ВЫШИВКА ЛЮНЕВИЛЬСКИМ КРЮЧКОМ

Люневильская вышивка

Вам не приходило в голову, почему именно во Франции придумали моду? Скорее всего, потому, что именно во Франции возникло так много всевозможных видов рукоделия. Шьют, вышивают все народы мира. Но делают это с таким разнообразием и смекалкой, пожалуй, только французы. Вы вот догадались бы вышивать крючком? А во Франции подобная техника существует с XVIII века. Это называется люневильская вышивка.

Техника вышивки люневильским крючком используется в двух случаях: когда расшивать нужно большие площади или изнанка должна быть так же аккуратна, так и лицо – или когда оба случая совпадают. Поэтому преимущественно этот вид вышивки используют для украшения одежды и аксессуаров всех видов.

Люневильская вышивка для начинающих может показаться немного странной, хотя ничего особенно сложного в ней нет – она одновременно напоминает и вышивку, и вязание крючком, но одновременно существует как бы сама по себе. Как и в двух этих видах рукоделия, здесь важна только точность, аккуратность и верный расчёт натяжения стежка – ничего более.

Заинтригованы? Хорошо, давайте попробуем, что это за фрукт такой. Для люневильской вышивки мы проведём простой мастер-класс, и нам понадобятся:

  • люневильский крючок;
  • пяльцы или рамка для вышивания (ку-снап);
  • небольшой лоскут;
  • нитки;
  • простой рисунок для вышивания;
  • бисер или бусинки

Многие из нужных вещей требуют пояснения. С них и начнём.

Вышивка люневильским крючком требует крючка не какого-нибудь, а особого. Люневильский крючок больше всего похож на острую и тонкую иглу на ручке. Техника вышивания такова, что вы не всегда будете видеть бородку крючка, поэтому на рукоятке хорошего инструмента всегда есть указатель, где она располагается.

Пяльцы и рамка для вышивки подходят любые. Но это только для образцов. Если вы всерьёз увлечётесь рукоделием, то ку-снап как раз будет удобнее.

Для французской вышивки люневильским крючком используют не все подряд ткани, а только особые – всё же исторически эта вышивка использовалась для одежды. Более всего для вышивки подходят ткани тончайшие, вроде батиста и шёлка, либо же тяжёлые, вроде бархата. Хотя и на рогожке тоже можно вышивать.

Нитки для люневильской вышивки должны быть довольно прочными, но в то же время тонкими – особенно, если вы используете для вышивки бисер и бусины. Кроме того, люневильская вышивка как особый вид искусства не терпит контрастов – нитки выбирают либо в тон, либо деликатных, нейтральных оттенков, близких к цвету ткани.

Рисунок для вышивки подходит любой. Но если вы хотите всё сделать по правилам, выбирайте растительные мотивы.

Бисер и бусины хороши любые. Особенно же подходят те, что имитируют драгоценные камни

Техника вышивки люневильским крючком

Предлагаем начать с самого простого – с вышивания простой ниткой, без бусинок. Как начать? Ткань с переведённым на неё рисунком натяните на ку-снап или пяльцы. Рисунок удобнее расположить на изнанке, потому что работать будем именно с нею.

Итак, введите крючок в ткань. С лица ткани подведите к крючку нить, соорудив на её конце петельку. Если не уверены в себе, можно завязать на свободном кончике и узелок.

Накиньте петлю на бородку крючка, потяните на себя. Вытянув петлю, поверните крючок на 180 градусов.

Следуя по рисунку, сделайте второй прокол недалеко от первого. Подведите нить к крючку, подцепите, вытащите на изнаночную сторону. Не забывайте поворачивать крючок.

Теперь сделайте ещё несколько стежков, стараясь выдерживать одинаковую длину. Вы заметили? У вас получается на изнанке тамбурный шов, а с лица – ровная строчка. Так вышивает детская швейная машинка-однонитка, правда?

Говорят, что с помощью крючка работа вышивальщицы идёт в 4 раза быстрее, чем с иглой. Если вы уже немного освоились, можно попробовать ещё один приём, добавив бисер.

Люневильская вышивка бисером практически не отличается от того, что вы уже попробовали – разве только нитку придётся обрезать, тогда так простую вышивку можно шить прямо с катушки. Сделав первый стежок, нанижите на нитку несколько бисерин. Каждый раз, подцепляя новый стежок, отделяйте по одной бусинке. Тогда на каждом вышитом стежке с лица у вас будет располагаться сверкающий «бриллиантик».

Попробуйте завершить свой узор, используя как простые, так и бисерные стежки. У вас обязательно получится, не переживайте.

Видеоматериалы по теме

Люневильская вышивка – это интересная техника. Один раз попробовав, немудрено увязнуть в этом рукоделии надолго! Впрочем, большой беды в этом нет. Зато теперь даже самые простые по крою платья вы сможете украсить с истинно королевским вкусом!

Люневильская вышивка: секреты мастерства

Покорив сердца многих рукодельниц за границей, в нашей стране люневильская вышивка знакома немногим. Вместе с тем, эта техника позволяет создавать немудреным образом настоящие шедевры красоты. Зародившись еще четыре столетия назад, сегодня люневильская вышивка – не редкость на подиумах модных показов.

О главном

Выполнение вышивки происходит контрастными и/или металлизированными нитями, бисерными принадлежностями, пайетками, с использованием люневильского крючка. Да, да – именно крючка! Каждая вышивка ассоциируется у нас с иглой. В данном случае применяется специальный крючок.

Люневильский крючок

Значительно отличается от стандартного вязального. Состоит из двух частей: винтовой ручки (рукоятки) и крючковой иглы. На рукоятке есть специальный указатель, который помогает ориентироваться в процессе вышивания – он находится с той же стороны, что и прорезь язычка иглы.

Размер крючка выбирают исходя из того, на какой ткани выполняется вышивка.

Как правило, для вышивания используются либо очень тонкие, полупрозрачные ткани либо плотные. На тонкой (шелковой, батистовой, шифоновой, муслиновой) основе вышивка напоминает плетеное кружево и смотрится очень элегантно. Большое распространение в последнее время получила люневильская вышивка на сетке. Плотные ткани – такие как бархат, льняное или хлопковое полотно – идеально подходят для работ, насыщенных бисером и стразами.

