ВЫШИВКА ЗОЛОТОМ ЗОЛОТЫМИ НИТЯМИ

Техника вышивки золотыми нитями, как научиться «драгоценному» шитью

Вышивка золотом золотыми нитями известна с древних времен. В наши дни она не утратила популярности, а завораживающие узоры продолжают украшать одежду и аксессуары.

Как называется вышивка золотыми нитками

Вышивка золотыми и серебряными нитями называется золотное шитье.

Первые упоминания о нем датируются вторым веком до нашей эры. На Руси искусство появилось позже. В старинных документах и летописях записи о золотном шитье появляются, начиная с 11 века.

Поначалу применялись тонкие проволоки из натурального металла, а работа выполнялась на дорогих тканях: бархате, парче, атласе, тафте. Стоимость изделий была высокой, а узоры украшали исключительно церковные принадлежности: образы, знамена, хоругви, иконостасы, наряды священнослужителей.

В 18-19 веках наступил пик популярности этого вида рукоделия. Драгоценные металлы начали заменяться более дешевыми волокнами, сделав цены доступнее. Золотистыми и серебряными узорами украшали сумочки, одежду, головные уборы зажиточных женщин и мужчин.

Сейчас этот вид рукоделия снова возрождается. Материалы стали доступнее, и заняться обучением может любой желающий.

Основные техники

Техника вышивки золотыми нитями отличается от глади или крестика. Существует несколько видов золотного шитья:

  • Китайское шитье. Металлические волокна прикрепляются к основе с помощью маленьких стежков шелковыми нитями. В зависимости от задумки, последние могут быть в тон или контрастными.
  • С настилом из шнурочка. Техника похожа на предыдущую. Различие состоит в подкладывании шнурочка для придания узору объема.
  • Сквозное шитье гладью. Расшитый узор имеет одинаковые плоские стежки на лицевой и изнаночной сторонах изделия.
  • Плоское шитье. Вышивка золотыми нитями на одежде и аксессуарах по этой технике требует использования настила. Стежки делаются вперед и назад. После этого нитка закрепляется рядом с подложкой.
  • «Фантазия». Начинать обучение вышивке золотой нитью на мастер-классах рекомендуют с этого вида, так как он самый простой в исполнении. Узор украшается жемчугом, бисером, пайетками и другим декором, способным сделать готовую работу необычнее и скрыть возможные недостатки.

Урок 4 Работа с Японской нитью Золотая вышивка

Вышивка золотой нитью для начинающих выглядит сложным и трудоемким процессом. Это действительно так, но результат стоит приложенных усилий.

Как научиться вышивать

Вышивать золотой нитью можно научиться на специальных мастер-классах. Инструкторы ознакомят с историей появления этого вида рукоделия, тонкостями выполнения работы своими руками и пошаговым руководством действий. В качестве примера такого Master Class можно вспомнить о «Вышивке от кутюр золотой нитью» Валентины Рожковой.

Существуют и онлайн-МК. Видео помогут самостоятельно освоить старинный вид творчества по урокам «От кутюр» Рожковой или других мастериц.

Ремесло 62: Золотошвейка

Схемы вышивки золотыми нитями можно найти в интернете. Для работы также понадобятся:

  • тонкие нитки gold и silver под номерами 20, 30, 40;
  • иглы;
  • наперстки;
  • ножницы;
  • витейка;
  • шило;
  • пяльцы;
  • калька.

Инструменты можно купить по-отдельности или заказать набор, включающий все необходимое для новичка, в том числе простые схемы с фото готовых работ.

Вот несколько мастер-классов по основным техникам.

Вышивка на подложке:

Вышивка по настилу:

Обучаться золотному шитью лучше на плотной хлопковой ткани. Позже можно будет показать свое мастерство на украшении сумок, одежды.

Золотное шитьё: азы «драгоценного рукоделия» для начинающих

Изначально этот вид вышивки был по‑настоящему драгоценным — он выполнялся золотом и серебром. Сегодня используют металлизированные нитки и шнур , шёлк , «ирис» — результат всё равно выглядит роскошно.

Драгоценное шитьё: история

Золотое, или золотное, шитье — это особая техника ручной вышивки, известная с древности. Как правило, для золотого шитья применяются металлизированные золотые и серебряные нити, канитель (очень тонкая металлическая нить для вышивания), трунцал (металлическая граненая нить из проволоки плоского сечения, закрученная в спираль пятиугольной формы), а также жемчуг, бисер, пайетки.

Вышивка-золотые нити- натуральные ткани

Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э. — согласно преданию, оно возникло в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) и оттуда пришло к римлянам. На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века.

Разные виды нитей для этого вида шитья делали из золота и серебра. Металл выделывали в очень тонкую проволоку, которой по спирали обвивали льняные или шёлковые нити, или пользовались для шитья непосредственно самой проволокой. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже, украшали жемчугом и самоцветами. Понятно, что и материалы для работы, и готовые изделия получались очень дорогими. Сохранившиеся с XV века работы — это в первую очередь церковные принадлежности, иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.

Металлическая нить получалась довольно хрупкой, ею было сложно вышивать, как обычными нитками, продевая сквозь ткань. Поэтому нить укладывалась на лицевой стороне ткани по узору и прикреплялась шёлковой нитью — либо в цвет металла, либо контрастной. Получались настоящие вышитые картины, либо сияющие монохромные, либо разноцветные, красочные.

22 редких и необычных вида рукоделия

Золотное шитьё сегодня

На сегодняшний день золотное шитьё в немалой степени стало светским видом рукодельного искусства. Мастерские такого шитья сохранились (и возрождаются) и при монастырях, но всё шире оно применяется для декорирования одежды и аксессуаров, создания украшений, картин, выполнения отделки и так далее.

По большей части сейчас при золотном шитье используются не «драгоценные», а металлизированные, созданные фабричным способом нити. Кстати, золотным вместо золотого этот вид шитья стал называться именно из-за замены настоящих золотых нитей нитями «под золото». Современные нитки уже не такие хрупкие, как много веков назад, но одна из основных техник остаётся прежней: основная нить (шнур) укладывается по узору и прихватывается более тонкой вспомогательной ниткой. Чтобы узор получился объёмным, под металлизированную нить подкладывается подложка из тонкого картона, сукна, кожи, верёвки. Украшается вышивка жемчугом, бисером, стеклярусом, бусинами, пайетками, даже пуговицами.

Фото: imperiya. by

Надо сказать, что умение шить золотом в прежние времена ценилось очень дорого — во многом этот вид рукоделия граничит с искусством, кроме того, требует большого внимания, усидчивости, точности. И на сегодня золотное шитьё — один из самых трудоёмких видов рукоделия. Чтобы достичь вершин мастерства, ему учатся от нескольких недель до нескольких лет на курсах, в специальных школах и даже в вузах. Но освоить азы этого искусства, достаточные, чтобы создавать и украшать вещи, можно и самостоятельно.

Белая вышивка и ришелье: мастер-класс для начинающих

Золотное шитьё: учимся азам

1. Ткань
Начинать учиться лучше на плотной льняной или хлопчатобумажной ткани.
2. Пяльца
Для золотного шитья используются прямоугольные пяльца — нужно, чтобы ткань была натянута на них хорошо и равномерно. В идеале подойдёт вышивальный станок — прямоугольная конструкция, располагающая запяленную ткань на некотором расстоянии от стола: так руки получают одновременный доступ и к лицевой, и к изнаночной стороне вышивки, для золотного шитья это важно. Вариант — деревянная рама, на которую натянута ткань (можно заказать такую в художественной мастерской или натянуть ткань самостоятельно, воспользовавшись кнопками).
3. Нитки:
— вышивальная кручёная нить — ирис, шелковый гарус, шелк строчевой и др.;
— золотная нить — металлизированная нитка или тонкий металлизированный шнурок;
— вспомогательная нить — крепкая шелковая, х/б, синтетическая нитка.
4. Материал для создания объёма, или для настила
Чтобы вышивка получалась выпуклой, под нитки подкладывают специально вырезанные кусочки картона, сукна, драпа, кожи. Для тонких объёмных деталей подойдут кусочки верёвки, бечёвки, пучки мулине. Иногда после создания объёма рельефный рисунок обтягивают х/б трикотажем (необязательно, однако такой способ позволяет потом шить более чисто).
5. Иглы
Иглы вышивальные № 1−2, игла для тонкого шелка с маленьким ушком, большая игла, иглы для бисера (если вы планируете украшать им вышивку).
6. Материалы для украшения
Бисер, бусины, пайетки и так далее.
7. Обычные и вспомогательные инструменты для вышивания
Ножницы, ножик, напёрсток, карандаш/фломастер для нанесения на ткань узора, воск (поможет ниткам лучше скользить), клей для ткани, витейки (особая плоская или квадратная катушка, на которую наматывается рабочая нитка — такую катушку удобно класть на плоскость работы).

