СКУЛЬПТУРНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Скульптурная резьба по дереву

Скульптурная резьба по дереву даст возможность украсить квартиру, частный дом или же загородную дачу интересными работами, которые оживят интерьер. А еще это увлечение может принести мастеру определенный доход. Ведь искусство деревянной скульптуры имеет множество почитателей во всем мире.

Особенности скульптурной резьбы

Вырезать фигурки из дерева люди научились много тысяч лет назад. Сегодня это искусство так же популярно, как и на заре человеческой истории. Скульптурная резьба имеет множество поклонников по всему миру. В чем ее плюсы перед изготовлением скульптур из других материалов, например, камня? Этот вид искусства:

  • не требует большого помещения для работы;
  • позволяет без проблем находить нужный материал;
  • дает возможность покупать его недорого;
  • не отнимает у мастера много времени.

К тому же инструменты для работы можно найти без проблем, а при необходимости изготовить своими руками.

Деревянная скульптура из каких пород делать

Набор инструментов для скульптурной резьбы

К тому же дерево как материал — более разноплановый, чем тот же камень, пластик или металл. Из него мастер может создать не только произведение искусства, но и красивые предметы быта. Украшенное резьбой кресло, декоративная полочка или затейливо вырезанный из красивого куска дерева корпус для часов станут украшением для дома или дачи. Или прекрасным подарком, ценность которого в том, что он сделан вручную мастером.

Освоивший навыки резьбы мастер может заняться украшением дома. Наличники на окнах, ставни, коньки на крыше или затейливые украшения на крыльце и веранде — все под силу резчику.

Плюс дерева как материала для резьбы еще и в том, что оно очень пластичное, его легко обрабатывать.

Процесс изготовления скульптуры из дерева

Из него можно вырезать и абстрактные скульптуры, и классические образы, и даже создавать композиции, в которых смешана обработанная и необработанная древесина.

Что нужно для работы

Из всех видов художественного искусства создание скульптур — самое сложное.

И не только потому, что оно трудоемкое и требует времени и физических усилий. Скульптор должен уметь видеть будущее произведение искусства в куске дерева. Как он это делает? Один из гениев Возрождения Микеланджело Буанаротти (1475-1564 гг.) сказал, что он просто берет материал и отсекает от него все лишнее.

Чтобы поступить так, одного воображение будет недостаточно. Нужны инструменты для резьбы по дереву, при помощи которых, собственно, и делается скульптурная резьба. Что же входит в арсенал мастера-резчика?
Это:

    топорик для обтесывания заготовок;

Разнообразная форма режущей части нужна для обработки выемок разной глубины и формы, а также при обработке поверхностей.

Начинающему мастеру можно приобрести готовые наборы инструментов для работы. По мере осваивания искусства резьбы по дереву он будет приспосабливать их под себя, оставляя лишнее и добирая недостающие. Некоторые специалисты делают инструмент сами, переделывая имеющиеся фабричные исходники или же заказывая у слесарей-инструментальщиков специальные резцы особой формы.

Для фиксации заготовок нужны тиски столярные из дерева и струбцины. Кроме того, понадобятся набор наждачной бумаги и средства для правки и заточки рабочего инструмента.

Если процесс создания деревянной скульптуры потребует специальной обработки поверхности, тогда будут нужны мягкие салфетки и материя для втирания воска и составов для придания материалу определенного цвета.

Организация рабочего места

Для занятий необходимо оборудовать особое место, с верстаком или рабочим столом. Над ним можно поместить полки и шкафчики для хранения инструментов, заготовок, средств для обработки древесины.

Обязательно должен быть направленный источник света, чтобы обеспечить полноценное освещение рабочего места. Опытные мастера советуют выбирать лампу белого цвета, без желтизны или других оттенков. «Разноцветное» освещение нарушит восприятие материала, не даст мастеру возможность видеть нюансы материала, его структуру и текстуры.

