ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ СВОИМИ РУКАМИ

Жостовская роспись. Как рисовать для детей поэтапно

Автор работы: Шаклеина Ирина Юрьевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 110 Калининградская область город Калининград.
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ в работе по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жостовской росписью, для родителей.
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
— воспитывать любовь и уважение к народным мастерам, гордость за свой народ;
— выделять средства художественной выразительности: элементы узора, колорит, композицию;
— закреплять технические приемы рисования кистью: концом кисти, всей кистью, выполнять двойной мазок при изображении бутонов, цветов и листьев;

Материалы и инструменты:
— альбомные листы, тонированные черной (синей, зеленой) гуашью или тушью, или бумага черного (синего, зеленого) цвета из набора «Цветная бумага», или картон (форма бумаги зависит от того, какой формы будут подносы – круглая, овальная, прямоугольная);
— гуашь;
— кисти для рисования (беличьи или колонковые, № 2, № 4, 5);
— палитра;
— баночка для воды;
— тряпочка для кисточки;
— ватные палочки.

Жостовская роспись. Большой мастер-класс от заслуженного художника России Ларисы Гончаровой

Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами с великолепными цветочными букетами. Вместе с хохломой и гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность.
Основной мотив росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию.
Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете.

Начнем с изображения крупных цветов.
На тебя он глядит свысока —
Не найдешь горделивей цветка.
Он в осеннем саду властелин,
Это яркий цветной. (георгин).

Так выглядят настоящие георгины, радующие наши глаза своей красотой в осеннем саду.
Георгины – роскошные растения с длительным сроком цветения.

Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку (мак).

Цветущий мак – символ небывалой красоты, неувядаемой молодости и женского очарования.

Теперь будем рисовать мелкие цветы, которые помогают дополнять и обогащать композицию.

Лист — трилистник, словно веер,
Тонкий гибкий стебелёк,
Шапка красная — цветок.
Сладкий в тех цветочках сок.
Шмель летит за ним на… (клевер).

Жостовская роспись ��Самый красивый дизайн ногтей в ручную

Название — trifolium означает » имеющий три листа «. Трилистник, Клевер, Кашка . Вокруг клевера – трилистника ходит много легенд, конечно, самая известная легенда про четвертый листок. Найти такой четырехлистный клевер считается неимоверной удачей.
Самый известный миф о клевере повествует, что святой Патрик использовал три листа на одном стебле для объяснения концепции святой Троицы — листья изображали Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа святого. Так же считается, что с помощью листка клевера Патрик изгнал всех змей из поселений, где он находился. И действительно, считается, что там, где растет клевер, никогда не ползают змеи. Наверное именно по этой причине клевер , или трилистник, является символом Ирландии.

Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом,
И солнышке лучистом! (незабудки).

О происхождении незабудок существуют различные легенды, часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память. Одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок. Уже уходя, она услышала, как этот цветок тихо произнес: «Не забудь обо мне!». Флора разглядела цветок и нарекла его незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.

Жостовская роспись. Как рисовать для детей поэтапно

Жостовская роспись – художественная роспись на жестяных подносах. Этот русский народный промысел возник в деревне Жостово, расположенной в Московской области. Отсюда и пошло название техники. Возникновение промысла датируется 1825 годом. Жостовская роспись приобрела мировую популярность. Интерес к этому художественному промыслу не угасает и в наши дни. Как сделать жостовский поднос поэтапно – вот тема, которая ниже будет подробно раскрыта.

Особенности росписи

Жостовская роспись выполняется на подносах. Обычно используют простые жестяные изделия. Такая утварь может быть использована в обиходе по основному назначению или в виде подставки под посуду. Жостовский поднос применяют также в качестве украшения интерьера. Такой предмет гармонично впишется в дизайн, стилизованный под старину.

Классический вариант техники – выполнение рисунка из цветов на черном фоне. Однако в последнее время цветовая гамма старая более разнообразной. Теперь в качестве фона используют темно-синие, серебряные, красные или зеленые тона. Все зависит от фантазии художника и назначения подноса. На заказ мастер может выполнить роспись на любом фоне.

Центр композиции составляет букет. В данном случае принято рисовать цветы маленьких и больших размеров. В этом заключается особенность жостовских подносов. Композицию дополняют стебли, листья и бутоны. Чаще всего жостовские подносы украшают такими цветами:

  • розы;
  • астры;
  • маки;
  • георгины.

На подносе рисуют букет этих цветов, который дополняют полевыми цветами. Это могут быть ромашки, незабудки, васильки и другие растения.