Последовательность работы

1. Определитесь с рисунком и размером вышивки. Подберите ткань, основные (намотайте их на витейки) и вспомогательные нитки, материалы для украшения.
2. Натяните ткань на пяльцы или подрамник. Последовательность натягивания краёв — на картинке.

3. Нанесите рисунок на ткань.
4. Если вы будете делать рельефную, или высокую, вышивку, подготовьте подложки: переведите рисунок будущих выпуклых частей узора на картон (сукно, драп), вырежьте, аккуратно приклейте подложки к ткани для вышивки или пришейте несколькими стежками. Также объём можно создать с помощью верёвочки, уложенной в узор и прикреплённой к ткани несколькими стежками.
5. Далее следует сам процесс вышивки. Стежков и способов вышивки в золотном шитье много. Вашему вниманию — три видео, объясняющие основные принципы.

Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

Золотая вышивка в наше время так же популярна, как и в древности. Одежда с такой вышивкой выглядит особенно нарядно и богато. Вышивка золотом подчеркивает VIP статус компании, поднимает ее престиж и репутацию.

Машинная вышивка золотом

Раньше золотые картины и узоры создавались мастерицами только вручную, однако сегодня стремительное развитие техники позволяет выполнять вышивку золотыми нитями на вышивальных машинах.

Компьютерная вышивка выглядит намного аккуратнее ручной, а также благодаря ей значительно сократилось время создания шедевров и стало возможным производить тиражированные изделия с вышитым логотипом для крупных организаций.

Кроме того, теперь она доступна всем!

В своем производстве используем различные оттенки золотистых, а также других металлизированных ниток, что позволяет нам создавать картины волшебной красоты. К тому же, вышиваем и золотым шнуром.

Дополнить вышивку можно разными стразами, бисерами, жемчугами и пайетками. А с помощью техники вышивания 3D можно придать ей дополнительный объем. Вышиваем на ткани и готовых изделиях, одежде и текстильных изделиях.

Изготовляем нашивки и шевроны, гербы, знамена и эмблемы. Для подарка отлично подойдут вышитые имена и инициалы золотой нитью на халатах и полотенцах, тапочках, подушках и на других сувенирах.

Вышиваем как на ваших вещах, так и на закупленных специально для вас изделиях.

Мы выполняем заказы от 1 экземпляра. Оптовым же заказчикам всегда предоставляем скидки.

Немного истории

Возникла и развивалась золотая вышивка еще в древние времена – на Востоке. За красоту и роскошность называли ее царской вышивкой. Украшали только царские вещи и вещи знатных сословий.

Позже золотая вышивка с Востока пришла к нам. Однако сначала она не пользовалась особой популярностью, так как ее могли позволить себе не все, а только богатые и знатные люди, поскольку вышивка правда была дорогой, потому что использовали настоящую золотую тоненькую проволоку. Кроме того, техника вышивания была достаточно сложной и требовала специального мастерства.

Только после принятия Христианства золотошвейное рукоделие начало развиваться. В это время его очень ценили! Золотыми нитями украшали одежду церковных служителей, элементы в интерьере, иконы и другие церковные предметы.

Постепенно золотом стали украшать свою одежду и предметы быта короли, графы, князя и императоры. А после того как в дальнейшем заменили настоящий металл на металлическую позолоченную нить данное искусство стало дешевле и доступным многим. Богатые люди также начали расшивать свои вещи золотом. В крестьянских же домах такую вышивку можно было встретить очень редко.

С изобретением первой швейной машинки выполнение золотой вышивки стало намного легче, и она стала намного востребованной. Даже стали открываться ателье.

Особенно прославились, как крупные ремесленные центры по золотошвейному мастерству, города: Городец, Торжок, Арзамас, Лысково и Дивеево.

Как заказать вышивку золотом?

Чтобы сделать заказ нужно отправить на нашу эл. почту uni-all@yandex.ru запрос с указанием количества экземпляров, а также приложить эскиз или набросок. Наши менеджеры посчитают стоимость вышивки и свяжутся с вами. Также можете просто позвонить нам по телефону 8 (925) 506-31-88

Православная тема в народном искусстве России. Часть 3. Золотная вышивка

Золотное шитьё – вышивка золотой и серебряной нитью – очень древний вид рукоделия. Самые первые сведения о золотом шитьё относятся ко II веку до н.э., когда в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) правил Атталу. Согласно преданию, именно оттуда и пришла к римлянам атталинская вышивка – так тогда называлось шитьё золотой нитью.

Выделывали металлическую нить особым способом – волочением, получали тончайшую проволоку, которую называли волочёное золото (или серебро). Обвивая вручную этой проволокой льняную нить, получали спрядённую нить, которую так и называли прядёной.

Позже стали изготавливать прядёную нить из волочёного золота, серебра и золочёного серебра с шёлком. Такая нить получила название «скань».

На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI в., но особенно много описаний и даже изделий сохранилось с XV в.

Изделия, относящиеся к этому времени, представляют собой различные церковные принадлежности (покровцы и покрова, пелены, плащаницы, завесы и пр.), а также иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.

Золотошвейные работы выполнялись в те далекие времена в монастырях. В XV в. золотое шитьё стали применять и для украшения одежды богатого люда.

На вышитых изделиях часто встречаются имена владельцев мастерских, которые свидетельствуют, что и при дворах князей, бояр, богатых торговцев уже существовали свои мастерские – «светлицы», где работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы.

Ведущее положение с конца XV в. занимали московские великокняжеские «светлицы», которые в конце XVI в. получили название «царицыных светличных палат».

Золотное шитье, возникшее на Руси с принятием христианства (988 г.), сформировалось, как и иконопись,
под непосредственным влиянием Византии. «Золотошвейка» А.Шилов.

К ХVIII в. в России сложилось несколько центров, где процветало и развивалось искусство шитья золотными нитями.

На севере это Олонец и Каргополь, на северо-западе – Торопец, Псков и Торжок, в центральной части страны – Арзамас, Лысково и Городец, представляющие одну из самых ярких и малоизвестных страниц традиционной народной художественной культуры Нижегородской земли. Время ее возникновения теряется в веках, а бытовала она вплоть до начала ХХ в.

В собрании Эрмитажа хранятся образцы костюмов русских придворных костюмов ХVIII–XIX вв., вышитых золотыми нитями, украшенных золото-серебряным кружевом.

ГОРОДЕЦКАЯ ЗОЛОТНАЯ ВЫШИВКА

Городецкая золотная вышивка традиционно отличается необыкновенным многообразием технических приёмов. Изначально вышивка пришла в нижегородский край вместе со старообрядцами и продолжила традиции древнерусского шитья. Во второй половине XIX в. пышные узоры, напоминающие золотошвейные мотивы XVI – XVII вв., сменили натуралистические рисунки с изображением роз, лилий, шиповника, заимствованные из печатных изданий. В отличие от торжокской вышивки, нижегородское золотное шитье не имело сложной фактурной разработки поверхности. Небольшие формы растительного узора заполнялись золотой или серебряной нитью с помощью гладевых стежков, которые укладывали по контуру узора ровным плотным слоем. Подобной вышивкой украшали праздничные женские сарафаны, головные уборы, платки и косынки.

Излюбленные мотивы золотного шитья – цветы-розетки, раскрытые розы, листья, грозди винограда. Особенно часто в строчевых узорах встречаются изображения птицы-павы, барса.

Освоить технологию этого вида вышивки могла далеко не каждая мастерица. Орнаменты золотного шитья вышивались по вырезанному из бересты шаблону – «карте».

После того как «карту» зашивали металлическими (золотыми или серебряными) нитями узор приобретал четкие очертания и рельефные формы.

Мастерицы Городца славились своим умением украшать золотным шитьём платки, сарафаны, душегреи, предметы культового обихода.

Ткани – шёлковые, шерстяные, бархатные – отбирались особенных тонов – лиловые, сиреневые, чёрные, вишнёвые, реже – белые, что придавало изделиям особенную изысканность.

В орнаменте городецких вышивальщиц нередко присутствовала виноградная гроздь – символ благополучия.

Следует отметить, что золото применялось для изготовления нитей лишь в глубокой древности. Со временем оно заменялось либо тонкой позолотой металлической основы, либо материалами, имитирующими золото. Потому вышивка называется «золотная», то есть изображающая драгоценный металл.

  • Душегрея

Платок головной. Первая половина XIX в.

  1. Головной убор с золотным шитьём
  2. Головной убор с золотным шитьём

Объемная вышивка. Брошь. «Физалис-золотой» авторская работа. Мастер-класс. Zauresh Janabayeva.