Резьба по дереву Медведь скульптура. Woodcarving, sculpture bear

Верстак для резьбы по дереву

Обработка дерева связана с большим количеством мелкой пыли, поэтому оптимальным будет устроить над верстаком вытяжку. Она должна быть обязательно, если в процессе работы используются шлифовальные электрические инструменты.

Для сушки скульптур и других работ после пропитки специальными средствами можно оборудовать специальный сушильный шкаф с нагревательными элементами. Если же высушивание проходит естественным путем, нужно обеспечить хорошее проветривание помещения.

В некоторых случаях мастера используют открытый огонь для обработки поверхности материала. Это могут быть паяльная лампа или газовая горелка. Работа с пламенем должна вестись в месте, защищенном от возгорания. Рядом рекомендуется держать воду или огнетушитель.

Предварительная подготовка древесины

Для изготовления будущего шедевра можно взять непросушенную древесину.

Фигурка девушки из дерева. как сделать прическу (1 часть) резьба по дереву..

Пошаговое изготовление резной деревянной скульптуры

На ней не должно быть сучков, отверстий, конечно, если их присутствие не вписывается в художественную концепцию произведения. Также материал должен быть без трещин, отверстий и сколов, кроме того, без следов деятельности червей-древоточцев.

Выбрав подходящий кусок дерева, мастер приступает к его подготовке для работы. Теслом или топориком с него снимается кора. Ее отделяют полосами, вдоль волокон, стараясь не повредить поверхность под нею. Некоторые мастера рекомендуют оставлять участки коры на концах заготовки (10-15 сантиметров с каждой стороны), чтобы сушка шла не так интенсивно. Это убережет дерево от растрескивания и деформации.

Торцы стволов покрывают слоем краски или олифы, можно использовать замазки. Главное — полностью покрыть поверхность, через которую интенсивно выходит влага. Поверх свежего покрытия приклеивают плотную бумагу.

Деревянная резная скульптура человека

После этого кусок древесины оставляют для просушки. Учитывая, что многие специалисты-резчики заготавливают материал впрок, нужно оборудовать специальное место для его хранения. Оно должно быть хорошо проветриваемым, без сырости и прямых солнечных лучей.

Сушка больших массивов длится около двух лет. Первое время заготовки лежат на открытом воздухе под навесом, без контакта с землей. Они должны хорошо проветриваться. После колоды переносят в помещение, где завершается процесс удаления влаги.

Дерево не должно быть полностью сухим. Оптимальным для резьбы по дереву считается содержание влаги в пределах 8-10 процентов.

Заготавливая материалы, мастер должен помнить, что в разное время года древесина имеет разную степень влажности. Максимум соков содержится в стволах и ветках, срубленных с июня по август, минимум — в заготовках, полученных с ноября по декабрь.

Способы удаления влаги и обработка

В разных регионах сушка древесины происходит по-разному, в зависимости от природных условий в первую очередь. Наши предки рекомендовали перед началом процесса делать запаривание материала. Для этого заготовку кладут в большую чугунную емкость, на дно которой наливается немного воды. Накрытую емкость ставили в русскую печь и оставляли на ночь.

В квартире печь заменит духовка. Чтобы запаривание было эффективным, в жидкость добавляют пищевую соль (5 столовых ложек на 1 литр воды). Сушка длится 3 часа при температуре около плюс 80 градусов Цельсия. После этого заготовка оставляется при комнатной температуре на 3 недели, чтобы влага покинула ее естественным путем. Чем тверже древесина, тем больше времени требуется для ее просушки. Яблоня или же груша выдерживаются около трех месяцев, а дубовые массивы — до двух лет.

Перед сушкой некоторые мастера вываривают материал в олифе. Этот способ хорош для небольших кусков дерева твердых пород. Благодаря этому они приобретают приятный коричневый цвет. А если сушить заготовку в речном песке, то она станет золотисто-коричневого цвета.

Для этого в большую емкость насыпают песок, на него кладут заготовку, сверху снова насыпают песок, затем снова кладут заготовку, так до самого верха. Емкость ставится в печь или духовку на прогревание. Чем сильнее огонь, тем более интенсивным будет цвет дерева.