Выделяют несколько вариантов расположения букета:

  • В центре. Это техника называется собранным букетом.
  • По краям. Такой вариант называют венком. В этом случае центр подноса могут украшать другие рисунки. Обычно выполняют храмы, или другие архитектурные сооружения, а также птицы и животные.

Расписать жостовский поднос может не только мастер, но и любой желающий. Перед такой работой лучше всего сначала освоить технику росписи. Для этого выполняют рисунки на бумаги, о чем будет рассказано далее.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы создать рисунок по типу жостовской росписи, потребуется такие материалы и инструменты:

  • краски, для такой росписи лучше всего использовать гуашь;
  • цветная бумага или картон черного, зеленого или синего оттенка, если под рукой нет ничего подходящего, можно взять простую бумагу и затонировать ее обозначенными цветами;
  • кисти под номерами 2, 4, 5, рекомендуется использовать колонковые или беличьи кисти, поскольку они помогают лучше всего нарисовать мелкие детали композиции;
  • емкость с чистой водой;
  • отрез ткани, чтобы вытирать кисти;
  • ватные палочки;
  • палитра.

Этапы создания рисунка

Этапы создания жостовского подноса:

  • Замалевка. Выбирают тему композиции и создают наброски букета.
  • Тенежка. Набрасывают тени, цветам придают объем.
  • Прокладка. Тщательно выписываются все элементы композиции.
  • Бликовка. На всех деталях выписывают блики. Создается эффект освещенности букета. Благодаря этому цветы приобретают объем.
  • Чертежка. Для выполнения этого этапа используют кисть. Благодаря такой росписи цветы становится похожими на живые. Мастер делает прожилки на листиках, вырисовывает семена и другие детали растений.
  • Привязка. С помощью стеблей и листиков собирают букет в единую композицию.
  • Уборка краев. Это завершающий этап оформления подноса. Борта изделия украшают различными орнаментами.

Эта сложная техника росписи, которую используют только профессионалы. Для начинающих лучше всего сначала освоить простые картинки, выполненные на листах бумаги.

Как расписать пасхальное яйцо. Жостовская роспись своими руками от Художника Ларисы Гончаровой

Мастер-класс

Такой урок поможет самостоятельно освоить этот вид росписи. Мастер-класс можно использовать учителям, преподающим рисование детям. Рассмотрим, как выполнить жостовский рисунок поэтапно.

В качестве основного цветка композиции используют георгины. Эти цветы проще всего нарисовать новичкам и детям. Сначала делают набросок. На простом листе рисуют круг. После этого создают непосредственно цветок по технике двойного мазка. Для этого берут два оттенка. Лучше всего использовать красный и желтый.

Сначала кисть погружают в желтую гуашь. Излишки убирают о край емкости. На кончик кисти захватывают красную гуашь. После этого делают мазки на наброске в четырех точках – снизу, сверху, с одного и другого бока. Кисть держат таким образом, чтобы на лист сначала «лег» желтый оттенок, а кончик лепестка окрасился в красный тон.

Затем дорисовывают листочки по кругу. Когда краска заканчиваются, кисть снова погружают последовательно сначала в желтую, а потом в красную гуашь.

Когда первый круг полностью нарисован, выполняют второй ряд лепестков. Его делают внутри первого круга по такому же принципу. Затем делают лепестки в самом центре георгина. Цветок готов.

Можно дополнить композицию маками. Опять нужно сделать набросок. Для этого кисть погружают в желтую краску и на бумаге рисуют маленький круг. Это будет сердцевина цветка. После этого сверху и снизу красным тоном рисуют узкие листочки. К ним по бокам добавляют по одному штриху. Всего получается три полоски, которые соединяют в один листик в форме сердца.

По бокам наносят только две полоски на небольшом расстоянии друг от друга, которые соединяют полукругом. В центре листиков белой краской вырисовывают белые прожилки, а на сердцевине мака черным тоном делают семечки.

Из полевых цветов проще всего нарисовать ромашку. На листочке желтой краской рисуют сердцевину. Делают небольшой кружок, к которому потом пририсовывают лепестки. Здесь снова используют технику двойного мазка, но в этом случае берут белый и синий тон. Сначала кисть погружают в белую гуашь. Излишки краски убирают о края емкости. После этого кончик кисти погружают в синюю гуашь.

Сначала выполняют лепестки сверху, снизу, с одного и другого бока. Рисунок делают таким образом, чтобы ближе к центру лежал синий оттенок, а по краям лепестки были белыми. После этого лепестки дорисовывают по кругу, заполняя все пустое пространство.

Композиция не будет полной, если не добавить мелкие цветы. Это особенность жостовского подноса, сочетание больших и маленьких бутонов. Если занятие проводится по теме: «Жостовский рисунок 5 класс», лучше всего выбрать клевер. Детям не составит проблем нарисовать такой цветок.