Русский головной убор. Небольшие формы растительного узора заполнялись золотой или серебряной нитью с помощью гладевых стежков, которые укладывали по контуру узора ровным плотным слоем.

  • Панно: Сказки Александра Сергеевича Пушкина
  • Панно: Герб Москвы
  • Архангел Михаил, святые Варвара и Ульяна

Благовещение. XVIII — XIX вв.

  1. Плащаница Успения Божией Матери

«Малый» саккос. Атлас, камка, тафта, шелковые, серебряные и золотные волочёные нити, жемчуг. XIV в.

«Большой» саккос. Атлас, тафта, шёлковые, серебряные и золотные волочёные нити, жемчуг, серебро. XV в.
Принадлежал митрополиту Фотию.

Деисус. XVII в. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

(Продолжение во второй части «Золотная вышивка»)

Егория гуру

  • Активность: 39k
  • Репутация: 2490
  • Пол: Женщина

Егория гуру

История появления и развития золотого шитья на Руси

Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных ювелирных украшений, предметов религиозного назначения, всевозможных статуэток, кубков, им украшались оружие и доспехи знатных рыцарей, отливались различные бытовые предметы для королевских фамилий и вельмож. Но кроме всего этого, золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности, на первый взгляд, не имеющей с этим благородным металлом ничего общего – это вышивка и шитьё золотой нитью элементов одежды.

Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных ювелирных украшений, предметов религиозного назначения, всевозможных статуэток, кубков, им украшались оружие и доспехи знатных рыцарей, отливались различные бытовые предметы для королевских фамилий и вельмож. Но кроме всего этого, золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности, на первый взгляд, не имеющей с этим благородным металлом ничего общего – это вышивка и шитьё золотой нитью элементов одежды.

Золотое шитьё – это одно из образцов старинного женского декоративно-прикладного искусства, которым исстари славились русские рукодельницы. По мнению историков, золотое шитьё появилось на Руси около десяти веков назад и пришло оно к нам из Византии. Нитки для золотого шитья изготавливались из золота, расплющенного в тонкие пластинки и нарезанного на очень узкие полоски.

Вышивка золотой нитью зародилась на Востоке, свидетельством этого являются первые археологические находки расшитых, вернее, сотканных из золотой нити предметов, которые датируются 6-5 вв. до нашей эры.

Со временем это искусство распространилось по территории Сибири, Кавказа, Поволжья, Азии и Европы. Ученным часто встречаются предметы, вышитые золотой нитью, которые они находят в погребениях, датируемых 1-4 вв.

EMBROIDERY: GOLD RELIEF || РЕЛЬЕФНАЯ ВЫШИВКА золотом

Такая техника вышивки применялась в старину для шитья золотой нитью элементов одежды и других предметов религиозного назначения. Золотое шитьё применялось также для украшения обычной одежды или различных декоративных элементов интерьера.

Как вышивали золотой нитью в разные века?

Художественные мастерские пятнадцатых веков занимались в основном лицевым шитьём, которое заключалось в вышивании цветным шелком ликов святых и различных библейских мотивов, что с удивительным мастерством выполнялось искусными рукодельницами того времени. Шитьё же золотыми нитками применялось в работах нечасто. Этими нитками, главным образом подчеркивались лица в композициях на религиозную тематику.

Изделия шестнадцатого века отличаются своей декоративностью, которая достигалась применением в работе нитей из золота и серебра, различных драгоценных камней и жемчуга. Роскошный вид и декоративность, пышное орнаментальное обрамление часто достигались в ущерб естественности и живописности изделия.

Такая тенденция в дальнейшем сохранилась и еще более усилилась, а стиль изделий стал графичным в большей степени, чем раньше.

Кроме большого количества драгоценных камней в золотом шитье, стали также использоваться так называемые «дробницы», которые представляли собой пластинки прямоугольной или другой формы из драгоценного металла, украшенного резным, чеканным или эмалевым изображением лика святого.

Характерной чертой изделий семнадцатого века является применение вышивки в «прикреп», техника выполнения которого достигла больших высот. Часто, вместе с этим, применялась также вышивка изделия «волоченой» нитью – фиксация на поверхности ткани тонких золотых проволочек.

Также использовалась вышивка, так называемой, «золотной» нитью – шелковые или льняные нитки, которые обвивались, по всей длине, «волоченой» нитью.

Применения шелка становится менее распространенным, его используют в основном для вышивки ликов и прикрепления золотой нити к ткани.

Кружево из золотых и серебряных нитей

Сохранились великолепные образцы одежды русских придворных восемнадцатого и девятнадцатого веков, которые, помимо золотого шитья, украшены также кружевом из золотых и серебряных нитей.

Такое кружево распространилось на Руси в конце шестнадцатого века и пришло оно к нам из Западной Европы.

Искусные русские кружевницы в своей работе применяли в основном заграничные нити из золота и серебра, которые ввозились в Россию вместе с готовыми кружевами в семнадцатом и восемнадцатом веке.

Кружева из золотой и серебряной нити отлично гармонировали с традиционными русскими тканями из парчи, богато украшенными золотым шитьём и расшитыми жемчугом.

Это послужило причиной их невероятной популярности в те времена, ими украшались как одеяния священнослужителей и другие церковные принадлежности, так и одежды царей и бояр, а позднее и платья придворных.

Следует отметить, что постепенно, вместо золотых и серебряных нитей стали использовать всего лишь позолоченную нить, а позднее применялись уже искусственные нити различных цветов.

Различные способы шитья золотом

При вышивке золотой нитью наиболее подходящей тканью являются шелковые или атласные. Ткань необходимо туго натянуть и заправить в рамку или же в специальные пяльцы, которые должны быть более большого размера, чем сама вышивка, в противном случае края рамки могут при работе повредить золотую нить.

Непосредственно для шитья требуются две разные иглы: толстая иголка с достаточно широким ушком, с помощью которой выводится нить из золота и иголка с острым кончиком и узким ушком для «прикрепа».

Такая техника вышивки позволяет применять самые разные металлизированные нити, «трунцал» – полую металлизированную трубку с крученой поверхностью, тонкую проволоку- «канитель», «галун» – полую трубку, «люрекс», «шнур», «пайетки», бисер.

МЕЗОНИТИ ДО и ПОСЛЕ | Ставим Нити COG, мгновенная подтяжка лица #мезонити #подтяжкалица

Искусные рукодельницы в старину вышивали нитью из золота так, как это делают при обычной вышивке – пропускали нить через ткань.

Позднее, более распространенным стал способ вышивки в «прикреп», когда золотые нити располагаются на ткани параллельными рядами и прикрепляются поперечными стежками с помощью шелковой нити, которая могла быть золотистого цвета и становиться малозаметной на готовом изделии.

Или же, наоборот, применяли шелковую нить контрастного цвета и, в этом случае, ложась на нить из золота, она дает отблеск и нижней нити передается оттенок прикрепляющей.

Очень эффектный вид имеют изделия, выполненные с применением техники «шитья по карте». Такая техника обычно используется при вышивке геометрических и растительных узоров, орнаментов и различных букв.

Для этого сначала вырезают необходимые элементы узора из какого-либо плотного материала, например, картона или кожи, далее наклеивают на ткань в соответствии с нужным рисунком и после этого их обшивают золотой нитью в «прикреп».

Для прикрепляющей нити из шелка необходимо заранее разметить узор на подложке и потом с помощью тонкого шила проделать отверстия в нужных местах. Изделие с вышивкой, при которой использовались золотые нити и вставки из картона нельзя стирать, их можно только очищать очень мягкой щеткой, медленными и осторожными движениями.

Часто при вышивке золотой нитью применяется жесткая и мягкая «канитель».

Мягкую можно легко разрезать обычными ножницами, после чего в образовавшуюся полую трубочку вставляется иголка с нитью и далее вышивается узор, а жесткая канитель, которая скручена в спираль, очень эластичная и её можно выложить по линиям рисунка. Шов золотом и серебром можно встретить в восточных вышивках – индийских, арабских, китайских или японских.

Популярные варианты схем для вышивки золотом

Вышивка золотом пришла к нам из глубокой древности. Эту технику практиковали в Египте, но особенно оно широко развилось в Византии, которая создала исключительно роскошные предметы искусства.

К сожалению, от Византии мало что сохранилось, но искусство золотошвейки дошло до наших времен, в виде уникальных образцов русской культуры, по праву считающейся наследницей Византии.

Именно из русской культуры и быта черпаются потрясающие по своей красоте и изяществу золотые схемы вышивки, в том числе представленные на нашем сайте, которые можно сразу скачать.

Русская культура отличается уникальностью и эклектикой. Она развивалась относительно независимо от культуры Европы, основанной на Римских традициях, которые пережили свое второе рождение в период Ренессанса. В Римской империи изготавливались золотые одежды, но в Европе они стали только прерогативой монархов.