Всю необходимую фурнитуру – бусины, пайетки и прочее – пришивают к ткани с помощью тамбурного шва, составляющего основу люневильской вышивки. Визуально этот шов похож на цепочку, звеньями которой являются стежки.

При выполнении люневильской вышивки требуется задействовать две руки, и должно быть удобно. Для комфортной работы понадобятся специальные пяльцы или гобеленовый рамный держатель. С целью переноса узоров и изображений на ткань пользуются трафаретами, смывающимся маркером или копировальной бумагой.

Предлагаем вам посмотреть видео о том, как происходит процесс вышивания тамбурным швом и бисером.

Красота, актуальная во все времена

История люневильской вышивки берет свое начало в XVII веке, когда во французском городке Люневиле обосновалось большое число ремесленников-вышивальщиц, применяющих эту технику. Сначала в работе пользовались исключительно иглой и вышивали нитями. Лишь в середине XIX века в голову вышивальщицам приходит идея заменить иголку крючком при выполнении тамбурного шва. Примерно тогда же в вышивку начинают добавлять бусины и стеклярус – стеклянные цилиндрики удлиненной формы с продольным отверстием для нити.

Позже, когда вышивка становится профессиональным занятием, работа с использованием люневильского крючка начинает цениться за скорость (ведь таким крючком можно вышивать вчетверо быстрее, чем иглой).

Со временем техника приобрела популярность во всем мире, ее стали применять при декорировании изделий высокой моды. И по сей день знаменитые во всем мире кутюрье используют люневильскую вышивку в своих дизайнах: их работы отличаются изысканностью и шиком.

Сегодня люневильская вышивка встречается во многих предметах одежды, свадебных принадлежностях невесты, украшениях, сумочках и даже обуви.

Своим опытом в технике «люневильская вышивка» мы попросили поделиться создателя собственного бренда «ANN KALIANI» Анну Нуктулову.

В интервью она дает советы начинающим вышивальщицам.

Анна, расскажите, пожалуйста, как и когда вы начали заниматься люневильской вышивкой.

Вышиванием я увлеклась с рождения ребенка. Начинала с крестика, потом пробовала гладь, якобинскую вышивку… А мечтала расшивать платья – такие, как на показах мод. Муж говорил, что это очень долго и вообще нереально. Некоторое время спустя в интернете увидела рекламу обучения люневильской вышивке – решение было принято в тот же момент. На онлайн-курсах я познакомилась с азами вышивания в этой технике; участницы делились своими идеями, выкладывали фотографии работ. И… искра зажглась! Теперь люневильская вышивка – моя страсть и работа.

“Благодаря люневильскому крючку вышивать получается не только быстрее, но и аккуратнее, бусинка к бусинке.”

Какие изделия вы украшаете такой вышивкой?

В основном, вышиваю нашивки на одежду. Пробовала расшивать сумочку, броши. Вышивала на ткани, из которой затем шилось платье. В такой технике можно выполнить все, что угодно – главное захотеть.

Какие ткани и материалы используете в работе?

Вышиваю на английской и итальянской сетке. Считаю, что хорошо подходят для работы костюмные ткани, бархат, шифон. Нитки использую европейского качества – гутерманн, мадейра №120 (Германия), бисер – чешский и японский. Пайетки покупаю оптом в Индии (очень хорошими считаются итальянские, но приобрести их непросто). Помимо этого в работу идут камни, бусины, шелковые нити.

Какие рисунки выбираете: сами придумываете или откуда-то берете?

Рисунок на нашивку рисую сама, для вдохновения смотрю Пинтерест. Иногда беру идею оттуда и добавляю в нее свое.

На каких тканях какие узоры лучше смотрятся?

Для легких тканей нужен неплотно расшитый узор – для того, чтобы основа не провисала и не морщилась. На плотных тканях можно вышить густо расшитый узор.

Пяльца или станок лучше выбрать?

Вышивать удобно и на пяльцах, и на раме. Когда объем работы небольшой, можно обойтись пяльцами, закрепив их специальными фиксаторами – струбцинами.

Насколько важно, на ваш взгляд, обучение в таком виде рукоделия? Что необходимо для достижения мастерства?

Обучение позволяет избежать ошибок, которые могут возникнуть при самообразовании, и таким образом значительно сократить время, необходимое для достижения мастерства. Конечно, обучение не является панацеей – много интересного можно открыть для себя и вне его. Но начать все же советую с человеком, который покажет верный путь.

Сейчас несложно найти онлайн-курс со вполне доступным материалом, где нет ничего лишнего. Могу сказать на личном опыте, что дистанционно обучаться очень удобно: вышиваешь, когда есть на это время. Книг, где бы доходчиво говорилось о том, как и с чего начать самообучение, я не встречала. Советую принимать участие в рукодельных мероприятиях, искать единомышленников и заряженных позитивом мастеров.

Какие еще советы вы можете дать начинающим вышивальщицам?

Прежде всего, приготовьтесь к тому, что вышивка потребует от вас терпения. Не начинайте выполнение техники с большой площади. Сначала попробуйте вышивку на небольшом изделии, например на закладке для книги. Обратите внимание, что для вышивки бисером или пайетками нужна очень прочная нить. При этом она должна быть достаточно тонкой, чтобы можно было надеть на нее принадлежности. И по поводу крючка: по сравнению с вязальным крючком такое приспособление достаточно острое, поэтому будьте осторожны в обращении с ним.

Тамбурная вышивка. Люневильская вышивка

Какие ассоциации приходят в голову, когда мы говорим о французской моде прошлых веков? Утонченные платья, изысканные фасоны, удивительной красоты ткани и, конечно же, вышивка на них. Благодаря европейской культуре Эпохи Просвещения, мы имеем возможность наслаждаться уникальными техниками украшения тканей, в том числе и люневильской вышивкой.

Люневильская вышивка до сих пор популярна среди адептов высокой моды и знаменитые кутюрье, например дом моды «Шанель (Chanel)» активно используют эту старинную технику вышивки тамбурным швом для создания роскошных моделей, броско и ярко украшая современную одежду вышивкой и богато украшая ее бисером и бусинками, блестками и пайетками, кристаллами и ценными камнями.