Новое направление в резьбе по дереву Вытяжка и бормашина

Обработка готовых скульптур

После того, как работа над произведением завершена, ее нужно покрыть защитным слоем.

Покрытая лаком резная скульптура

Кроме того, в процессе обработки могут появиться мелкие трещины, которые тоже необходимо закрыть перед окончательной отделкой.

Полость нужно плотно заполнить замазкой из смеси бесцветного лака или столярного клея и пыли, оставшейся от обработки этого куска дерева. Второй вариант — заполнить трещину пластилином, аккуратно вынуть его (чтобы было легче, стенки посыпают тальком) и по имеющемуся слепку делают затычку.

Превращаем обычную доску в произведение искусства. Простая резьба по дереву для всех.

Скульптурная резьба

Всем привет. На связи Дмитрий Дереворез и сегодня наша тема — скульптурная резьба. Это очень обширная тема! Банальное перечисление видов скульптуры насчитывает. впрочем, давайте посчитаем вместе: садовая, миниатюрная, авторская, на корню, абстрактная, интерьерная, статуэтки, нэцкэ, мебельных щитов, монументальная, корнепластика. При желании можно продолжить список! Замечу, все эти определения условны.

Начну обзор со скульптуры для сада, т.к. производством именно этого вида резьбы в основном занимается наша компания «Дереворез». Посмотрите на фото, обратите внимание на технику исполнения! Все фигуры выполнены только режущим инструментом, без применения болгарки и какого-либо образива. Это наш стиль обработки дерева, который выгодно отличает нас от конкурентов.

Основы скульптурной резьбы. Занятие 2 «ПЕРВЫЙ ОРНАМЕНТ»

Важный фактор — форма скульптур. Над этим компонентом компания Дереворез постоянно трудится и совершенствует свои навыки! Стараемся ваять живые формы и передавать динамику, движение, эмоции и точный образ!

Wood carving голова кабана,урок, резьбы из дерева

Скульптурная резьба в исполнении Деревореза, украшает ландшафты не только, как самостоятельный элемент. Мы производим различные комбинации, совмещая скульптуру со столярными конструкциями! В результате получаются неповторимые композиции в виде домиков для колодца, лавочек, кресел, столиков и других элементов ландшафтного дизайна. См. фото.

Предлагаю вашему вниманию скульптурную резьбу в этом жанре других мастеров, результатом которых нельзя не восхищаться!

Скульптура на корню выполняется из ствола, корни которого в земле. Т.е. если дерево аварийное или засыхает, его крона и верхняя часть спиливается, а оставшаяся комлевая часть становится отличным полигоном для резьбы. Смотрим фото.

Теперь к скульптурной резбе других направлений. Начнём с нэцкэ. Это отдельный вид искусства. Давайте условно считать, что нэцке — это самая маленькая по высоте скульптура (2-8см).

На примерах мы видим насколько совершенны образы нэцке.

Скульптура. Дерево. 1 часть.

Миниатюрной можно считать интерьерную скульптуру, размеры которой по любой стороне не превышают 50см. Статуэтки, абстракты, скульптурные предметы обихода, художественные композиции в резьбе по дереву, и др. резные формы в этом диапазоне считаются миниатютной скульптурой! См. примеры

Резьба по дереву. Скульптура от начала и до конца!

Пять копеек от компании Дереворез в миниатюре.

Любая скульптура, выполненная руками резчика — авторская, ибо повторить её на 100% не сможет даже её автор. Посмотрите на фото классных авторских работ разного жанра.

Тем не менее, понятие «авторская», зачастую применяется, когда получился шедевр и большая часть общественности оценила по достоинству отдельный продукт творчества мастера.

Пару слов о монументальной скульптурной резьбе. Название говорит само за себя. Монументальная — значит больших размеров и напоминающая о чём или о ком либо, проще говоря памятник. Вот несколько примеров в этом жанре.

Разновидностей скульптурной резьбы, о которых сегодня не упоминали, ещё предостаточно! В следующем обзоре о необычных скульптурных формах.

