинские боры имеют форму шара, цилиндра или конуса. Борами выполняют объемную, рельефную, контурную и сквозную резьбу, а также вспомогательные работы, например сверление отверстий. Хотя набор боров весьма разнообразен, мастера-косторезы постоянно их совершенствуют применительно к нуждам косторезного дела. Например, из шарикового бора изготовляют специальный инструмент для проработки деталей плоскорельефной резьбы, стачивая конец шарикового бора под прямым углом. Из медицинских боров изготавливают также узкие чечевицеобразные «колесики», удобные при нанесении на поверхность кости гравировки.
      При сверлении боры часто забиваются костяной пылью, поэтому вместо них для сверления нередко применяют самодельные перки.
      Перку можно выточить из пришедшего в негодность бора.
      Для изготовления и заточки инструментов для бормашины используются шлифовальные диски, которые вместе с дискодержателями можно купить там же, где и боры.
      Диски бывают эластичные, на резиновой связке, и твердые — на керамической. Диаметры дисков — 18, 20 и 22 мм.
      Для шлифования ажурной резьбы применяют оправку с наждачной бумагой. Ее вытачивают на токарном станке из металлического стержня, а затем вдоль оси делают тонкий пропил. Непосредственно перед шлифованием в пропил вставляют полоску мелкозернистой шлифовальной бумаги.
      Предположим, вы сделали из дерева шкатулку и намерены украсить ее ажурной вставкой из кости. Прежде всего необходимо выполнить эскиз вставки, учитывая форму шкатулки.
      Работая над эскизом, следите за тем, чтобы все элементы орнамента или сюжетной композиции соприкасались, образуя непрерывное костяное кружево.
      При изображении людей и животных старайтесь выбрать такой ракурс, чтобы их силуэты были четкими и выразительными.
      Готовый рисунок переведите на поверхность костяной пластинки с помощью копировальной бумаги, а затем обведите твердым карандашом. После этого наметьте точки, в которых предполагается просверлить отверстия для втиральника или пилки лобзика.
      Чтобы во время работы карандаш не стирался, закрепите его быстросохнущим бесцветным лаком, нанеся его на поверхность кости пульверизатором, мягкой кистью или тампоном.
      Для сверления отверстий чаще всего применяют шариковый бор. Но сразу сверлить пластину не следует, так как при возможном биении бора инструмент может соскочить с намеченной точки и испортить поверхность.
      Известно, что перед сверлением отверстий в металле в нужной точке делают керном небольшую вмятину. Только тогда можно быть уверенным, что сверло не соскочит. Примерно так же поступают при сверлении кости. Легкими прикосновениями к поверхности вставки боковой частью шарикового бора сделайте в намеченных точках небольшие углубления. После этого можно смело приступать к сверлению, расположив шариковый бор под прямым углом к поверхности.
      Большие отверстия нужно сверлить постепенно вначале мелкими борами, а затем более крупными.
      Часто, желая ускорить сверление, неопытный резчик с силой вдавливает бор в материал. При этом бор защемляется и может даже сломаться рукав. Если у вас бор все-таки защемился, сразу же выключите мотор и освободите бор из цангового зажима.
      Застрявший бор осторожно извлеките плоскогубцами, вращая его против часовой стрелки.
      При сильном нажиме на бор может возникнуть и другой дефект — нагар. Кость вокруг бора обугливается, и если заранее не был предусмотрен припуск, который можно сточить вместе с нагаром, то работу можно непоправимо испортить.
      Просверлив все отверстия, приступайте к выпиливанию проемов по контурам.
      Мелкие проемы обрабатывают втиральниками, а более крупные выпиливают лобзиком на подставке «ласточкин хвост», поочередно вставляя пилку лобзика в просверленные отверстия.
      Когда крупные проемы будут выпилены, их края подрабатывают втиральниками и надфилями.
      Довольно часто ажурные вставки дополнительно обрабатывают плоскорельефной резьбой.
      Рельефную обработку ведут различными фигурными борами. Но как бы аккуратно ни выполнялась резьба бормашиной, она все же требует доработки ручными инструментами — штихелями и клепиками.

      Последовательность работы над резной вставной:
      Нанесение контурного рисунка
      Сверление отверстий
      Выпиливание проемов
      Обработка рельефа