Чтобы получить подходящий тон, на палитре смешивают два вида краски – оттенка фуксии и белила. В результате должен получиться нежно-розовый тон.

Полученную краску захватывают кистью, и рисуют ровный круг. Это основа клевера. После этого выписывают листики. Кисть обмакивают в краску цвета фуксии и последовательно выписывают ряды лепестков клевера:

  • на основании клевера делают мелкие штрихи;
  • выписывают второй ряд листиков, который должен находиться в центре цветка;
  • делают штрихи вверху клевера – это последний ярус лепестков.

После этого кисть погружают в зеленую гуашь. Излишки краски снимают о бор емкости. Внизу клевера рисуют листики и ножку.

В букет включают незабудки. Чтобы нарисовать такие цветки, лучше всего использовать ватные палочки. Одни цветки делают белыми, другие – голубыми. Центр у всех незабудок – желтый.

Красная роза на черном фоне ��Жостовская роспись. Как нарисовать

Ватную палочку погружают в желтую гуашь. После этого на листке ставят много точек – это будет сердцевина незабудок. Между ними делают расстояние, чтобы нарисовать лепестки. Однако точки не рисуют слишком далеко, чтобы цветы объединить в единую композицию.

После этого берут другую ватную палочку и погружают в белую гуашь. По бокам сердцевины ставят пять точек, которые будут листиками. Затем рисуют незабудки голубым оттенком. Между цветками выписывают стебли и листики.

Далее переходят к написанию листиков. Сделать это сложнее, чем цветы. Для выписывания листиков нужно потренироваться, чтобы делать плавные, закругленные линии. Кистью двигают не спеша, по часовой стрелке.

Чтобы нарисовать листья, снова используют технику двойного мазка. Сначала кисть погружают в зеленую гуашь. Излишки убирают о борт емкости. На кончик кисти захватывают желтую гуашь.

Рисуют длинные листочки. Для этого выписывают зигзаг на бумаге. Сначала по бумаге ведут кончиком кисти, потом всей кистью и снова кончиком, подкручивая инструмент пальцем.

После этого переходят к рисованию листьев роз и георгинов. Для этого выполняют контур растения карандашом. После этого набросок заполняют зеленой краской. Сначала делают мазок в центре листочка, к которому добавляют мазки по бокам и так наполняют весь контур. Мазки наносят техникой «зигзаг»: сначала по бумаге ведут кончиком кисти, потом всей кистью и снова кончиком, подкручивая инструмент пальцем.

Еще один вариант выписывания листьев – техника «запятая». Делают рисунок так – по бумаге ведут кончиком кисти, в затем всей кистью. Сначала делают мазок в центре. После этого по бокам выполняют еще два мазка.

В орнамент можно включить травку. Для этого кисточкой делают тонкие мазки в виде обычной запятой.

Когда техника рисования цветов освоена, переходят к рисованию жостовского подноса на бумаге. Для этого берут лист черного цвета и переносят на него композицию в такой последовательности:

  • в центр помещают георгины и маки;
  • цветы дополняют ромашками;
  • вписывают клевер и незабудки;
  • композицию «собирают» с помощью стеблей и листиков;
  • букет дополняют травой.

Завершающий этап создания подноса – выписывание орнамента. Для этого можно использовать любой узор. Это может быть простой вариант из точек и палочек или замысловатый, сложный рисунок.

Рисунок готов. Если его делали ученики, то они могут его подарить родителям. Например, маме на 8 марта.

Жостовская роспись – одна из самых красивых и простых техник, которую может освоить даже ученики начальной школы. Презентация из рисунков школьников зачастую украшает стенды учебного заведения. Такой рисунок можно выполнить с ребенком дома, чтобы он не только интересно провел время, но и познакомился с народным промыслом России.

Как расписать жостовский поднос своими руками?

Как сделать роспись жостовского подноса в домашних условиях? Пошаговый фото мастер-класс или видео.

Жостовский поднос расписать в той самой "заводской" технике очень сложно. Потому что расписывают его в несколько этапов.

Как рождается Жостовская роспись

Этапы росписи выглядят следующим образом.

Научиться рисовать в домашних условия в жестовской технике сложно, но можно. Сначала изучим основные цветочные элементы в этой технике, а потом научимся красиво компоновать цветочный букет на подносе.

Фрукты. Виноград. Как нарисовать ��ЖОСТОВО |30.07.2018| Уроки живописи

Расписывают жостовский подносы масляными красками, для корректировки используют льняное масло.