Скульптура — объемная резьба по дереву

Объемной (скульптурной) называется резьба, рельефное изображение которой частично или полностью отделено от общего фона. Такая техника требует максимальной точности и весьма опытного мастера, ведь малейший просчет в объеме деталей или их масштабе носит фатальный характер – вернуть отрезанную деталь невозможно. Более того, чтобы научиться искусству объемной резьбы, сперва нужно овладеть контурной и рельефной резьбой, а также приобрести специальные инструменты.

Каждое изделие, которое участвует в объемной резьбе по дереву, проходит через такие этапы обработки, как вырезание, вытесывание, выпиливание, сглаживание и другие процессы, характерные для всех видов резьбы. Все это представляется возможным с помощью стамесок, ножей-резцов, топора и тесла.
Что касается материала, то лучшим вариантом будет древесина мягких пород лиственных деревьев (клена, ольхи, осины и липы), но мастера с опытом могут использовать даже дуб. Выбирайте дерево без сучков и трещин, иначе работа будет безнадежно испорчена. Что смягчить древесину, можно воспользоваться некоторыми хитростями: пропарить брусок в течении 2-3 часов, просушить его в тени, отпилить потрескавшиеся участки и только потом приступить к основной работе.

История объемной резьбы богата и удивительна. Еще во времена Древней Руси люди декорировали резьбой свои жилища, игрушки и скульптуры, изображая силуэты людей, животных, растений и мифических персонажей. Особого успеха достигло изготовление игрушек – разделившись по группам за способом исполнения, оно сформировалось в отдельный промысел. Церковная объемная резьба не отставала – мастера научились делать скульптурные лики святых, резные кресты и иконы, деревянные алтари.

Не так давно объемная резьба по дереву пополнилась еще одним видом – корнепластикой. Мастер берет нижнюю часть дерева и улавливает подобие его замысловатой формы человеку, животному или растению, а уловив, воплощает его в скульптуре. Далеко не каждый резчик может освоить данный вид объемной резьбы, ведь он требует не только высокого мастерства, но и хорошего воображения.
Каждая работа профессионального резчика отличается индивидуальностью, ведь в ней он передает свое видение прекрасного, настроение, мировоззрение.

Вдохните в дерево жизнь: техника реалистичной резной скульптуры

Скульптурная резьба по праву считается вершиной резчицкого искусства. К технике создания объемных фигур наиболее логично переходить после уверенного освоения рельефной резьбы, которую можно рассматривать как своеобразную промежуточную ступень. В представленном материале мы расскажем о базовых принципах скульптурной резьбы по дереву, сделав это на примере работы американской художницы Леи Вахтер.

Скульптура из дерева своими руками всего за 30 минут. Насадки на болгарку от Manpa

Чем для новичка удобен именно этот проект? Во-первых, он имеет относительно простой алгоритм резьбы, при этом сама работа выглядит очень эффектно. Во-вторых, здесь используется базовый набор инструментов, с которым в дальнейшем придется иметь каждому резчику, решившему заняться скульптурой. И, наконец, этот проект дает возможность познакомиться с техникой текстурирования шерсти. Освоить данный прием – особенно важно для начинающих, так как к нему придется постоянно обращаться в дальнейшем, создавая скульптуры животных в объемной резьбе по дереву.

Начните с переноса рисунка на липовую заготовку. На ленточной пиле или лобзиковом станке вырежьте основу по внешним контурам схемы бокового и верхнего видов. Прочертите осевую линию, которая поможет сохранять симметрию в процессе резки.

Используя богородский нож, симметрично скруглите тело кролика: от хвоста до основания ушей (фото 1). Затем переходите к проработке подбородочного угла: отделив нижнюю челюсть от тела. Длинными продольными движениями ножа придайте лицу коническую форму. Режьте симметрично, ориентируясь на центральную линию (фото 2).