На фотографии вы видите профессиональную кутюрную вышивку люневильским крючком от Наталии Сорокиной (больше информации об этой работе вы найдете на страничке «Основы кутюрной вышивки. Люневильский крючок и игла»).

Сегодня мы подробно расскажем об этом виде изысканной вышивки и ее истории, а также подробно рассмотрим технику вышивки люневильским крючком и ее особенности.

От Франции XVII века и до наших дней. Роскошное изящество люневильской вышивки

В начале 1800 годов Герцог Лорренский, владелец Люневиля и его окрестностей, стал покровителем гильдии вышивальщиц, которые стекались в этот город со всей страны. Именно от названия территории пошло наименование техники вышивания. Однако свой современный вид и основные черты она получила только спустя полвека. Изначально ткань обрабатывалась обычной иглой и расшивалась тамбурным стежком.

Благодаря простоте и монотонности работы можно было украсить большие площади, однако, если ускорять темп, нить часто рвалась и запутывалась, обрывая ряд и создавая впечатление неряшливости. Посовещавшись, именитые мастера пришли к выводу, что нужен иной инструмент, который позволит аккуратно и безопасно прошивать ткань без потери времени. Так обычную иглу заменил необычный крючок.

Люневильский крючок

Благодаря новому приспособлению, рукодельницы получили возможность работать в несколько раз быстрее.

Устройство состоит из винтовой рукоятки с указателем направления крючка, чтобы управлять нитью в процессе вышивки. Сам крючок больше похож на сборную иглу с загибом, он намного острее стандартного вышивального крючка, что помогает аккуратно и быстро прошивать ткань. Толщина игл зависит от выбранного для вышивки материала – тонкие ткани требуют тончайших крючков, в то время как для плотных и тяжелых материй подойдут только массивные иглы.

На фотографии вы видите люневильский крючок на фоне рабочего процесса Сьюзан, автора блога «Plays with Needles». Сьюзан показывает ход вышивки в разных ракурсах, рекомендуем посмотреть ее рассказ с фотографиями на страничке «Getting Hooked: Tambour Beading Masterclass».

Вот что Сьюзан говорит о своих ощущениях от тамбурной вышивки:

«Слово «tambour» по-франзуски означает «барабан». это относится к тому, насколько плотно натягивается ткань на раму для работы.

Я принимала участие во многих мастер-классах и большинство из них были вариацией одного и того же. почти во всех использовались нитка и иголка. Даже если техника была совсем новой, нитка и иголка были мне уже знакомы. С тамбурным крючком (люневильским крючком) был совсем другой случай.

У тамбурной вышивки крючком есть свои особые характеристики:

— вы всегда работаете на изнаночной стороне («лицо» готовой вышивки смотрит вниз), поэтому когда вы пришиваете бисер или пайетки, вы фактически делаете это по изнанке и вам приходится практически работать наощупь, проверяя правильность строчки, или постоянно смотреть сквозь ткань (поэтому тамбурная вышивка часто выполняется на прозрачной ткани-основе);

— вместо иголки вы вышиваете крючком, а рабочая нить находится на изнанке. По лицевой стороне ткани вы выполняете петельки цепочки тамбурного шва, а бисер и блестки пришиваются по изнанке, именно поэтому нам приходится постоянно поворачивать работу для того, чтобы посмотреть, как проявляется на готовая вышивка;

— если вы правша, то ваша правая рука находится над рамой и вышивает крючком, а левая рука находится под рамой, управляя рабочей нитью и бисером (пайетками). Эта последовательность мне уже была знакома по японской вышивке, самым сложным было научиться пользоваться люневильским крючком.

Техника вышивания тамбурным крючком (люневильским крючком) заключается в том, чтобы правильно накручивать и поворачивать нить на крючке, а затем протягивать ее на лицевую сторону, закрепляя петелькой. Это просто сказать, а в реальности крючок у такого новичка как я все время постоянно цеплется то за ткань и за нить».

Люневильская вышивка: суть техники

Помимо люневильского крючка вам потребуются пяльцы или рама для натяжения ткани. Как уже выше рассказала Сьюзен, работа выполняется двумя руками, над и под тканью, причем сверху мастер видит только изнаночную часть. Ткань прошивается крючком вниз, снизу рука мастера подает нить, на которую нанизаны пайетки, бисер или бусины, если речь идет об объемной вышивке, либо только нить, если ткань украшается без дополнительных материалов. Важно отдавать предпочтение тонким, но прочным нитям, так как работа ведется «с катушки» и разрыв нити может повредить всю задумку.

Тамбурный шов делается достаточно просто:

1. На конце нити завязываем большой и прочный узел.

2. Крючок держим строго вертикально над тканью, под углом 90 градусов в правой руке. Нить подаем под тканью левой.

3. Аккуратно протыкаем ткань крючком, набрасываем на него петельку, натягивая нить поворачиваем рукоять против часовой стрелки и вытаскиваем ее наверх.

4. Наверху крючок поворачиваем обратно и начинаем вышивать, прокалывая ткань на равных расстояниях и постоянно поворачивая устройство.

5. Когда узор вышит – последний стежок фиксируется узлом с изнанки. Если ткань прозрачная, стоит делать это максимально аккуратно.

Применяется люневильская вышивка в различных областях. Простыми нитями можно расшивать домашний текстиль, в одежде применяется с добавлением бисера и бусин, пайеток и камней. Такой способ украшений выглядит дорого и оригинально, поэтому его часто предпочитают дизайнеры авторских и эксклюзивных вещей, в том числе и свадебных платьев. Отлично такая вышивка смотрится на сумках и обуви.

При кажущейся простоте это рукоделие имеет свои нюансы, на которые важно обращать внимание:

· Толщина крючка должна соответствовать плотности ткани.

· Нужно держать инструмент в рабочем состоянии. Если острие крючка затупится – вы рискуете повредить ткань.

· Материал должен быть плотно натянут на раму, иначе вышивка получится геометрически искаженной.

· Работа ведется с изнанки, поэтому нужно заранее наносить контур на ткань и безукоризненно следовать ему.