Видео мастер-класс по росписи жестовского подноса своими руками.

Видео обзор по жостовский подносам. В этом видео не только цветы, но и птицы с фруктами.

Мастер-класс «Рисование по мотивам жостовских подносов»

Знакомство с Жостовскими подносами началось с рассматривания нескольких подносов и презентации, где детям попытались показать большое разнообразие цветочных композиций, разнообразие фонов и каймы. Детям нравится яркое народное творчество, оно привлекает их чистотой ярких оттенков, пышностью,легкостью исполнения, контрастностью. Дети убедились, что фон работы может как сделать работу более яркой, так и приглушить оттенки. Для подбора оттенков мною была изготовлена дидактическая игра » Цветы на подносе» С помощью этой игры дети из готовых элементов узора — цветов, листьев, стеблей, составляли бцкеты по своему вкусу, выбирая нужный фон. Наконец мы перешли к рисованию. Я предложила детям последовательность действий, где можно было посмотреть с чего начать, и как получить готовый результат. На кадрах видно, готовая заготовка черного цвета овальной формы на первом этапе украшается каймой.

Затем определяем сколько будет крупных цветов и рисуем серединки.

Рисуем лепестки толстой кистью, смешивание оттенков приветствуется.

Добавляем мелкие цветы тонкой кистью.

Прорисовываем листья и стебли несколькими оттенками зеленого цвета. Показываем, что при добавлении белил оттенок цвета лучше выделяется на черном фоне.

Тонкой кистью прорисовываем оживки более светлыми оттенками или белым. Готово!

А вот что получилось удетей.

Материалы для Жостовской росписи

А вот и игра,может кому-то пригодиться, элементы крепятся на липучку к фону.

Декоративно-прикладное творчество по мотивам сказки «Маша и Медведь». Мастер-класс изготовления макета У нас проходит областной конкурс по мотивам русских народных сказок «Старая, старая сказка». Мы тоже решили принять участие в конкурсе,.

Мастер-класс «Цветок» (рисование манкой) Скоро наступит праздник 8 Марта!И мы с детьми придумали необычный подарок для мам,который выполнен с помощью нетрадиционной техники рисования.

Мастер-класс «Рисование манной крупой» Мастер – класс рассчитан для педагогов и родителей, а также детей от 3 до 6 лет. Известно, что рисование самое любимое занятие дошкольников.

Мастер-класс «Рисование на пене для бритья» Мастер-класс «Рисование на пене для бритья» В своей творческой работе с детьми я ищу новые, интересные техники рисования. Одной из которых.

Мастер-класс «Рисование солью» Мастер — класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Цель: Пропаганда среди педагогов техники рисования морской солью, как.

Мастер-класс рисования коня по мотивам городецкой росписи Доброго времени суток, коллеги! Думаю, многие со мной согласятся, что конь, одно из самых красивых, благородных и грациозных земных созданий.

Мастер-класс. Составление узора на прямоугольнике по мотивам дымковских игрушек Составление узора на прямоугольнике по мотивам дымковских игрушек. Как сделать эту работу интересной и увлекательной? Я использую мини-музей.

Новогодняя игрушка, Жостовская роспись акрилом

Мастер-класс «Рисование мятой бумагой» ДОКЛАД ПО ПРЕЗЕНТАЦИИ Мастер-класс «Рисование мятой бумагой» 2. На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным.

Рисование «Цветущая весна» (мастер-класс) Рисование в средней группе «Цветущая весна». 23 апреля 2022 года Программное содержание: 1. Учить детей передавать в рисунке впечатления.

Рисование пластилином. Мастер-класс по изготовлению подноса по мотивам жостовской росписи Рисование пластилином. Мастер-класс по изготовлению подноса по мотивам жостовской росписи. Издавна русская земля славилась народными промыслами.

Декоративная жостовская роспись

Что из себя представляет вариант декоративной жостовской росписи? Это уникальный вариант росписи, который возник в населенном пункте Жостово поколения назад. Данный вариант предназначается для росписи металлических объектов и в первую очередь, интересен тем, кто хочет уникализировать внешний вид железного объекта.

Наверняка многие из вас с восхищением разглядывали красивейшие жестяные подносы, с изображением цветов, однако мало кому известно, что появилась на свет такая красота благодаря жостовской росписи, о которой.

Древняя культура жостовской росписи поражает своей уникальной красотой и особой техникой исполнения. Данный урок расскажет, каким образом вы сможете быстро научится выполнять красивую работу по росписи.