Займитесь проработкой хвоста: скруглите его, частично отделите от тела и придайте ему заостренности (фото 3). Продолжайте симметричное скругление тела. Используя карандаш, постоянно перерисовывайте рабочие линии, которые помогут придерживаться правильных пропорций.

Переходите к черновой проработке задних лап. С обеих сторон заготовки нарисуйте схематические контуры; ориентируйтесь на осевую линию, дабы убедиться, что они равны по форме и размеру. Сделайте ножом глубокие надрезы вдоль линий. С помощью узкой прямой стамески с каждой стороны скульптуры удалите древесину выше контура задних лап, создав выраженный полуобъем (фото 4).

Переходите к черновой проработке передних лап. Нарисуйте рабочий контур и отделите его от основной части тела, сделав прямоугольный выступ (фото 5).

Используя все тот же богородский нож, проработайте складки на задних и передних лапах, сделав их контуры более детализированными (фото 6).

Переходите к проработке глаза. Вырежьте симметричные полусферы. Эти круги должны быть пропорционально больше, поскольку в дальнейшем на них будут вырезаться глаза и веки. Нарисуйте контур мордочки и задней части щеки (фото 7).

Детализируйте рельеф лица по очерченным контурам мордочки и щек. Часто меняйте стороны, чтобы сохранять симметричность резьбы (фото 8).

Закончив детализацию лица, переходите черновой резьбе ушей. У нашей скульптуры уши расположены не на одном уровне, что придает ей еще более реалистичную пластику. Чтобы добиться этого эффекта, по предварительно нанесенной штриховке срежьте прямой стамеской заштрихованную часть дерева (фото 9).

Отделите уши друг от друга, сделав серию V-образных надрезов. Разделение должно быть глубоким, но не широким (фото 10).

Ориентируясь на шаблон, придайте задней части ушей нужную форму. Заштрихуйте контур ущных полостей и выберите их с помощью церазика – небольшой полукруглой стамески (фото 11). Работайте осторожно и медленно. Не забывайте чередовать стороны, чтобы резьба по дереву была симметричной, а сама скульптура сбалансирована.

Переходите к детализации пальцев на передних и задних лапах, используя основной инструмент – богородский нож (фото 12). Завершите формирование очертаний хвоста (фото 13).

Скульптурная резьба по дереву

Детализируйте форму глаза, сформировав нижнее и верхнее веко (фото 14). По нанесенным контурам сделайте мелкую проработку рельефа носа и рта (фото 15).

Как и в классической богородской резьбе по дереву текстура меха на этой скульптуре создается с использованием мелкого штихеля. Данный процесс требует определенной усидчивости, терпения и аккуратности. Углубления, имитирующие структуру шерсти, желательно создавать по предварительно нанесенной разметке. Единственными нетекстурированными зонами на скульптуре оставляют уши, мордочку, кончики лап и веки.

Закончив этот этап, смените штихель на уголковую стамеску с шириной лезвия 6 мм и вырежьте на груди отельные области, создав таким образом на грудке своеобразные клочки шерсти (фото 16).

Отшлифуйте заднюю часть ушей, используя свернутые кусочки мелкозернистой наждачной бумаги (фото 17).

Деревянная скульптура Стива Лестера. Резьба по дереву болгаркой. /Wooden sculpture Steve Lester.

Подготовьте скульптуру к окрашиванию, тщательно почистив ее зубной щеткой. Для раскрашивания можно использовать акриловые или масляные краски для живописи.

Основную часть шерсти выдерживают в светло-коричневом тоне. Мордочка, грудь, полость ушей и область вокруг глаз – темно-серая (фото 18). Глаз закрашивают черным. Светло-розовым цветом окрашивают кончик носа, а также заднюю и внутреннюю часть ушей (фото 19).

Принцип создания бликов и теней при раскрашивании фигур стандартен. Для начинающих мастеров, осваивающих объемную резьбу по дереву, отработать этот прием особенно важно. Его можно выгодно использовать, создавая любые работы в объемной резьбе по дереву: животных, людей, садовые скульптуры и пр. Игра света и тени способна делать фигуры более реалистичными и эффектными.