Люневильская вышивка: видео мастер-классы

Тамбурная вышивка люневильским крючком от школы вышивки университета Кентукки:

Основной стежок тамбурной вышивки от Мэри Корбет:

Люневильская вышивка крючком от Виктории Бойко в авторской интерпретации (бисер пришивается на «лицо» работы, а не на изнанку, как в классической люневильской вышивке):

Процесс пришивания блесток (пайеток) по «лицу» работы люневильским крючком:

Вышивка тамбурным швом при помощи обычного крючка:

Если соблюдать все тонкости, в готовом виде вышивка будет настолько красивой и аккуратной, что покорит сердце любого знатока!

Вышивка люневильским крючком

В прошлых статьях мы узнали, для чего используется люневильская вышивка и последовательность работ при создании изделий haute couture. Но мне часто задают вопросы: в чем ее преимущество перед другими способами вышивания и в чем ее отличия от той же самой, известной нам, тамбурной вышивки.

Считается, что вышивка крючком выполняется в 4 раза быстрее, чем те же операции с иглой! Я, конечно, не засекала, и, думаю, что мои результаты будут не такими оптимистичными, но глядя на профессиональных вышивальщиц, начинаешь в это верить.

В основе вышивки люневильским крючком, как впрочем, и другими крючками, лежит тамбурный шов. Поэтому да, по сути, тамбурная вышивка это и есть она. Но ее можно выполнять как иглой, так и крючком. Почему же она выполняется с изнанки? Тамбурный шов выглядит как цепочка равномерно повторяющихся стежков. Его часто используют при вышивке иглой с использованием контрастных нитей.

В нашем случае цепочка располагается на изнаночной стороне изделия, так, чтобы все декоративные элементы (бисер, пайетки, стеклярус и др.), можно было прикрепить с другой стороны. В данном случае крючок во время работы находится с одной стороны — изнаночной, а нить, наоборот, с лицевой. Крючок, проходя сквозь ткань с одной стороны, цепляет нить с другой, образуя петлю, продевает ее обратно сквозь ткань.

Таким образом, нить со всеми декоративными элементами всегда находится с одной стороны вышивки, а крючок с другой, образуя только петли. В теории все звучит дико, но на деле все гораздо проще) Стоит только посмотреть пару роликов о данной технике вышивки.

По сути вот и ответ на вопрос о преимуществах использования крючка. При том же шве с использованием иглы, чтобы пришить бусину, мы делаем несколько движений, чтобы закрепить ее на поверхности ткани, когда же одним движением и поворотом крючка мы можем сделать все то же самое.

Вышивка люневильским крючком для начинающих своими руками, инструкции, уроки

Вышивка люневильским крючком стала популярным увлечением во Франции с 1865 года. С тех пор создание красивых узоров из тонких нитей стало искусством. Начинающим мастерам для создания качественной вышивки важно ознакомиться с основными техниками, понять, как правильно работать с крючком, а также научиться подбирать материал.

Особенности люневильского крючка и работы с ним

Люневильский крючок – это особое приспособление для тонкой вышивки на лёгких полотнах. Инструмент не похож на крючок для вязания или гобеленовую иглу, это нечто среднее. Крючок имеет деревянную рукоятку с механизмом фиксации для металлической части.

Из металла выполнен рабочий фрагмент инструмента. Тонкое основание имеет изгиб на конце, напоминающий крючок. Угол изгиба остро заточен, чтобы легко протыкать ткань. В месте крепления к рукоятке на крючке есть специальные углубления.

Крючок имеет несколько особенностей:

  • Работать при помощи инструмента нужно на ткани, которую предварительно растягивают в раме. Чтобы вышивать быстро и качественно, нужны 2 свободные руки.
  • Чтобы научиться выполнять вышивку крючком с добавлением бисера или пайеток, необходим навык. Даже опытные мастера испытывают трудности.
  • Для каждого вида полотна используется крючок определённого размера.

Некоторые фрагменты вышивки невозможно оформить при помощи этого приспособления.

Какие материалы, инструменты используются в работе?

Для создания красивой люневильской вышивки недостаточно иметь крючок и ткань.

Для работы необходимы:

  • тонкие иглы разного диаметра;
  • пяльцы и рамы с держателями, чтобы освободить руки;
  • прочные нити разных цветов;
  • ножницы;
  • специальные маркеры для разметки;
  • бисер, стеклярус и пайтеки для украшения;
  • трафареты.

Важно чтобы все материалы были качественными и чистыми. Люневильская вышивка – это тончайшая работа, которая не терпит помарок и ошибок. Трафареты можно схематично рисовать от руки или взять картинки из интернета.

Выбор крючка

Крючок для люневильской вышивки нужно правильно подбирать. Толщина иглы зависит от типа нитей, а также от плотности ткани. Для удобной работы важно приобретать качественный материал. Среди мировых производителей, опытные мастера отмечают, что самые надёжные инструменты изготавливают во Франции, Германии и Америке.

Начинающим нужно знать, что крючки разного производства могут иметь один номер, но отличаться по толщине. Наиболее популярными считаются французские крючки, поэтому дальнейшие описания с нумерацией будут основываться на них.

Посмотрев таблицу ниже, можно легко определить соответствие крючка для разных типов нитей:

№ 70 № 80 № 90 № 110-120
Тонкие нити и фиксация украшений. Фиксация пайеток тонкими нитями, вышивка люрексом, вискозной нитью и крепление рубки. Швейные нити, мулине, шелковые, металлизированные. Фиксация бисера и бусин. Отделочные нити, швейные, мулине.

Крючки можно приобрести в магазинах для творчества или заказать в интернете.

Выбор текстиля для основы

Вышивка люневильским крючком для начинающих и опытных мастеров может осуществляется на полотнах разной плотности.

Популярнее всех следующие виды ткани:

  • Креп, который используют для пошива штор.
  • Полиэстровая органза.
  • Комбинированная органаза (шёлк + х\б).
  • Шёлковая органза.

Также вышивку можно делать на итальянской сетке, которую называют «сетка для голых платьев». Этот материал средний по жесткости, не растягивается и состоит из мелких шестигранных ячеек. Для вышивки узора с бисером и бусинами рекомендуется брать плотную ткань, например, бархат или батист.