Русская культура заимствовала множество ремесел, достижения науки Византии, которые сохранила Русская Православная Церковь. Золотошвейные производства и по сей день работают при монастырях и выпускают церковный текстиль, который мы все имеем возможность лицезреть во время церковных служб. Такие мотивы также можно скачать.

Вышивка золотом для церкви

За период существования появилось множество традиционных и новых схем вышивки, которые могут стать изысканным декором в помещении или украсить предметы одежды. Шитье золотом выполняется как настоящими золочеными нитями, так и металлизированными версиями, которые при низкой стоимости создают превосходный эффект золоченого шитья.

Самыми популярными техниками и образцами являются схемы вышивки крестом золотом, а также гладью (можете их сразу скачать). При этом шитье крестиком может быть выполнено мастерицей, которая никогда не занималась этим ранее.

Сделать красивую вышивку золотом помогают хорошо разработанные схемы (доступны бесплатно), которые скопированы со старинных образцов одежды, орнаментов или придуманы талантливыми дизайнерами.

Выбрав любую модель, можно создать изысканный светский или религиозный декор для своего дома и близких.

Золотая вышивка на одежде

Популярные мотивы шитья с золочением

Искусство шитья золотом в России особенно развилось в XVII веке, когда мастерские золотошвейки занимались украшением храмов, такими мастеровыми обзаводились и бояре. Именно момент работы вышивальщицы золотом запечатлел на своей картине «Золотошвейка» В. А. Тропинин. Однако на картине мы наблюдаем только заключительный этап создания шитых золотом образцов.

Работу начинали мужчины, именно они создавали узоры и мотивы, которые впоследствии будут вышиты золотом на плащанице. Их готовили профессиональные «знаменщики» или иконописцы. Сначала мастера выполняли рисунок на бересте или картоне, затем его переносили на ткань, «травщики» занимались прорисовкой узоров. Эти уникальные по своему совершенству мотивы и схемы дошли до наших дней.

Особого внимания заслуживают три вида мотивов нарядного шитья (некоторые доступны бесплатно):

Самым популярными являются элементы декоративной цветочной росписи, из религиозных мотивов – крест. Из новых – руно. Символом Христианства и Христа, является, конечно же, рыбка. Эти мотивы будут отличным вариантом изысканного оформления дома или создания персонального оберега.

Дело в том, что руно относится к произведениям Гомера, древнегреческого поэта, воспевшего многие легенды, но в русской культуре не было греческого наследия.

Греческие мотивы могут быть больше характерны для французского декоративного стиля Ампир, одного из направления неоклассицизма, основанного на эллинистическом искусстве.

Бесплатные и авторские схемы вышивки Золотое руно помогут создать своеобразный оберег для благосостояния вашего дома, а также оформить его в одном из самых роскошных, изысканных французских стилей. Образцы и рисунки можно скачать прямо сейчас.

Вышивка Золотое руно

Чем вышивать, и как долго выполняется работа

Золоченое шитье мастерицами в «светлицах», так назывались в старину мастерские золотошвейки, могла делаться по 2-3 года. Причем речь шла о кропотливой ежедневной работе. Конечно, все зависит от техники и сложности рисунка. По этой причине мотивы для шитья представлены с разной сложностью.

Особенно красиво смотрятся золоченые нити на черном фоне, не менее торжественно – на красном, очень изысканно – на белом. Для шитья можно использовать акрил, шелк, вискозу, для переноса рисунка – картон.

EMBROIDERY: GOLDWORK on cardboard || ВЫШИВКА:ШИТЬЕ по КАРТОНУ

Конечно, можно найти и образцы с натуральным металлом, но это очень затратное и дорогое сырье. Попробуйте для начала бесплатные мотивы с невысокой сложностью, постепенно повышая свое мастерство.

Далее переходите к более сложным работам, которые будут иметь высокую художественную ценность.

Из чего делаются золоченые нити

Для золототканых одежд использовались настоящие золоченые нити. Данная традиция пришла в современную культуру из Древнего Вавилона. Однако, что касается того периода, ничего не сохранилось, чтобы оценить способ производства.

Ближе к нашим дням металлические нити изготавливались из тончайшей пластины золота методом обычного нарезания. Второй способ появился в IX веке и состоял в получении проволоки канители.

Уже в XIII веке, используя золотые схемы вышивки крестом, золотошвейки стали применять серебряную канитель с позолотой, ею предварительно обматывали прочную шелковую нитку.

Очевидная дороговизна технологии привела к появлению различных имитаций, некоторыми из них мы можем воспользоваться и сейчас. В настоящий момент нити для шитья изготавливаются в основном из недорогого синтетического сырья, которое покрывается металлизированной краской.

Рисунки доступны бесплатно, их обычно переносят на картон, затем на ткань. Именно такой материал рекомендуем брать, чтобы вышить схемы вышивки крестом Золотое руно (смотрите фото) на черном фоне, крест и рыбки. Он максимально имитирует настоящий металл, красиво блестит на солнце, основную ценность после окончания работы составят не бесплатные мотивы и нитки, а ваша работа.

“Драгоценное” рукоделие. Золотое шитье вчера и сегодня

Мы не устаем рассказывать вам о различных видах рукоделия. И о вышивке, конечно, в первую очередь! Сегодняшняя наша статья посвящена прекрасному древнейшему искусству — золотому шитью.

Интересно ли вам, когда возникло это рукоделие, как оно развивалось на Руси и легко ли ему научиться сегодня? Мы думаем, что да, если вас заинтересовала эта тема.

Обо всем перечисленном и пойдет речь дальше.

Золотое шитье. ocean-media.su

Мы уже упоминали о золотом шитье, когда рассказывали на страницах нашего журнала об английской вышивке, ее особенностях и истории развития. Принято считать, что это рукоделие зародилось на Востоке и на распространение его в западных странах в Средние века оказала большое влияние византийская вышивка. Сегодня мы хотим рассказать вам о золотом шитье на Руси.

На Руси искусство вышивки золотыми нитями появилось более тысячи лет назад, еще во времена принятия христианства и пришло к нам именно из Византии.

Самые древние сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н.э. Считается, что возникло это рукоделие в Пергамском царстве (располагалось на северо-западе Малой Азии) и пришло оттуда к римлянам.

С древних времен Русь связывали с Византией торговые и дипломатические отношения и на протяжении веков сюда привозились византийские произведения искусства: расшитые золотыми нитями византийские ткани (“паволоки”) были известны в Древней Руси еще до принятия христианства. И впоследствии в летописях не единожды упоминалось о расшитых золотом одеждах, предметах церковного обихода и одеяний духовенства, ввозимых из Царьграда.

Упоминания о русском золотом шитье встречаются в летописях и других источниках уже в 10-12 веках. В 11 веке в Киеве при монастыре даже существовала школа золотого шитья и тканья.

Золотое шитье в Древней Руси. liveinternet.ru

С 15 века ведущее место занимают царские мастерские, во главе которых были великие княгини.

С начала 17 века с царскими мастерскими начинают соперничать мастерские купцов и солепромышленников, которые уже к середине столетия занимают превосходящие позиции.

Чаще всего этим видом шитья занимались особо зажиточные люди, так как материалы для него были дорогими, а сам процесс работы был очень длителен и требовал много свободного времени.

Мастерские шитья, которые назывались светлицами, имелись почти в каждом знатном доме. Во главе такой мастерской стояла хозяйка дома, которая и сама была искусной вышивальщицей.

“Штат” мастерской составлялся в зависимости от общественного и материального положения главы дома и нередко в него входило около пятидесяти мастериц.

В светлицах торговых и служилых людей золотым шитьем занимались крестьянки, а у цариц — жены и дочери служилых людей во главе с боярынями. Также мастерские имелись и при женских монастырях.

Рисунок для вышивки, как правило, выполнялся художниками-иконописцами. Вышивка велась на однотонных тканях: камке, тафте, шелке, атласе. Для прочности под них подкладывали хлопчатобумажное полотно или холст.

Вышивали позолоченными (золотными) и серебряными нитями. Они были разными: прядеными, скаными, волочеными (в зависимости от способа изготовления).

Пряденые представляли собой серебряные и золотые нити, обмотанные вокруг шелковинки, волоченые имели вид тонкой проволочки, а сканые были перевиты с шелковыми нитями.

Золото и серебро (так же, как и драгоценные камни) были привозными. Нередко золотое шитье сочетали с украшением изделий жемчугом.

Произведения золотого шитья очень высокого ценились (что, конечно, неудивительно!) и занимали важное место в жизни Древней Руси. Их бережно хранили в богатых домах, церковных ризницах и монастырях, передавая из поколения в поколение.