Используя светло-черный цвет, сделайте тонкой кистью штрихи на всех углублениях животного: в складках шеи, передних и задних лап, ушей, хвоста и т.д., чтобы создать на скульптуре реалистичную тень (фото 20). Промокните избыток краски бумажным полотенцем.

Смешайте белую и коричневую краски, добившись светло коричневого тона (на порядок светлее, чем основной цвет шерсти). Нанесите блики на наиболее выступающие места скульптуры: щеки, задние и передние лапы, спину животного (фото 21). Для создания дополнительного блеска закрасьте глаза кролика прозрачным акрилом.

Скульптурная (объёмная) резьба

Скульптурная, или объёмная резьба, характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличии от одностороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной резьбе объект изображается всесторонне.

Скульптурная резьба имеет тысячелетнюю историю. С давних времён человек воплощал свои религиозные представления в фигурках богов и духов.

Красивые статуэтки из дерева — скульптурная резьба по дереву.

С приходом христианства появились скульптурные изображения святых, которые нередко ярко раскрашивали. Они служили украшением многочисленных храмов.

Скульптурная резьба представляет собой объемную станковую или декоративную скульптуру из дерева естественного вида цилиндрической формы или его раскола. Готовое резное изделие или скульптура рассматривается со всех сторон, может иметь очень высокий или совсем низкий рельеф. В этой технике выполняют и маленькую детскую деревянную игрушку и крупную — выше человеческого роста станковую или декоративную скульптуру.

Объемная резьба используется для создания объемных пластических форм, художественные особенности которых выявляются при рассматривании их с разных сторон. В технике объемной резьбы выполняются декоративные детали построек, скульптура, бытовая утварь. Деревянная скульптура — хотя и сложный, но довольно привлекательный вид объемной резьбы.

При создании многофигурной композиции сначала нужно решить ее в целом, а затем выполнять отдельные фигуры, предметы.

На последнем этапе резьбы с помощью полукруглых стамесок и ножа наносят орнаментальные нарезки, воспроизводящие рисунок одежды человека, шкуры животного, прожилок листьев, фактуры травы и т. д.

Оснастка для скульптурной резьбы по дереву . Производители и ассортимент.

Резьба по дереву

Резьба по дереву позволяет привносить в обычные вещи изысканность и утонченность. Простая деревянная мебель в руках мастеров студии «ОМИ» становится произведением искусства. Мы вкладываем в то, что делаем частичку себя, все свои навыки и умения.

Студия «ОМИ» также занимается одним из наиболее популярных направлений резьбы по дереву- скульптурой. Скульптурная резьба – один из самых сложных видов резьбы. Она требует от мастера четкого сохранения пропорций, чувства перспективы, объемного видения фигуры. Мастера компании «ОМИ» — молодая, перспективная команда, но уже с большим опытом за плечами. Наши работы представлены во многих городах Украины. Молодость мастеров позволяет привносить в работу по дереву современные идеи, новые методики резьбы, стильность. А приобретенный опыт гарантирует своевременность выполнения заказа и соответствие полученного результата первоначальному эскизу.

Мы можем полностью разработать проект и оформить помещение, используя резьбу по дереву в качестве изюминки в интерьере, или изготовить скульптуру из дерева по эскизу заказчика. Возможно изготовление садово-парковой скульптуры из дерева любого размера. Присутствие скульптуры в Вашем саду сделает его уникальным и неповторимым. В студии «ОМИ» Вы можете получить качественную услугу по минимальной цене.

Резьба по дереву. Скульптурная резьба.

Этот вид работ представляет для резчика особый вызов, поскольку наряду с отточенной техникой резьбы требует эстетического восприятия предмета. Объект резьбы может быть природным или абстрактным — концепцию определяет мастер и иногда естественные свойства дерева. Изделия с глубоким или сквозным прорезанием могут быть трудны для начинающего. Простые цельные формы проще изготовлять в период становления техники исполнителя.

Дупликарвер скульптурная резьба по дереву. / Duplikarver sculptural woodcarving.