Важно обращать внимание на качество ткани. Перед покупкой полотно нужно осмотреть, на нём не должно быть затяжек и мелких дырочек.

Подбор нитей

Для изящной вышивки нужны прочные нити. Их структура не должна быть слишком мягкой, в противном случае тонкая игла расщепляет нить или обрывает её. На слишком гладких нитях плохо держатся узелки, они соскальзывают и меняют месторасположения, либо вовсе распускаются. Рукодельницы пользуются материалами проверенных марок.

В таблице ниже можно найти названия и характеристики нитей, подходящих для люневильской вышивки:

Название марки Характеристики
Fil Au Chinois Нити тонкие и крепкие. Переливаются на свету, не спутываются. Структура плотная. Поэтому они не расщепляются и не рвутся. Производитель предлагает большой ассортимент цветов, от ярких до пастельных оттенков.
Madeira Существует 2 вида: из хлопка и шёлка. Первый вариант предназначен для фактурной вышивки и работать с такой нитью сложнее. Шёлковые нитки подходят для гладкой вышивки.
Gutermann Опытные мастера советуют начинающим работать с нитями этой фирмы №110. Материал крепкий и скользкий, узлы держатся крепко.
Adele Эти нити выпускают специально для люневильской вышивки. Палитра состоит из разных металлизированных оттенков. Нити хорошо блестят, в ассортименте есть цвета «хамелеоны».

Работать простыми швейными нитями сложно. В основном их используют для фиксации бусин и бисера. Наиболее подходящими для вышивки считаются нити из вискозы. Они прочны и не склонны к спутыванию.

Мастер-класс люневильской вышивки для начинающих

Вышивка люневильским крючком для начинающих основывается на изучении главных техник и приёмов. Сначала нужно потренироваться на отдельных отрезках ткани. Опытные мастера советуют начинающим попробовать разные полотна, крючки и нити, чтобы найти наиболее подходящие варианты для себя. Ниже представлены подробные описания нескольких методик вышивки.

Тамбурная шовная методика

Тамбурный шов представляет собой линию из петель, продетых друг в друга. Чаще всего эту технику используют для оформления контуров и создания витиеватых узоров.

Как выполнить такой шов:

  1. Крючок держат вертикально и прокалывают ткань в том месте, где будет начинаться вышивка.
  2. Важно следить за тем, в какую сторону смотрит изгиб крючка. Знающие рукодельницы рекомендуют ориентироваться по ручке винтового фиксатора. Иглу заранее устанавливают так, чтобы изгиб крючка и винт «смотрели» в 1 сторону. Прокалывая материю, крючок должен «смотреть» вперёд.
  3. Нить заводят снизу, под тканью. Её нужно слегка натянуть накинув на указательный и большой палец. Конец придерживают мизинцем.
  4. Крючком нить подцепляют и аккуратно вытягивают на поверхность. Когда крючок будет подходить к ткани снизу, его следует развернуть в обратном направлении, на себя.
  5. Следующий прокол делают, отступив от первого 1-4 мм. Начинающим нужно делать стежки побольше, чтобы нити хорошо были видны.
  6. Крючок снова разворачивают от себя, внизу под тканью нить обматывают вокруг иглы 1 раз, против часовой стрелки.
  7. Нить нужно снова вывести на поверхность, плавно развернув крючок на себя.
  8. Получившуюся петлю вытягивают и сразу же плавно меняют положение крючка, развернув его вперёд.
  9. Третий прокол делают аналогично. Вышивка продолжается до конца.

Очень важно следить за положением крючка и не забывать его поворачивать. Если инструмент постоянно будет направлен в 1 сторону, то в ткани образуются неровные отверстия, а нити будут обрываться.

Как избежать дыр?

Вышивка люневильским крючком для начинающих может показаться трудной, так как в процессе на тонкой ткани могут образовываться дырки и затяжки. Чтобы избежать их появления, нужно аккуратно вытаскивать крючок. Если остриё зацепилось за волокно, ни в коем случае нельзя тянуть или дёргать инструмент вверх.

Вывод крючка с изнанки на лицевую сторону должен быть плавным. Следует правильно держать его и поворачивать в нужном направлении. Если волокно начало расслаиваться, инструмент нужно плавно опустить назад, поправить пальцами ткань и снова осторожно вытянуть нить наружу.

Техника вышивания бисером

Иногда начинающим сложно научиться пришивать бисер крючком, поэтому они пользуются тонкой иглой. Опытные мастера рекомендуют не оставлять без внимания этот способ украшения изделий. Вышивать бисером при помощи крючка намного удобнее и быстрее, главное – потренироваться.

Для начала нужно взять бисер покрупнее, например, 9\0. Обычно его не используют для готовых работ, но для развития навыка пригодится.

Пошаговая инструкция:

  1. Нить нужно закрепить на ткани. Для этого 1 прокол делают впереди начальной точки вышивки на 2 мм. Нить протягивают и удерживают пальцами правой руки. Следующий прокол делают в начальной точке и зацепляют нить снизу, выводят наружу. Дальше прошивают маленькими стежками делая 1 шаг вперёд и 1 назад. Узел затягивают.
  2. На оставшийся с изнанки конец нити нанизывают бисер. Нынешняя изнанка будет лицевой стороной в будущем, поэтому бисер будет крепиться там.
  3. Теперь иглу вводят вниз, но перед тем как зацепить нить для вывода, указательным пальцем левой руки аккуратно подают 1 бисерину. Её нужно пододвинуть как можно ближе к ткани, а затем выполнить обычный тамбурный шов.

Таким образом создаётся вышивка бисером. Стежки повторяются до завершения работы. Точно так же на нить нанизывают стеклярус, рубку и мелкий бисер. Когда начинающий мастер научится аккуратно работать с крупными бусинами, можно переходить на материал размером 11\0 и 13\0.

Техника французской вышивки

Французская техника позволяет заполнить контур рисунка тамбурным швом так, чтобы получилась структура, напоминающая вышивку гладью. Этот метод используют для создания цветной люневилской вышивки. Начинающим нужно попробовать сделать плавный переход цветов, поэтому для работы нужно взять нити близких оттенков, например, синий и голубой.