В 18-19 веках происходит упадок церковного искусства. Со второй половины 19 века золотое шитье становится народным промыслом, создаются артели мастериц.

В этой технике вышивают обувь, женскую одежду, пояса, головные уборы, на заказ и просто на продажу. В монастырях золотыми и серебряными нитями расшивают предметы церковного убранства.

Лучшие мастерицы украшали парадные наряды для царской семьи.

Платье императрицы Марии Федоровны. pinterest.ru

Издавна существовало несколько разновидностей техники золотого шитья, но все они объединены одной особенностью, обусловленной особой фактурой используемых в работе нитей — они крепились поверх ткани, не протаскиваясь сквозь нее, — иначе, “вприкреп”. Нить укладывалась на лицевой стороне ткани и закреплялась шелковой нитью (либо в цвет металла, либо контрастной) при помощи различных швов.

Эффект золотого блеска создавался с помощью двух основных способов: когда нити располагали в разных направлениях на плоской поверхности и когда узоры создавались на выпуклой поверхности с использованием бересты или картона.

Объемная вышивка гладью золотыми нитями

Изначально рукоделие было действительно драгоценным, ведь работа выполнялась золотыми нитями. Впоследствии они были заменены на позолоченые, в которых содержался лишь небольшой процент золота. Поэтому декоративное шитье приобрело название “золотное”. Теперь в вышивке используются металлизированные нити.

Традиции золотого, или золотного шитья (сейчас для обозначения этого вида рукоделия используются оба названия) сохраняются по сей день. К настоящему времени это искусство приобретает все более “светские” черты. Мастерские золотого шитья по-прежнему существуют и при монастырях, но все шире оно применяется “в миру” для декорирования одежды и аксессуаров, создания украшений и картин.

Чтобы достичь вершин мастерства, ему обучаются на специальных курсах, но освоить азы золотого шитья (достаточные для того, чтобы создавать и украшать вещи своими руками) можно и самостоятельно. Наиболее оптимальный вариант для тех, кто желает приобщиться к древнему искусству, — это набор для вышивания. Да, сегодня есть и такие, которые позволяют шаг за шагом создать свой шедевр.

Мы пообщались с автором и разработчиком таких наборов, генеральным директором компании “Гладкий Мир” Светланой Лукиновой.

— Светлана, в чем вы видите особенности золотого шитья в сравнении с другими видами вышивки?

— Золотое, или золотное шитье — это отдельный вид рукоделия. Хотя техника нередко и перекликается с вышивкой гладью. Так, например, довольно часто используется стежок, применимый в двусторонней глади. А шов “вприкреп”. Куда же без него? Но, тем не менее, большинство стежков, которые используются для вышивки золотом, уникальны. Чего стоит вышивка по картону!

Существенно отличают золотое шитье от других видов творчества материалы, которые используются для вышивки. Металлизированные нити и шнурки, картон и фетр, шелк и хлопок — все это необходимо для создания вышивок в технике “золотное шитье”.

— Как у вас возникла идея создания наборов по золотому шитью? Насколько они подходят для новичков?

— Золотошвейки ревностно хранят свои секреты, но команда “Гладкий Мир” решила приоткрыть завесу тайны искусства золотого шитья. “Гладкий Мир” родился вопреки всему. Мы разбиваем стереотипы, что вышивать гладью и золотом сложно.

Мы создали уникальные в России наборы по вышивке золотом, снабдили их всем необходимым для вашего творчества и описали каждый стежок. Цветные фотографии каждого вышиваемого элемента позволяют шаг за шагом выполнить свой, собственный шедевр. Под силу ли вышивка золотом для начинающих рукодельниц? С “Гладким Миром”? Конечно! Описание настолько подробно, что вы обречены на успех.

Набор для вышивания «Царица медной горы». Производитель — «Гладкий мир»

— Какие материалы для вышивки предлагаются в наборах? Почему выбор был сделан в пользу такой комплектации?

— Все формы и трафареты подготавливаются для наборов вручную, нити и шнурки — самого высокого качества. Естественно, сердце каждого набора — это его описание. В наборе не предложена основа для вышивки: ее вы можете выбрать сами. В качестве основы может использоваться любая ткань, хорошо держащая форму.

И, кстати, мы учли ваши просьбы и сделали золотое шитье применимым. Украсите ли вы шкатулку или обложку на паспорт, шляпку или пальто; золотой орнамент станет декором очечника или же вы сделаете красивое панно… — выбор за вами!

Вышивка золотом от нонны ивановой

Автор статьи: Александр Демидов

Считается, что вышивка золотом пришла на Русь из Византии, стала основой церковной вышивки и легла на уже подготовленную почву, т.к. на Руси уже много веков до этого существовали богатые традиции народной вышивки. Вышивка золотом или золотое, золотное шитье получило распространение не сразу, т.к.

ВЫШИВАЕМ ЗОЛОТОЙ НИТЬЮ НИМБ.

подготовка мастериц требует долгого обучения. Церковная вышивка это особый пласт декоративно-прикладного искусства.

Уже не одно тысячелетие церковная вышивка украшает предметы храмовой утвари и одежды священнослужителей, включая, например, куколи патриархов, митры, выносные храмовые плащаницы, скрижали, облачения, иконы и их оклады.

Шитьё золотом всегда было нелегким занятием. Первоначально, чтобы стежки не провисали, вышивку золотом крепили только по контуру, постепенно техника золотого или золотного шиться усложнялась и прикрепочные швы стали выполнять посредине, что помогло сделать вышивку золотом более прочной.

Затем прикрепы стали использовать и в качестве декоративных элементов, что делало фактуру золотной вышивки или золотного шитья более богатой. Постепенно прикрепы становились диагональными, а также стали выполняться в виде зигзагов, ромбов…

Главным мотивом золотной вышивки становятся геометрические орнаменты и растительные узоры, выполняемые по дорогим тканям.

Ручная вышивка золотом требует особого мастерства, сосредоточенности, внимания, терпения, только тогда можно добиться безупречного результата.

В вышивке золотом используется не только золотая или серебряная нить, часто изделия, выполненные в этом стиле, украшают бисером, жемчугом, искусственными или натуральными драгоценными, полудрагоценными, поделочными камнями-самоцветами или стразами.

В стародавние времена вышивку золотом использовали только для украшения царских одежд и одежд людей знатных сословий, позже вышивкой золотом стали отделывать церковные одежды и элементы церковной утвари.

Первоначально для этих целей использовалась натуральная золотая или серебряная нить, которая была очень дорогой, и вышивка называлась золотой. Затем золотую и серебряную нить заменили металлической с золотым или серебряным покрытием и вышивка стала называться золотной или золотным шитьем.

В этот период золотная вышивка становится намного дешевле и находит более широкое распространение в народе. Народные костюмы, украшенные золотным шитьем становятся богаче. Вышитые золотом узоры используются как в крестьянских народных одеяниях, так и в светских костюмах знатных особ. Но и тогда вышитая золотом одежда ценится высоко и ее надевают только по большим праздникам.

В крестьянском женском костюме золотным шитьем чаще всего украшали сарафаны, обувь, кокошники. Серебром, золотом вышивали кружева, растительные узоры и орнаменты, которые часто дополнялись вышивкой жемчугом, камнями-самоцветами, а позднее стразами и бисером. В конце XVIII – начале XIX века золотное шитье стали употреблять для росписи женских платков.

Вышивкой золотом наносили узоры по синей, белой или голубой тафте. Золотным шитьем декорировали коленкоровые, кисейные и атласные платки.

В современных нитях не используются драгоценные металлы, в связи с чем они намного дешевле, однако по своим декоративным и прочностным качествам современные нити для золотного шитья ни в чем не уступают нитям с золотым и серебряным покрытием.

Одежда с элементами золотой вышивки

Уже с ХII века нити стали закреплять не только по контуру, но и в середине. Это позволяло стежкам не провисать при вышивке и делало орнамент более прочным.

В частом прикреплении стежков была заложена возможность новой декоративной выразительности — создавались разнообразные фактуры узора, богатая светотеневая и цветовая игра нитей.

К ХVII веку вышивальщицы использовали прикрепы в виде диагональных рядов, ромбов, зигзагов. Они назывались «рядки», «ягодка», «городки».

Золотный шов «в лом» («византийский»). Мастерская «Убрус»

Орнамент золотой вышивки, так же как и в обычной вышивке, делится на геометрический и растительный. Геометрический орнамент состоял из ромбов различных очертаний. Растительный орнамент включал в себя разнообразные природные мотивы.

В конце ХVIII — первой половине ХIХ веков золотыми нитями начали расшивать платки. Их вышивали с угла на угол, складывали вдвое, надевали на кокошник и закалывали под подбородком. С середины ХIХ века платки начали набрасывать на плечи.