      Чтобы убрать различные царапины и случайные вмятины на поверхности резной вставки, а заодно следы карандаша и остатки лака, ее надо отшлифовать мелкозернистой наждачной бумагой.
      Полоску наждачной бумаги плотно вставьте в пропил оправки и оберните вокруг нее против вращения. Вначале отшлифуйте, если это позволяет размер оправки, все стенки проемов, а затем поверхность рельефа.
      У хорошо отшлифованного костяного изделия не должно быть царапин, видимых невооруженным глазом. Когда такая чистота поверхностей вставки будет достигнута, можно приступать к полированию.
      Полируют костяное изделие на матерчатом или суконном полировальном круге со специальной пастой, которая состоит из 10 весовых частей зубного порошка, 5 весовых частей скипидара, 3 частей парафина и 3 частей свиного жира.
      Парафин со свиным жиром расплавьте в клееварке, затем долейте скипидар и тщательно размешайте смесь. В последнюю очередь мелкими порциями засыпьте в клееварку зубной порошок, постоянно помешивая смесь до образования однородной массы. Жидкую массу вылейте в картонные коробочки, например в спичечные. Когда масса остынет и затвердеет, коробочки можно разорвать и извлечь из них бруски полировочной пасты.
      Пасту наносите на матерчатый круг во время его вращения. Затем, удерживая костяную вставку в руках, прижмите ее к кругу с нанесенной пастой и полируйте до тех пор пока на поверхности кости не появится интенсивный блеск.
      В углублениях костяного изделия обычно остается немного пасты. Остатки пасты уберите на чистом вращающемся тряпичном круге.
      Можно полирозать костяное изделие и вручную.
      Зубной порошок разведите водой до густоты сметаны. Обезжирьте поверхность кости, протерев ее спиртом или одеколоном. Затем смажьте разведенным зубным порошком и энергично растирайте щетинной щеткой, пока не появится блеск.
      Если блеск получится недостаточно интенсивным, операцию нужно повторить.
      Хорошо отполированное изделие промойте чистой водой, высушите, а затем вылощите куском чистого сукна или войлока.
      Ажурные отполированные вставки, если это предусмотрено эскизом, гравируют штихелями и, подложив снизу цветную бумагу, фольгу или ткань, монтируют на основе.

      Резьба по кости

      Основным сырьем для ряда изделий служит так называемая цевка — трубчатая часть кости конечностей крупного рогатого скота. Используя природную цилиндрическую форму, мастера-косторезы искусно вписывают в нее фигурки различных животных, а порой целые сценки по мотивам русских народных сказок и басен.

      Тому, кто захочет попробовать свои силы в резьбе по кости, мы рекомендуем цевку как хорошо поддающийся обработке и широкодоступный материал.
      Прежде чем приступить к механической обработке кости, ее нужно обезжирить и отбелить. Хорошие результаты дает простейший способ: распилите кости, удалите костный мозг, затем выварите в течение нескольких часов, добавив в воду немного пищевой соды. Отбелить кость можно и в растворе перекиси водорода (гидроперита), который есть в любой аптеке.

      На двести граммов горячей воды вполне достаточно двух трех таблеток гидроперита. Обычно, полежав около суток в таком растворе, кость приобретает чистый белый цвет.
      Из отбеленной кости, в зависимости от задуманного изделия, делают заготовки. Распиливать кость можно столярной лучковой пилой, ножовкой с зубьями средней величины, медицинскими пилками. Кость зажмите в тисках, предварительно подложив деревянные прокладки. Во время распиливания пилу время от времени смачивайте мыльной водой или машинным маслом. Если нужно заготовить тонкие пластинки для ажурной или рельефной резьбы. распиливайте кость вдоль слоев. Пластинки, распиленные поперек слоев, со временем покрываются сетью трещин и портят работу.

      Для объемной скульптуры заготовки обрабатывают косарем — большим тяжелым ножом. Им делают сколы, параллельные слоям или же под небольшим углом к ним. Для целого ряда изделий, имеющих в своей основе тела вращения, заготовки вытачиваются на токарном станке.

      Хорошие, удобные инструменты во многом предопределяют успех, поэтому в первую очередь нужно приобрести или изготовить самим необходимые инструменты.

      Для грубой обработки — косарь, наборы стамесок и рашпилей.

      Для выполнения ажура — лобзик, надфили, сверла, втиралышки. клепики.

      Резьба по кости. Подготовка материала.

      Изготовить втиральник можно из стальной спицы. Отожгите ее, затем надфилем нарежьте крупные и острые насечки и снова закалите. Готовые втиралышки насадите на деревянные ручки. Клепики тоже изготовьте из стальной спицы, расплющив ее на конце и придав различную форму. Затачивают клепики так, чтобы рабочие части имели острые фаски.

      Резьбу выполняют с помощью резцов — штихелей. Металлографические штихели, или штихели для ксилографии (гравюры на дереве), можно с успехом использовать и для цевки, твердость которой сравнительно невелика.

      Для начала следует изготовить резцы хотя бы трех основных видов.

      Грабштихель — резец, имеющий в сечении треугольник, прямоугольник или ромб, применяется для гравирования тонких линий.

      Болтштихель — резец с сечением круга, овала, полукруга или полуовала.

      Флахштихель имеет в сечении прямоугольники и трапеции.

      Болтштихель и флахштихель применяются для обработки плоских и криволинейных поверх ностей различной конфигурации.

      Для резцов применяют углеродистую сталь У-6, У-7 или У-10, Обточенную заготовку накалите докрасна (800°), после чего опустите ее в машинное масло или воду. Закаленный штихель становится излишне хрупким, поэтому его следует отпустить.