Как работать во французской технике:

  1. Начинающим нужно потренироваться на заполнении простых форм, например, прямоугольника размеров 3х3 см. Его переносят на натянутую ткань.
  2. Заполнять фигуру нужно вдоль, поэтому игла вводится в правый нижний угол. Синюю нить закрепляют узелком.
  3. Первый ряд, то есть, 1 из сторон до середины прошивают тамбурным стежком. Последняя петля в ряду должна быть чуть больше остальных, поэтому её вытягивают и возвращают крючок назад, начиная 2 ряд с обратной стороны.
  4. Затем применяют обычные стежки, разворачиваются и выполняют 3 ряд, где последний стежок также вытягивают.
  5. Вытянутые петли не должны быть ровными, их нужно размещать ниже и выше.
  6. Когда половина прямоугольника будет полностью вышита от края до края, берут голубую нить и проделывают аналогичную работу, с другой стороны.
  7. Вытянутые петли нужно располагать в промежутках между синими.

Должен получиться прямоугольник, в середине которого синий цвет плавно переходит в голубой, как градиент.

Инструкция по вышивке брошей из бисера и пайеток

Для изготовления броши потребуется трафарет. Вышивка выполняется на тонкой прозрачной ткани, опытные мастера советуют приобрести жесткую сетку, которая хорошо держит форму. Выбранный рисунок распечатывают на обычной бумаге, подкладывают под ткань и обводят водорастворимым маркером или простым карандашом.

Кроме ткани и шаблона, потребуются:

  • фетр;
  • картон;
  • нити;
  • бисер;
  • пайетки;
  • ножницы;
  • крючок.

Конуры заполняют бисером и вышивкой нитью. Пайетки прикрепляют так же, как бисер, задавая им нужное направление. Цвета всех материалов должны гармонировать между собой. Когда работа на сетке будет окончена, вышивку аккуратно вырезают из сетки, оставляя 5 мм по краям, для швов.

Из картона вырезают подложку, она потребуется для придания изделию, и точно такую же форму нужно вырезать из фетра. Между вышивкой и фетром подкладывают картон и аккуратно пришивают половинки друг к другу. Остаётся только закрепить застёжку.

Инструкция по украшению сумочки-мешка бисером нежных тонов

Ткань, из которой изготовлена сумочка, должна быть не слишком плотной, чтобы крючок легко проходил сквозь неё. Также нужно подобрать пяльцы, подходящие по размеру. Сумку выворачивают наизнанку, а сторону на которой должен располагаться бисер натягивают на раму.

Дальше нужно нанести схематичный рисунок на материал и начать вышивку. Начинающим не следует браться за сложные узоры сразу. Лучше придумать композицию, состоящую из 1 линии, например, цветочный мотив с витиеватыми стеблями и простыми лепестками и листьями. Работать с готовым изделием сложнее, поэтому можно сшить сумочку самостоятельно.

Для её создания потребуется:

  • швейная машинка;
  • пяльцы;
  • ткань для пэчворка;
  • шнур для завязок;
  • портновские булавки.

Для вышивки нужен бисер, подходящий по цвету, например, к розовой ткани подойдёт белый, бежевый и изумрудный. Нити похожих оттенков и крючок.

Инструкция:

  1. Из ткани выкраивают прямоугольник с припусками для швов и канавки под шнурок. Для небольшого изделия размер выкройки – 15х38 см.
  2. Одну из сторон заправляют в пяльцы, наносят рисунок и вышивают узор.
  3. После окончания вышивки прямоугольник складывают пополам. Изнаночной стороной наружу и прошивают боковые стороны так, чтобы осталось 3-4 см сверху.
  4. Оставшиеся края подгибают, фиксируют портновскими булавками и прошивают. Затем прострачивают боковые швы до конца, оставив в канавке отверстия с двух сторон.
  5. Вдевают шнур и затягивают.

Сумка-мешок, украшенная люневильской вышивкой готова.

Идеи для люневильского крючка со схемами и рисунками

Вышивка люневильским крючком для начинающих, после упорных тренировок становится более понятной и простой. Когда стежки стали получаться быстро и ровно, нужны идеи для создания полноценных узоров. Чаще всего рукодельницы выполняют свои первые работы в виде кружевных узоров с цветочными мотивами.

Шаблоны для перенесения рисунка можно рисовать самостоятельно, или распечатывать на обычной бумаге, а потом переносить на ткань. Сначала нужно обратить внимание на контурные схемы. В этих рисунках присутствуют только очертания. По ним вышивают тамбурным швом или бисером в 1 ряд. Работа с такими трафаретами поможет научиться соблюдать пропорции и вышивать плавные изгибы.

Постепенно можно переходить на контуры, где линий больше, и они пересекаются между собой. Приступая к новой вышивке, нужно стараться брать рисунок чуть сложнее предыдущего, чтобы тренировать свои навыки. В комбинированных стилях, где сочетается французская и тамбурная техника с добавлением пайеток и бисера, можно работать после того, как контурные схемы начнут казаться очень простыми.

Идеи для отделки одежды

На одежду из плотной ткани рисунок переносится путём вырезания с сетки. Готовую вышивку пришивают к вещам. Работать люневильским крючком можно только на подходящих материях. Если одежда изготовлена из хлопка, ситца, трикотажа или шифона, то можно вышивать прямо на ней.

На тонких блузах можно красиво оформлять воротники и манжеты. Трикотажные майки украсят узоры во французской технике. На карманы джинсов можно пришить необычный узор из бисера. Но чаще всего люневильской вышивкой украшают платья. Подолы расшивают кружевом и делают цветочные узоры из бусин и пайеток.

Особенно красиво такая вышивка смотрится на свадебных нарядах. Профессиональные кутюрье часто прибегают к такому способу украшений, а более дорогие платья декорируют не простым бисером, а драгоценными камнями.