Галилео. Золотое шитьё

Но разнообразными были не только вышиваемые орнаменты, но также и технические приемы самой вышивки золотом. На шелковых и хлопчатобумажных тканях тамбурным швом выполняли намеченный орнамент. Другие платки вышивались битью в прикреп по настилу, как при вышивке гладью. В узоре объединялись нити фасонной крутки, металлические нити, бисер, канитель, блёстки.

Вышивка металлизированными нитями

По композиции платки разделяли на четыре типа. Самые декоративные платки были вышиты по синей, белой или голубой тафте с угла на угол плотным золотым узором, который назывался дородовым. Вышивали на них цветные розетки, гвоздики, гроздья винограда, а по краям узор заканчивался извилистой лентой.

Узор из блёсток, струнцала и бити на цветных атласных платках делился на густую кайму и разреженную середину. Наиболее применяемым мотивом были многолепестковые цветы, виноградные гроздья. Главные мотивы окружались тонкими ветками и мелкими листочками.

Третий тип вышитых золотом платков расшивался на белой тафте негустым узором из мелких букетиков и узкой цветочной каймой.

Еще один тип платков — коленкоровые и кисейные, с многоцветными тамбурными цветочными узорами. Все платки отличались четким ритмичным строением с повторением одинаковых элементов: блестящих с матовыми, крупных с мелкими, округлых с изрезанными.

С первой половины и до середины ХIХ века золотыми нитями начали расшивать праздничный костюм крестьянок. Но уже в 60 — е годы этого столетия такая одежда стала вытесняться городским костюмом.

В середине XIX века золотая вышивка получила новое рождение. Искусствоведы и историки того времени предприняли усилия по сбору, в том числе и русской вышивки золотом.

Сегодня вышивка золотом вновь возрождается. Всего несколько лет назад начали применять машинную вышивку в прикреп. Художники смогли найти технические приемы воплощения своих замыслов, выполненных в такой технике. При этом традиции народной вышивки не были утрачены.

Вышивка золотом довольно трудоемкая. В Древней Руси ею занимались большей частью в монастырях, а также в городе Торжке, в котором находилась артель по вышивке золотом. Высокопрофессионального исполнения работ по вышивки золотом можно достигнуть, если изучать этот вид рукоделия в течение нескольких лет.

Технология вышивки разнообразна, разделяют ее по способам прикрепления металлической нитки на формах с выпуклой или плоской настилкой. Для вышивания употребляется очень прочная и толстая ткань. Обычно используют толстую шелковую материю, сукно, бархат, кожу. Для работы, кроме ткани, иглы, нити, и пяльцев, требуется шило.

Отверстие, где должна проходить игла с металлической ниткой, делают заранее с помощью шила (особенно при работе с кожей). Проколы шилом лучше делать непосредственно перед вышивкой, не накалывая отверстия заранее, так как могут остаться следы, которые испортят внешний вид изделия.

Золотые нити очень жесткие и плохо гнутся, поэтому перед работой советуем их нагреть на батарее, при высокой температуре металл становится мягче и пластичней. Для выпуклых частей вышивки делают настил из ниток, как для вышивки гладью, бумаги, кожи, картона.

Элементы, которые художник решает сделать объемными, сначала наклеиваются на ткань, а потом обшивают золотой ниткой.

Вышивка золотом и золотыми нитями

Золотное шитье долгое время относилось к одному из самых дорогих видов вышивки, которую использовали для украшения одежд монархов и главенства церкви, а также ряда предметов, требующихся для религиозных обрядов.

Сегодня появились материалы, имитирующие драгоценные металлы, из которых и создавались тончайшие золотые нити, но при этом стоимость их значительно ниже. В связи с этим золотное шитье, которым ранее занимались избранные мастерицы, профессионализм которых сводил к минимуму риск порчи нитей, сейчас стало доступно всем желающим и превратилось в изысканное хобби.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Что такое золотная вышивка

Золотным шитьем называют ручную вышивку, при которой работа ведется тонкими золотыми нитями, реже серебряными. То, насколько сильно солнечные лучи играют на вышивке, может повышать или понижать ее стоимость. Чем переливы ярче, тем ценнее работа.

Впервые упоминания о вышивке золотом появились во II веке до нашей эры. По преданию такое рукоделие возникло в Пергамском царстве, которое находилось на Северо-Западе Малой Азии. Оттуда это искусство попало в Римскую империю и далее распространилось по территории Европы и Северной Африки.

На Руси вышивка золотой нитью появилась в 10-11 веках. Долгое время такой работой занимались только в монастырях. Там было доведено до совершенства лицевое золотное шитье, при котором на изнаночной стороне ценные нити практически не были видны. Знатные женщины, уходящие в монастырь, часто имели послушание именно золотошвеек. Такое шитье долгое время использовалось только для украшения хоругвей, церковных занавесов и облачений церковнослужителей.

Обучались золотошвейки и для княжеского дома. В их обязанности входило расшивание царской одежды. На обучение мастерицы уходило до 7 лет.

Необходимые материалы и подготовка к работе

Техника золотной вышивки сложная, для ее освоения потребуется достаточно много времени. Для работы необходим ряд материалов и инструментов, которые должны иметь хорошее качество.

  • Иглы должны иметь достаточно широкое ушко, чтобы нить, которая отличается особой хрупкостью, не повреждалась.
  • Наперстки нужны для каждой руки, так как в процессе создания узора будут задействованы обе.
  • Острые ножницы – важно, чтобы концы их лезвий могли перерезать нить без повреждения.
  • Витейка – особая деревянная катушка значительной длины, которая применяется для наматывания нитей и их дальнейшего направления по узору. Она помогает снизить трение материала и сохранить его блеск.
  • Шило необходимо, если работа ведется по плотной основе, например, коже или замше. Игла шила должна быть достаточно тонкой, чтобы дырочки не проглядывали в дальнейшем на готовой вещи. Лучше использовать специальный швейный инструмент, а не хозяйственный.
  • Пяльцы – работу ведут по хорошо натянутой ткани. Использовать надо пяльцы с подставкой, которые могут быть установлены на столе, диване или полу. Работа ведется двумя руками, а при использовании пялец без подставки освободить обе не получится. Размер пялец должен быть достаточным, чтобы весь узор помещался в них. Металлизированные нити – нежный материал, который будет травмироваться и терять свой декоративный вид на изломах.

Сейчас применяют синтетические нити, полностью имитирующие золотую, серебряную и медную проволоку особой тонкости, которой раньше и создавали узоры. При желании рукодельницы вышивают металлизированными нитями других цветов, но в этом случае рисунок получится далеким от классической золотной вышивки.

Кроме металлизированной нити, необходимо иметь подходящие по цвету шелковые нитки, которыми будет закрепляться основной материал. Часть рукодельниц использует для этого прозрачную мононить-леску, но это не желательно.

Вышивка крестиком для начинающих: металлизированная нить: советы, сравнение металлика DMC и Гамма.

Ткань для работы требует особого внимания. Так как большая часть узоров вышивается при помощи подкладной ткани, основная должна быть тонкой и легкой. Подкладная ткань будет действовать в качестве укрепляющей, чтобы не перекашивался узор и не повреждалась основная ткань.

Также для вышивки потребуется специальный клей для ткани, пчелиный воск, фольга и дополнительные декоративные элементы. В зависимости от выбранного рисунка это могут быть жемчужины, бисер или пайетки.

Вышивка золотом – необычное старинное занятие

Золотое шитье – это старинный способ вышивки, известный еще до нашей эры, и получивший широкое распространение как в странах Европы, начиная с античного Рима, так и на Руси. Эта техника применялась для вышивки золотом . Металлические нити изготавливались либо методом волочения, когда получалась тонкая проволока, либо методом битья, когда получали тонкую и узкую полоску. Полученные металлические нити использовались либо самостоятельно, либо скручивались с шелковыми или льняными нитями.

ВЫШИВКА: ЗОЛОТОЕ ШИТЬЕ

Кроме золотых нитей использовали и серебряные. Естественно, что эти нити были дорогими из-за стоимости материала и трудности изготовления. Поэтому такая вышивка, как правило, использовалась как украшение церковной символики и одежды – икон, иконостасов, знамен, покровов и т.п.

Вышивка золотом требует кропотливой работы, внимательности, усидчивости. Издавна данным видом рукоделия занимались в монастырях, где монахини постигали это искусство в течение нескольких лет, после чего становились мастерами высокого уровня. Вышивка икон было делом коллективным, над одной иконой трудились несколько человек, каждый занимался своим участком. Дошедшие до наших времен образцы церковного шитья того времени можно назвать произведениями искусства.