Разметка заготовки

Ли — Цо и липовый брусок. Резьба по дереву — Wood carving.

Для некоторых процесс скульптурной резьбы заключается в выборе материала, его установке в рабочем положении и срезании древесины, в то время как формы постепенно проявляются по мере продвижения работы, направляемой воображением резчика. Однако это может свестись к действиям наугад. Пока вы еще не стали опытным мастером резьбы по дереву, лучше все же сделать аккуратный чертеж и сделать разметку на болванке до того, как начать работу.
Вырезание сжатой кисти руки приводится здесь в качестве типичного примера. Рука представляет собой интересный объект для скульптурной резьбы. Можно в ходе работы исследовать свою руку и по мере приобретения опыта приниматься за все более сложные положения руки. Подготовьте вид спереди и вид сбоку предмета работы в натуральную величину. План — вид сверху и вид сзади тоже будут полезны. За основу можно взять фотографии, в идеальном случае сделанные с четырех сторон. Фото передает эффект перспективы, поэтому детали на заднем плане будут иметь меньшие по сравнению с реальностью размеры, и это необходимо учитывать при выполнении чертежей. Для увеличения изображения используйте метод масштабной сетки.
С помощью копировальной бумаги перенесите вид сбоку и вид спереди на прилегающие стороны заготовки, обрезанной по размеру так, чтобы готовое изделие занимало почти весь объем с небольшим припуском (1). Желательно иметь излишек материала по высоте, который дал бы возможность установить заготовку в тиски.

Начальное придание грубой формы

Масса отхода может быть выбрана и стамесками, но быстрее это сделать на начальном этапе либо ручной, либо механической пилой. Ручной пилой сделайте серию прямых пропилов до контура, работая от каждой стороны (2).

Срежьте отход плоской стамеской, оставив приблизительную форму в грубом приближении с прямыми углами. В качестве альтернативы на ленточно-пильном станке можно обрезать заготовку по размеченному контуру. Сначала обрежьте вид сбоку, затем временно с помощью клеящей ленты или тонких или отделочных гвоздей посадите отделенные части на место (3). Это сохранит прямоугольность заготовки и линии разметки для обрезки вида спереди. Помните, что гвозди должны быть вбиты только в отходный материал и не должны попасть в область пропилов. Опилите вокруг контура вида спереди. Теперь грубая форма изделия готова для дальнейшей обработки. Если это поможет, сделайте и другие разметочные линии в рамках этой грубой формы.


Черновое придание формы

Надежно закрепив заготовку на верстаке, можно начинать придавать заготовке черновую форму посредством срезания (поперек волокон) прямых углов с помощью круглой стамески и киянки (4).

Неглубокой круглой стамеской вырежьте плоскости по сложенным пальцам руки. Режьте блок там, где пальцы упираются в ладонь и углубление между указательным и большим пальцами (5). В процессе работы со всех сторон просматривайте получающиеся формы.

Доводка формы

Придайте окончательную закругленную форму пальцам, срезая древесину круглой и плоской стамесками. Затем осуществите доводку формы пальцев и переходите к выполнению более мелких деталей — складок кожи, ногтей и т. п. (6). Здесь понадобятся маленькие стамески. Степень, до которой доводить гладкость поверхности, зависит от вашего желания. Можно оставить следы обработки или зашлифовать поверхность рифлуарами (напильниками) и тонкой абразивной бумагой. Окончательную отделку рекомендуется проводить с помощью прозрачного герметика-порозаполнителя и восковой пастой.

Сборная резьба

Резные изделия можно выполнять как единое целое с основанием или подставкой, а можно по своему усмотрению, помещать их на отдельных подставках.

Резьба по дереву гравером. Резьба бормашиной.

Тщательно продумывайте форму и размер подставки. Удачная подставка усилит эффект скульптуры. Основание может быть выполнено из контрастирующей древесины или вообще из другого материала, такого, как, например, мрамор. Приверните изделие к подставке шурупами или используйте нагельное соединение на клею.