Вариант росписи жостова

Деревня Жостов по-настоящему славится своими уникальными возможностями росписи, которые позволяют создать новый и совершенно невероятный внешний вид для объекта из металл. Современные уроки, а также мастер-классы жостовской росписи расскажут, с помощью каких инструментов и красок можно оформить любой предмет, поднос из металла.

Роспись жостовских подносов

Жостовская роспись является старинным и потрясающе красивым ремеслом. «Жостово» отличается обилием красок, яркостью, реалистичностью элементов. На протяжении многих лет художниками разрабатывались композиции, приемы, технологии по росписи на подносах.

Что мы будем делать:

Знакомиться с искусством жостовской росписи и своими руками украшать поднос.

Из чего мы будем это делать:

— подносы;
— краски и кисти;
— трафареты.

Как мы будем это делать:

Как нарисовать цветы. Роспись. Мастер-класс от Жостово Арт Студия — Художник Лариса Гончарова

Сначала мастер немного расскажет об истории возникновения этого вида декоративно-прикладного искусства и покажет основные приемы и мазки. Потом, каждый участник сможет выбрать трафарет для росписи или придумать узор самостоятельно. После этого начнется самое интересное – творческий процесс.

Сколько времени мы потратим:

В зависимости от сложности задуманного рисунка и художественных навыков участника, на роспись потребуется от получаса до полутора.

Что мы получим в итоге:

Настоящий жостовский поднос, который станет незаменимым на кухне или отличным подарком.

Для какого возраста подходит:

Мастер класс больше подойдет для взрослых.

Деньги избавляют человека от желаний, а желания – от денег.

Жостовская роспись является старинным и потрясающе красивым ремеслом. «Жостово» отличается обилием красок, яркостью, реалистичностью элементов. На протяжении многих лет художниками разрабатывались композиции, приемы, технологии по росписи на подносах.

Что мы будем делать:

Знакомиться с искусством жостовской росписи и своими руками украшать поднос.

Из чего мы будем это делать:

— подносы;
— краски и кисти;
— трафареты.

Как мы будем это делать:

Сначала мастер немного расскажет об истории возникновения этого вида декоративно-прикладного искусства и покажет основные приемы и мазки. Потом, каждый участник сможет выбрать трафарет для росписи или придумать узор самостоятельно. После этого начнется самое интересное – творческий процесс.

Сколько времени мы потратим:

В зависимости от сложности задуманного рисунка и художественных навыков участника, на роспись потребуется от получаса до полутора.

Что мы получим в итоге:

Настоящий жостовский поднос, который станет незаменимым на кухне или отличным подарком.

Жостовская роспись

Жостовская роспись
Сегодня я была на прогулке по магазинам тканей своего города и не смогла пройти мимо одного рулона с тканью… Очень долго думала, что же в нем такого, Родного, меня зацепило. Вспомнился почему-то поднос, у бабушки, и шкатулка, а потом озарило- это же -Жостовская роспись. А вы любите такие мотивы?
Жостовская роспись – русский народный промысел, заключающийся в росписи металлических подносов, придуманный в деревне Жостово Московской области.

Расписание металлических подносов возникло в середине 18 века на Урале, там, где располагались заводы металлургической направленности, и только лишь в первой половине 19 века промысел стал народным и перекочевал в деревни Московской области – Жостово, Троицкое и других.

За короткие сроки жостовская роспись стала ведущей. В наше время производство подносов с этой росписью сосредоточено в деревне Жостово и в Нижнем Тагиле.

При производстве подносов с жостовой росписью используется сталь тонкого образца: листы штампуют, затем вальцуют, чтобы придать жесткость бортам. После этого подносы грунтуются, шлифуются и покрываются маслянистым лаком.

Самым последним этапом идет непосредственная роспись подносов от руки, не применяя при этом трафареты и образцы, полагаюсь на свою собственную фантазию и изобретательность.

Причем, обычно, мастер работает одновременно с несколькими заказами. Орнамент наносят золотым порошком, разведенным в лаке или скипидаре.

Обычно основными мотивами такой росписи являются цветочные букеты простой композиции, с чередующимися крупными садовыми и небольшими полевыми цветами. Сначала рисуются основные силуэты букета, затем накладываются тени.

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких подмосковных селах и деревнях — Жостове, Осташкове, Хлебникове и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.».

Пошаговый МК «жостовская роспись» для начинающих

В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1928 г. все мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в деревне Жостово.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета.

Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает.

Роспись Розы. Масло. Мастер-класс от Жостово Арт Студия — Художник Лариса Гончарова

Существует несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам.

После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию.

Роспись акрилом для начинающих. Мастер-класс от Жостово Арт Студия — Художник Лариса Гончарова

Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится «твореным» золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка).

После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства.

В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.