Примерно с 15 века золотошвейные мастерские стали появляться и в светском мире. Вышивальщицы украшали одежду и аксессуары знатных и богатых людей. При крупных владениях создавались специальные мастерские художественного шитья. Умение вышивать золотом высоко ценилось в царской Руси.

Золотое шитье на Руси

Золотое шитье на Руси тесно связано с вышивкой жемчугом. Мастерицы украшали золотом и жемчугом всевозможные предметы быта и одежды – кокошники, головные уборы, сапоги, воротники, манжеты, сумки, футляры и многое другое. Такие предметы ценились очень высоко, часто передавались по наследству.

С 17 века, когда золотые и серебряные нити стали заменять на позолоченные и посеребренные, золотое шитье стало доступнее. Однако все еще изделия, вышитые в этой технике, были привилегией высшего общества. После революции золотное шитье было забыто, так как церковное искусство пришло в упадок, а готовые изделия, оставшиеся после царской эпохи, были уничтожены в целях наживы.

С наступлением 20 века драгоценные материалы в нитях были заменены, технологии позволили имитировать блеск и фактуру золотых и серебряных нитей. Сегодня в арсенале вышивальщиц большой выбор искусственных металлизированных нитей с разными свойствами – множество оттенков, тонкие люрексовые нити, хлопковые металлизированные, шнурочки, тесьма и многое другое, поэтому золотое шитье стало доступно широкому кругу. Однако, несмотря на такое разнообразие материалов, техника вышивки сохранилась, так как при работе металлизированные нити проявляют те же свойства, что и их древние аналоги.

Надо отметить, что традиции золотного шитья хорошо сохранились только в монастырях, где они передавались из поколения в поколение. Сегодняшние мастерицы желающие заниматься этим видом рукоделия вынуждены по крупицам собирать знания и опыт, накопленный годами. В наше время к искусству золотного шитья стал пробуждаться интерес. С помощью этой техники украшают не только одежду, но и разные сувениры и аксессуары.

Золотное шитье: история и секреты «драгоценного» рукоделия

Золотное шитье занимает особое место в истории вышивки, и по сей день остается одним из самых трудоемких и кропотливых видов рукоделия. Мастерицы, владеющие техниками золотного шитья, ценятся по всему миру, а работы стоят достаточно дорого. Если раньше вышивка создавалась из золотых и серебряных нитей, и называлась «золотой», то сейчас она получила название «золотной», значимость которой придает уже не материал нитей, а искусство, передаваемое из поколения в поколение.

Золотое шитье появилось еще во II веке до н.э. на северо-западе Малой Азии. В то время вышивка называлась атталинской – в честь правителя Атталу, при котором была основана. В Древнюю Русь изделия с золотым шитьем были завезены из Византии в 10 веке. Несмотря на высокую стоимость, расшитые полотна и наряды сразу начали пользоваться большим спросом. И уже к 12 веку в древнерусском государстве стали появляться собственные золотошвейные мастерские.

Золотошвейка, В. Тропинин 1826 г.

Нити для золотого шитья на Руси в основном завозились с Запада (из Голландии, Венеции) и были четырех видов:

  • Волоченые (тончайшая золотая или серебряная проволока);
  • Пряденые (льняная нить, туго обвитая золотой волоченой нитью); (узкая золотая или серебряная полоска);
  • Скань (шелковая или льняная нить, обвитая золотой или серебряной проволокой).

Из-за материала используемых нитей, наряды получались не только дорогими, но и тяжелыми – вес одного изделия мог превышать 20 кг. После 16 века на смену чистому золоту в нитях пришли позолоченное серебро и латунь с добавлением золота, которые получили название «золотных нитей».

Продолжительное время золотошвейные мастерские были расположены только при монастырях. Там создавались плащаницы, иконы, одежда для священнослужителей при помощи орнаментального и лицевого шитья.

Затем мастерские художественного шитья («светлицы») стали появляться при царских и боярских домах. Мастерицы расшивали головные уборы, воротники и манжеты, женские сумочки и футляры для оружия. Все эти вещи трепетно берегли, передавали по наследству и дарили молодоженам в качестве приданого.

Парадное платье императрицы Александры Фёдоровны, 1896 г.

Для создания качественной вышивки золотошвейки использовали специальную деревянную катушку – витейку. Благодаря равномерной намотке нитей на инструмент, они не соприкасались с руками, тем самым не путались и не окислялись. Чтобы золотные нити не скользили по катушке, первый слой на витейке делали из хлопковой нити. Данный инструмент в золотном шитье используют по сей день.

Вышивка Мукаиш — разновидность золотного шитья

Одной из разновидностей золотного шитья является вышивка Мукаиш (Мукеш, Мукейш) — вышивка плоской тонкой металлической нитью. Также известна как Бадла.

Занимались таким видом рукоделия преимущественно в городе Лакхнау в Индии и украшали одежду королевской семьи, поскольку нити изготавливали из чистого золота и серебра. Так как сари, украшенное только Мукаиш, было само по себе очень дорогостоящим, то её начали объединять с вышивкой Чиканкари, где используется более 30-ти различных видов стежков.

Программа «Истоки мастерства» от 12.01.2016 г. Шитье золотом

Традиционно работа Мукаиш состояла из трех этапов:

  • Чапайи

Первым делом переводили рисунок на ткань с помощью трафарета из перфорированной бумаги или печатали на ткани, используя смесь жевательной резинки и специальный порошок индиго «neel».

  • Такаайи

Далее работали с проволокой для вышивки: ее растягивали на полосы и пропускали через огонь, чтобы металл приобрел разные оттенки. Затем проволоки разрезали еще на более тонкие отрезки и отбивали при помощи небольшого молотка. Так получали нити, плотностью как бумага. Именно такой тонкий материал можно было вплетать в ткань.

  • Гутаайи

Третий этап – вышивка битью. После ткань расправлялась, выравнивалась и тщательно осветлялась стеклянной бутылкой или ракушками каури. Все эти процессы устраняли комки на вышивке, полировали металл, делая его более ярким и блестящим.

ВЫШИВКА ЗОЛОТЫМИ НИТЯМИ

Самые известные приемы техники Мукаиш:

  • Фарди ка кам (точки)

Это самый основной, известный и широко используемый вид мукаишских работ для создания узоров. Размер точек определяет ширина проволоки, чем точнее точки, тем они дороже.

  • Чалла (кольца).
  • Камдани

Проволока, прикрепленная к небольшой длине нити, протягивается через ткань иглой, красиво образуя мотивы. Чтобы облегчить процесс заправки нити в иглу, проволока прикрепляется к небольшой длине нити. Можно создавать любое количество узоров и мотивов, благодаря чему они становятся популярными как «причудливый каам».

В период колонизации Индии эти виды вышивки стали известны в Европе и использовались при украшении роскошных нарядов дам и камзолов кавалеров. В 19 веке в России битью в сочетании с другими материалами расшивали церковные облачения и бальные платья.

Длительное время эта уникальная вышивка использовалась крайне редко, но сейчас многие знаменитые дизайнеры используют ее в своих работах: Alexander McQueen, Georges Hobeika, Azzi &Osta и другие.

Чиканкари и Мукаиш

Вышивка Мукаиш широко используется с техникой Чиканкари, поскольку обе формы ремесла родом из Лакхнау и всегда были спутниками друг друга. На подиумах, в бутиках и в Домах Мод работа Мукаиш теперь рассматривается как часть Чиканкари. Вышивка используется на различных тканях — от жоржета до крепа, хлопка, шифона и тюссера. Однако сочетание белого чистого жоржета и вышивки Чиканкари и Мукаиш остается любимым среди ремесленников.

Вышивка в технике «Or Nue»

Еще одной вариацией золотного шитья является испанская вышивка «Or Nue», которая с английского переводится как «нюанс на золоте». Данная техника пришла к нам из Средневековья и в некоторых источниках называется как бургундская вышивка или итальянская теневая гладь.

Изделие, выполненное в технике Or Nue, получается эффектным за счет того, что вышивка переливается. Достигается это за счет разной частоты стежков. Узор вышивается непрерывно в одном направлении, снизу вверх, сверху вниз или спирально из центра. Золотые нити накладывают параллельными рядами и прикрепляют их стежками шелковых нитей или нитей крученого хлопка.

Нити в золотном шитье применяются следующих видов:

    . В их основе лежит хлопковая нить, обвитая металлизированной. представляют собой очень тонкую металлическую нить, по целостности похожую на мононить или проволоку. – тонкие металлизированные нити, скрученные между собой. .

Традиционное золотное шитье сегодня сохранилось не только в церковной вышивке, но и активно используется на мировых подиумах.

ВЫШИВАЕМ ЗОЛОТОЙ НИТЬЮ.