Советы рукодельницам

Чтобы вышивка быстрее освоить вышивку люневильским крючком, нужно соблюдать несколько рекомендаций:

  • Глазам нужно отдыхать, поэтому каждые 40 мин работы нужно делать перерыв на 10-20 мин. Лучше всего в это время сделать специальные упражнения, которые снизят напряжение зрения.
  • Осваивая первые стяжки, не рекомендуется использовать чёрные нити на белой ткани. Такой контраст заставляет глаза сильно напрягаться. Лучше взять для работы нити пастельных оттенков, голубе, розовые, лиловые.
  • Если шов не удался, его можно аккуратно распустить. Отверстия нужно разгладить пальцами, а для новой попытки лучше использовать свежую нить.
  • Так как ткань для работы прозрачная, фон за ней может влиять на напряжение зрения. Чтобы исправить ситуацию, на колени можно положить белое полотенце, а если вышивка из белых нитей, то наоборот, тёмное.
  • Чтобы ткань на пяльцах была растянута семерично и не соскальзывала, можно между рамой и материалом положить небольшие отрезки фетра. Так материя будет закреплена надёжнее.
  • Пришивая бисер, не нужно располагать его слишком близко друг к другу. Из-за натяжения нити, после снятия ткани с пялец. Рисунок может деформироваться.

Начинающим важно не торопиться. Вышивка люневильским крючком требует терпения и аккуратности. Для того чтобы создавать красивые узоры нужно упорно тренироваться, подбирать качественный материал и соблюдать рекомендации опытных мастеров.

При правильном подходе вышивка в люневильской технике может стать не только приятным хобби, но и способом самовыражения, а также приносить дополнительный доход.

Секреты люневильской вышивки крючком, её особенности и технические вариации

Люневильская вышивка – метод вышивания, пришедший из Франции. Его выполнение происходит пайетками ,контрастными нитками, либо бисерными принадлежностями, с использованием люневильского крючка.

Люневильский крючок значительно отличается от стандартного вязального, и состоит из двух комплектующих:

Крючковая иголка выпускается с немного нестандартной головкой, которая слегка островата , сравнительно с вязальным крючком. Стоит заметить, что для вышивания используются полупрозрачные или немного плотные ткани, поэтому отталкиваясь от этого, тонкие или толстые иглы нужно периодически менять.

На крючковой рукоятке есть специализированный указатель, помогающий рукодельнице определять правильный захват, контроль нитевого удержания, расположение прорези язычка и т. д.

Вышивка люневильским крючком, чаще всего происходит тамбурным стежком. Визуально он подобен связанной между собой стежочной цепочке.

Использование технологии люнвильской вышивки выполняется на различных тканях. Особенно красиво получается кружевная картина на тонкой шёлковой, либо батистовой ткани, с применением тамбурного вида шва. На грубоватых и плотных тканях (бархате, муслине) хорошо смотрится бисерный узор. При выполнении поставленной задачи требуется задействовать две руки, а также должно быть удобно. Для комфортной работы используются специальные пяльца либо гобеленовые рамные держатели.

Материалы для вышивания люневильским крючком

Прежде чем приступать к выполнению работы, следует подготовить все нужные приспособления:

• Пяльцы либо гобеленовый держатель

• Тканная основа (полотно произвольной плотности)

• Трафареты. С их помощью можно копировать изображение на тканную основу. Также многие применяют в этих целях смывающийся маркер, либо бумажная копирка

• Контрастные и металлизированные ниточки (чтобы вышивать фигуры, подобные золотистому, серебристому цвету)

• Стеклярус, пайетки , бисер, стразы

Вышивка тамбурной шовной методикой

Люневильская вышивка – несложная, но необычная работа, создающая простейшими способами шедевры. Сейчас можно редко увидеть рукодельницу, владеющую этой техникой. Однако среди известных дизайнеров однозначно есть мастерица, вышивающая свадебные платья невест, декорирования интерьера и украшения обуви.

Технический порядок тамбурного шва люневильским крючком:

1. Чтобы приступить к выполнению поставленной задачи, потребуется на нитевом кончике завязать крупный и прочный узел.

2. Для выполнения первичной петли, нужно крючок подводить под 90 наклоном, а используемую контрастную нитку подавать снизу.

3. Тамбурная вышивка люневильским крючком, полагает праворукое держание крючка, и леворукое — нитки.

4. При вышивании, особенно на тоненьких тканных основах, нужно аккуратно прокалывать полотно, бережно опуская крючок к низу.

5. Далее нужно набросить нитку на крючок, слегка натягивая её пальцами и перевернуть приспособление против часовой стрелки.

6. Надёжно зацепив петельку, крючок вместе с нитью вытаскивается на лицевую сторону, а крючок переворачивается обратно.

7. Далее требуется на небольшом расстоянии заново проколоть ткань, зацепить нитку и вытащить её, постоянно переворачивая крючок.

8. Таким образом, можно сделать целую цепочку стежков тамбурной методики, работая именно в этой последовательности.

9. По окончанию изготовления рукоделия следует закрепить ткань. Для проведения процедуры потребуется вывести её на изнанку и выполнить 3-5 петель. Обрезать.

Советы рукодельницам

• Если регулярно не переворачивать крючок «по» и «против» часовой стрелки, тогда он может местами разрывать ткань, и расслаивать нитки.

• Стежки идентичного размера, для сохранения целостности изображения.

• В случае проведения вышивания технологией бисерного тамбурного шва, требуется делать стежки, размером с используемую бисеринку.

• Работая с бисером, стразами, пайетками используется крепкая и тоненькая ниточка.

• Положено использовать однотонную рабочую нитку с вышиваемым полотном. Тогда она не будет просвечиваться через тканную основу.

Ещё с давних времен технология люневильской вышивки была популярна, а сейчас умение творить с помощью такого необыкновенного крючка сохранилась. С его помощью некоторые люди декорируют одежду, постельное бельё, свадебные наряды, расшивая их сверкающим бисером или нарядом. Чтобы не придумывать рисунок самостоятельно, выдумано множество схем и орнаментов, переносящихся на тканевую основу, с помощью копирки, либо смывающихся маркеров.

Люневильская вышивка бисером

Бисерная вышивка с помощью люневильской техники очень быстра и практична. Благодаря ей, можно за считанные секунды пришить бисеринку, без лишних манипуляций. Процесс вышивания бисером происходит так:

1. Для того чтобы край нитки не вылезал, его нужно «застопорить», надевая несколько бисеринок.