      Поместите штихель над слабым огнем, внимательно наблюдая за цветами побежалости. Доведя металл до соломенного цвета, охладите его в воде. При отсутствии углеродистой стали хорошие резцы можно изготовить из надфилей различного сечения. Режущую часть штихеля заточите под углом 45—30°. Заточку всех резцов и правку их во время резьбы выполняйте только со стороны торца. Рукоятки выточите из древесины березы или бука. На рукоятку набейте металлическое кольцо. Чтобы удобно было держать штихель, рукоятку сколите сбоку. Резец насадите так, чтобы скол оказался внизу.
      Для гравировки по кости служит коготок. Форма его показана на рисунке.
      Обработка кости включает в себя различные приемы резьбы: ажурную («на проем»), рельефную, объемную и гравировку. Изделие может быть выполнено как одним из этих приемов, так и в сочетании, например, объемной резьбы с гравировкой, ажурной резьбы с рельефной н т. д.
      Характерная черта ажурной резьбы — сквозной фон, который делает резьбу похожей на тончайшее кружево. Заготовленную для ажурной резьбы пластинку выровняйте напильником и зачистите мелкой шкуркой, добиваясь гладкой поверхности. Рисунок с эскиза, разработанного заранее, переведите -на пластинку припорохом. Делается это так. Все линии эскиза проколите шилом, расстояние между проколами 3—4 миллиметра. Из двойного слоя марли сделайте тампон, наполните его темной сухой краской. Эскиз наложите на пластинку и легкими ударами тампона нанесите на него краску.

      Проникая через отверстия, краска образует на кости пунктирный рисунок, который для четкости можно обвести карандашом. Чтобы во время работы карандашный рисунок не стерся, зафиксируйте его быстросохнущим лаком. В участках, которые предназначены для выпиливания, просверлите отверстия под пилку лобзика. Выпилив полностью лобзиком все участки сквозного фона, подработайте их надфилями и втиралышками. Стамесками и штихелями придайте ажурной пластине требуемый рельеф. Тонкую окончательную моделировку деталей делайте клепиками.

      Обучение резьбе по кости

      Резьба по кости – потрясающее хобби, но весьма редко встречающееся. Им занимаются талантливые люди, поскольку не каждому по силам «оживить» этот дорогой материал. Настоящие умельцы научились это делать филигранно, добившись ювелирной точности в деталях. Они делают тончайшее костяное кружево, ни на что не похожее, прочное и высоко ценящееся на рынке.

      Резьба по кости своими руками

      Резьба по кости — древнее искусство, которым в совершенстве владели и владеют представители народов севера, индейцы. Для них это был способ выжить, поскольку резные костяные изделия пользовались огромным спросом у элиты. Изначально это были самые простые предметы – гребешки для волос, украшения, потом кухонные принадлежности.

      Сейчас из кости делают предметы и целые композиции: амулеты, фигурки животных и людей, трехмерные скульптурные группы, ажурные шкатулки и ларцы, подсвечники, табакерки, пепельницы, фужеры, рюмки, портреты. Для их изготовления используются бивни, рога, кости разных животных (оленей, слонов, моржей), а это дорогой материал. Именно поэтому костяные предметы стоят больших денег сами по себе, а если они декорированы резьбой – их стоимость возрастает до неприличной. По этой причине далеко не в каждом доме можно найти хоть один небольшой костяной предмет, а главными их покупателями являются хорошо обеспеченные люди.

      Этот вид рукоделия можно назвать редким, учитывая его дороговизну. Если для резьбы по дереву или гипсу материал найти легко, то кости найти трудно и стоят они дорого. Позволить себе работать с таким материалом могут не все, поэтому все мастера резьбы по кости сначала набивали руку на резьбе по дереву и камню.

      Обучение резьбе по кости в складчину

      Курсы резьбы по кости найти также тяжело, как и мастеров этого направления. Иногда единственным вариантом для обучения являются видео мастер-классы от профессионалов. С минимальными затратами их можно купить на сайте «Складчина», где стоимость каждого обучающего материала делится между всеми покупателями. Чем их больше, тем вложения каждого складчика будут меньше. Сэкономить таким способом можно в 10-20 раз. В любом случае это дешевле посещения стационарных курсов и дешевле самостоятельной покупки.

      Пользователь, зарегистрированный на сайте, может делать любое количество покупок в складчину, поэтому можно приобрести сразу несколько материалов, как дополнение друг друга. Список инфопродуктов в разделе «Резьба по кости» регулярно обновляется. Здесь есть:

      • — видеокурсы резьбы по кости;
      • — видеоуроки резьбы по кости «Шкатулка»;
      • — идеи для резьбы по кости;
      • — видеоурок «Инструменты для резьбы по кости»;
      • — мастер-класс резьбы из кости морского зверя;
      • — видеокурс «С чего начать в резьбе по кости»;
      • — мастер-класс резьбы по кости «Фужер»;
      • — урок «Кости, их виды, использование».

      Любой из этих материалов можно осваивать дома, в удобное время. Это важно, так как торопиться в резьбе по кости нельзя.

      Резьба по кости. Своими руками.

      Минимальные затраты на покупку обучающего материала – это самый большой плюс совместной покупки, так как если мастер-класс не окажется полезным, то сожалеть о потраченных копейках не придется.