Такие дизайнеры как Dolce & Gabbana, Guo Pei, Elie Saab, Alexander McQueen, Elsa Schiaparelli, Georges Hobeika декорируют платья, жакеты броши, клатчи и эполеты вышивкой золотом.

Особенности золотного шитья

Отличительной чертой золотной техники вышивки являются:

1. Использование разного вида подложек:

  • Картон

Используется, когда края фигуры необходимо сделать четкими. Кусок картона вырезается четко по размеру вышиваемой фигуры.

  • Фетр и бель

Используются для создания объемных элементов.

2. Вышивка жемчугом

Жемчуг пришивают двумя способами:

  • Отдельно каждую бусину;
  • Нанизывая бусины на длинную нить.

3. Вышивка канителью, трунцалом и битью

Какое золотное шитье без канители, трунцала и бити? Стоит сказать, что вышивка данными материалами проще, чем золотными нитями, но для этого нужно учитывать следующие тонкости:

  • Мягкую канитель необходимо нарезать чуть больше ширины настила, чтобы она полностью закрыла край. Возьмите иголку с рабочей нитью, закрепите и выведите с изнаночной стороны на лицевую.
  • Жесткую канитель перед работой необходимо растянуть и выложить по рисунку, а затем прикреплять рабочей нитью через край за витки.
  • Бить похожа на тонкую узкую полоску фольги, но только прочную. Ее пришивают либо специальной широкой иглой, либо швом «вприкреп».

ВЫШИВКА ЗОЛОТОМ: С ЧЕГО НАЧАТЬ? \ EMBROIDERY GOLDWORK: Where to start?

Освоить все вышеперечисленные техники самостоятельно довольно трудно. Неспроста в давние времена все секреты золотошвейного искусства передавались от мастерицы к мастерице. Сегодня вы можете познакомиться с основами золотного шитья в Школе ручной вышивки «EMBcentre» на очных и онлайн курсах. Мы уверены, что как начинающая, так и опытная вышивальщица откроет для себя золотную вышивку с новой стороны.

История появления и развития золотого шитья на Руси

Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных ювелирных украшений, предметов религиозного назначения, всевозможных статуэток, кубков, им украшались оружие и доспехи знатных рыцарей, отливались различные бытовые предметы для королевских фамилий и вельмож. Но кроме всего этого, золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности, на первый взгляд, не имеющей с этим благородным металлом ничего общего – это вышивка и шитьё золотой нитью элементов одежды.

Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных ювелирных украшений, предметов религиозного назначения, всевозможных статуэток, кубков, им украшались оружие и доспехи знатных рыцарей, отливались различные бытовые предметы для королевских фамилий и вельмож. Но кроме всего этого, золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности, на первый взгляд, не имеющей с этим благородным металлом ничего общего – это вышивка и шитьё золотой нитью элементов одежды.

Золотая вышивка в древней Руси

Золотое шитьё – это одно из образцов старинного женского декоративно-прикладного искусства, которым исстари славились русские рукодельницы. По мнению историков, золотое шитьё появилось на Руси около десяти веков назад и пришло оно к нам из Византии. Нитки для золотого шитья изготавливались из золота, расплющенного в тонкие пластинки и нарезанного на очень узкие полоски.

Вышивка золотой нитью зародилась на Востоке, свидетельством этого являются первые археологические находки расшитых, вернее, сотканных из золотой нити предметов, которые датируются 6-5 вв. до нашей эры. Со временем это искусство распространилось по территории Сибири, Кавказа, Поволжья, Азии и Европы. Ученным часто встречаются предметы, вышитые золотой нитью, которые они находят в погребениях, датируемых 1-4 вв. нашей эры.

Такая техника вышивки применялась в старину для шитья золотой нитью элементов одежды и других предметов религиозного назначения. Золотое шитьё применялось также для украшения обычной одежды или различных декоративных элементов интерьера.

Как вышивали золотой нитью в разные века?

Художественные мастерские пятнадцатых веков занимались в основном лицевым шитьём, которое заключалось в вышивании цветным шелком ликов святых и различных библейских мотивов, что с удивительным мастерством выполнялось искусными рукодельницами того времени. Шитьё же золотыми нитками применялось в работах нечасто. Этими нитками, главным образом подчеркивались лица в композициях на религиозную тематику.

Изделия шестнадцатого века отличаются своей декоративностью, которая достигалась применением в работе нитей из золота и серебра, различных драгоценных камней и жемчуга. Роскошный вид и декоративность, пышное орнаментальное обрамление часто достигались в ущерб естественности и живописности изделия. Такая тенденция в дальнейшем сохранилась и еще более усилилась, а стиль изделий стал графичным в большей степени, чем раньше. Кроме большого количества драгоценных камней в золотом шитье, стали также использоваться так называемые «дробницы», которые представляли собой пластинки прямоугольной или другой формы из драгоценного металла, украшенного резным, чеканным или эмалевым изображением лика святого.

Характерной чертой изделий семнадцатого века является применение вышивки в «прикреп», техника выполнения которого достигла больших высот. Часто, вместе с этим, применялась также вышивка изделия «волоченой» нитью – фиксация на поверхности ткани тонких золотых проволочек. Также использовалась вышивка, так называемой, «золотной» нитью – шелковые или льняные нитки, которые обвивались, по всей длине, «волоченой» нитью. Применения шелка становится менее распространенным, его используют в основном для вышивки ликов и прикрепления золотой нити к ткани.

Кружево из золотых и серебряных нитей

Сохранились великолепные образцы одежды русских придворных восемнадцатого и девятнадцатого веков, которые, помимо золотого шитья, украшены также кружевом из золотых и серебряных нитей. Такое кружево распространилось на Руси в конце шестнадцатого века и пришло оно к нам из Западной Европы. Искусные русские кружевницы в своей работе применяли в основном заграничные нити из золота и серебра, которые ввозились в Россию вместе с готовыми кружевами в семнадцатом и восемнадцатом веке.

Кружева из золотой и серебряной нити отлично гармонировали с традиционными русскими тканями из парчи, богато украшенными золотым шитьём и расшитыми жемчугом. Это послужило причиной их невероятной популярности в те времена, ими украшались как одеяния священнослужителей и другие церковные принадлежности, так и одежды царей и бояр, а позднее и платья придворных. Следует отметить, что постепенно, вместо золотых и серебряных нитей стали использовать всего лишь позолоченную нить, а позднее применялись уже искусственные нити различных цветов.

Различные способы шитья золотом

При вышивке золотой нитью наиболее подходящей тканью являются шелковые или атласные. Ткань необходимо туго натянуть и заправить в рамку или же в специальные пяльцы, которые должны быть более большого размера, чем сама вышивка, в противном случае края рамки могут при работе повредить золотую нить. Непосредственно для шитья требуются две разные иглы: толстая иголка с достаточно широким ушком, с помощью которой выводится нить из золота и иголка с острым кончиком и узким ушком для «прикрепа». Такая техника вышивки позволяет применять самые разные металлизированные нити, «трунцал» – полую металлизированную трубку с крученой поверхностью, тонкую проволоку- «канитель», «галун» – полую трубку, «люрекс», «шнур», «пайетки», бисер.

Искусные рукодельницы в старину вышивали нитью из золота так, как это делают при обычной вышивке – пропускали нить через ткань. Позднее, более распространенным стал способ вышивки в «прикреп», когда золотые нити располагаются на ткани параллельными рядами и прикрепляются поперечными стежками с помощью шелковой нити, которая могла быть золотистого цвета и становиться малозаметной на готовом изделии. Или же, наоборот, применяли шелковую нить контрастного цвета и, в этом случае, ложась на нить из золота, она дает отблеск и нижней нити передается оттенок прикрепляющей.

Очень эффектный вид имеют изделия, выполненные с применением техники «шитья по карте». Такая техника обычно используется при вышивке геометрических и растительных узоров, орнаментов и различных букв. Для этого сначала вырезают необходимые элементы узора из какого-либо плотного материала, например, картона или кожи, далее наклеивают на ткань в соответствии с нужным рисунком и после этого их обшивают золотой нитью в «прикреп». Для прикрепляющей нити из шелка необходимо заранее разметить узор на подложке и потом с помощью тонкого шила проделать отверстия в нужных местах. Изделие с вышивкой, при которой использовались золотые нити и вставки из картона нельзя стирать, их можно только очищать очень мягкой щеткой, медленными и осторожными движениями.

Часто при вышивке золотой нитью применяется жесткая и мягкая «канитель». Мягкую можно легко разрезать обычными ножницами, после чего в образовавшуюся полую трубочку вставляется иголка с нитью и далее вышивается узор, а жесткая канитель, которая скручена в спираль, очень эластичная и её можно выложить по линиям рисунка. Шов золотом и серебром можно встретить в восточных вышивках – индийских, арабских, китайских или японских.