2. Далее действия крючком начинаются с изнанки. При вышивании, приспособление захватывает нить, возвращаясь в исходное положение.

3. Далее нужно определиться, где будет следующая петля? Для этого полотно переворачивается, туда помещается петля и предполагается расположение следующей петли.

4. Переворачивая ткань на лицевую сторону, требуется подвинуть бисеринку из уже помещённых на нить.

5. Следом за бисеринкой потребуется ввести люневильский крючок снизу вверх, обвить вокруг неё, и снова вернуть приспособление вниз.

6. В результате на изнанке образовалось 2 петли. Далее требуется соединить их в единую цепь, а для этого требуется во 2-ю петлю протянуть 1-ю, проворачиваю крючок по кругу.

7. Все следующие петли выполняются аналогичным способом. В результате, в лицевой зоне виднеется вереница из бисеринок, а с изнаночной – связанная цепочка петелек.

Сегодня технология вышивания люневильским крючком востребована, но известна не всем рукодельницам. Она встречается во многих предметах одежды, на красивых и кружевных подушках, свадебных принадлежностях невесты и, даже обуви. Кроме работы с использованием тамбурной и бисерной техник, также можно освоить ещё французскую методику люневильского вышивания, позволяющую создать роскошные украшения для одежды и домашнего текстиля.

Что же нужно для того, чтобы начать заниматься люневильской вышивкой?

Если Вы планируете работать с небольшими изделиями, можно остановить свой выбор на пяльцах. Но обязательно приобретите держатель к ним – в люневильской вышивке задействованы обе руки!

Но если Вы всерьёз хотите заниматься рукоделием, необходимо купить станок для вышивания. Он не только максимально удобен в работе, но и благодаря большому размеру поля для вышивания позволит воплотить все Ваши идеи, начиная от брошей или маленьких образцов для аппликаций, заканчивая вышивкой на крое изделия!

Станок состоит из рамы и подставок под раму. Отличный вариант и для домашнего использования! Подставки легко складываются и вместе с рамой приставляются к стене. Компактно и нет необходимости вновь запяливать ткань.

  1. Люневильский крючок.

Люневильский крючок представляет собой деревянную ручку с латунным наконечником, которая фиксирует иглу-крючок. Иглы подбираются в зависимости от толщины нитей и ткани, на которой будет располагаться вышивка. У опытных вышивальщиц в запасе целый набор игл и крючков, чтобы в процессе не отвлекаться на смену иглы.

  1. Основа из ткани.

Вышивать люневильским крючком можно на любом типе ткани — от сетки до тонкой кожи.
На этапе обучения мы рекомендуем выбрать один из следующих комфортных в работе типов ткани:

  • Органза – тонкая, жесткая прозрачная ткань;
  • Шифон – тонкая, лёгкая, прозрачная ткань;
  • Вуаль – тонкая, мягкая, матовая полупрозрачная ткань;
  • Сетка (фатин) средней жёсткости, неэластичная, или тянущаяся только в одном направлении.

На таких основах вышивка напоминает плетеное кружево и смотрится очень элегантно.

Плотные ткани — такие как бархат, льняное или хлопковое полотно — дают возможность использовать более крупные материалы (натуральные камни, фигурные стразы и т.д.)

  1. Материалы и инструменты для переноса узоров и изображений на ткань

В зависимости то типа ткани используют разные способы переноса рисунка. Рассмотрим основные:

  • Аппаратная перфорация или «метод припороха» — основной метод переноса рисунка на ткань, используемый в ведущих вышивальных ателье мира. Рисунок наносится на пергамент, перфорируется специальным аппаратом и через получившиеся отверстия наносится красящий состав (толченый мел, уголь, зубной порошок или синька) на ткань.

Способ подходит для всех типов тканей, кроме ворсовых и некоторых видов сетки.
В ручной перфорации технология аналогична, только в работе применяется шило или толстая игла.

  • « На просвет» — метод перевода рисунка через стекло, под которым находится источник света. Изображение переносится на ткань с помощью карандашей для текстиля, простого карандаша, исчезающего маркера, стирающейся ручки или с помощью гелевых ручек золотого и серебряного цветов (в случае, если этот цвет является основным в вышивке).

Такой метод переноса подходит для прозрачных, полупрозрачных и тонких тканей светлых тонов.

  • Намётка. Папиросная бумага с нанесенным изображением скрепляется с тканью. Мелкими наметочными стежками переводится рисунок. Далее бумага аккуратно удаляется и строчка на ткани служит ориентиром для вышивальщицы.

Метод подходит для любых тканей, особенно удобно применять для тканей с ворсом, с сетчатой или рыхлой структурой.

Копировальную бумагу мы не рекомендуем использовать, так как ей очень легко испачкать ткань.

  1. Нитки

Нитки для люневильской вышивки должны быть достаточно прочными, особенно в работе с острыми краями рубки и стеклярусов, и в то же время тонкими. Нитки выбирают в зависимости от композиционного и цветового решения будущей вышивки, а также цвета и типа используемой фурнитуры. Если Ваши нитки не пушатся, не расслаиваются, гладко скользят в процессе вышивания крючком – вы сделали удачный выбор!

  1. Фурнитура

Выбор безграничен! Всё зависит только от Вашей фантазии: бусины, бисер, рубка, пайетки, кюветки, стеклярус, стразы, канитель всевозможных цветов и размеров!

Для вышивки крючком рекомендуется покупать фурнитуру, нанизанную на нить, это сократит время предварительной подготовки. Рассыпную фурнитуру необходимо предварительно нанизать на катушку нитей того цвета, которым предполагается её крепить. Наиболее качественной фурнитурой для вышивки класса «haute couture» являются материалы производства Франции, Италии, Австрии, Чехии и Японии.

  1. ЖЕЛАНИЕ и ВРЕМЯ, СТАРАНИЕ и ТЕРПЕНИЕ, ВАША ФАНТАЗИЯ.

Наверное, самые главные вещи, с которыми у Вас 100% получится первая, самая ценная люневильская вышивка!

Старайтесь выбирать только качественные материалы, чтобы процесс доставлял удовольствие, а работа радовала Вас долгие годы, сохраняя форму, яркость и насыщенность!